Наблюдая за страницами начинающих web-дизайнеров, я пришел к выводу, что не все из них знакомы с основными принципами Интернет-мастеринга.
Отметим наиболее часто встречающиеся нерациональные решения при создании web-сайтов:
- Плохая навигация на сайте;
- Использование FLASH-роликов;
- Использование StatusBar'а;
- Неоправданное открытие дополнительных окон;
- Оформление главной страницы;
- Перегрузка страницы графикой;
- Использование CharSet'а;
- Оптимизация кода и др.
Рассмотрим каждый пункт в отдельности.
Навигация
Очень распространенной ошибкой является то, что дизайнер забывает о необходимости дать возможность посетителю перейти из одного раздела в другой. На странице желательно использовать меню перехода как в ее верхней части, так и в нижней, т.к. большинство сайтов содержит достаточно большое количество информации.
Использование FLASH-роликов. Достаточно часто приходится наблюдать использование FLASH-роликов на главной странице, что не очень удобно, если посещаешь эту страницу не в первый раз. Устранить проблему можно просто: достаточно установить на компьютер при первой загрузке сайта пользователем cookie. Однако необходимо оставить возможность еще раз просмотреть ролик, если, например, пользователь захотел его продемонстрировать своему другу либо компьютер установлен в Интернет-центре (для этого достаточно использовать небольшое меню).
Использование StatusBar'а
Опытному пользователю всегда интересно знать, куда заведет его очередная ссылка, поэтому незачем забивать StatusBar бесполезной информацией (простым приветствием, текущим временем и датой или простой надписью "О Васе Пупкине" в тот момент, когда пользователь навел курсор мыши на кнопку с аналогичной надписью).
Неоправданное открытие
дополнительных окон
Думаю, тут все поймут сразу, что огромное количество ярлыков окон в панели Explorer'а никому не нравятся. Рассмотрим случаи, когда открывание нового окна будет уместным:
- на сайтах рекламных объявлений, опросов, "пультов управления" (типа стилизаций под телевизионный пульт) и пр. Но тут вы рискуете испытать рефлекс пользователя, который закрывает любое новое непрошенное окно, не дожидаясь загрузки содержимого;
- для создания альтернативного способа навигации (скажем, когда ваш сайт делается в определенном фиксированном размере - например, 300x400, и вам свободное пространство мешает). Но тут вы опять рискуете испытать тот же рефлекс, т.к. pop-up-окна обычно вызывают только нервное раздражение;
- для создания логического разделения на "проверенную" и "непроверенную" информацию. Скажем, серьезный аналитический сайт, дающий ссылку на какую-то страницу, содержимое которой он не контролирует, может открыть ссылку в новом окне. Но он обязан написать рядом что-то типа "Это ссылки, которые вы можете изучить, но я за них не отвечаю. Они будут открыты в новом окне". Наилучшим же решением будет разместить рядом кнопку с "интуитивно-понятным" рисунком, которая и откроет ссылку в pop-up'е.
Но помните: насильная выдача информации без запроса со стороны пользователя называется "спам". В крайнем случае опытный пользователь сам может открыть ссылку в том окне, в котором ему это необходимо.
Оформление главной страницы
Не стоит перегружать страницу графикой и баннерами, т.к. главная страница потому и называется главной, что является лицом ее владельца. Тут нужно проявить все свое умение, мастерство для создания поистине грандиозного шедевра в очень узких границах.
Перегрузка страницы графикой
Пожалуй, самым больным вопросом, связанным с Интернетом в Беларуси, является вопрос о скорости связи. Пропускной канал наших телефонных линий+монополия "Белтелекома" дают о себе знать. Именно поэтому размер страницы должен быть в разумных пределах. Страница не должна превышать размер 50-70 Kb, если, конечно, вы дорожите каждым посетителем (а ведь каждый посетитель может привести с собой еще десяток!). Будьте благоразумны: не делайте сайт в виде FLASH-ролика либо предлагайте гипертекстовый вариант оного!!! Наши модемы не резиновые, а ISDN не по карману домашнему пользователю;)
Использование CharSet'а
Всякий начинающий web-мастер или web-подмастерье поначалу заглядывает в исходники HTML-текста. И находит там много разного и интересного. Например, такую строчку: <META HTTP-EQUIV="Content-Type" CONTENT="text/html; charset=KOI8-R">. Так что же плохого в прописывании charset'а? Плохо то, что это не универсально. Зачем создавать такие страницы, которые хоть кто-то не может прочесть? Указание charset'ов приводит к тому, что старые браузеры (а в некоторых случаях и новые) показывают просто ASCII-кашу на экране. Решение достаточно простое: существует автоматическое определение кодировки. Это значит, что когда вы пришли на страницу, вам не надо выбирать кодировку. Сервер видит, что вы, скажем, сидите в Windows, и выдает кодировку WIN. Способ этот хорош своей ненасильственностью. Всегда хорошо дать возможность выбрать другую кодировку, если по какой-то причине предложенная вас не устраивает (хотя 99% посетителей остаются довольны :).
Станислав ЛАПТЕНОК,
last_mailbox@mail.ru
Горячие темы