Ветер перемен

Новое любят все. Нового не любит никто. Это кажущееся противоречие лежит в основе поступательной, повсеместной и неизбежной победы нового над старым, то есть прогресса. А он, в свою очередь, идет с максимальной скоростью именно тогда, когда ему не мешают и... не помогают. Идет себе, значит, стихийно и неуправляемо, зато самым оптимальным образом.

Эх, да за такие языческие высказывания на экзамене по марксистско-ленинской философии со мной сделали бы то же самое, что в V веке александрийские христиане сделали с математиком Гипатией (для справки: ее забили камнями). Прогресс, однако, налицо: теперь не забивают. Но на всякий случай поспешу дать ссылку на первоисточник. Недавно в журнале "Physical Review E" (т.61, с.3466) появилась любопытная статья четырех испанских ученых под названием "Самоорганизующаяся эволюция в социоэкономической среде". Вот я и подумал: если уж физики пишут такое в своем журнале, то почему бы компьютерщикам, временно находящимся на гребне экономических интересов социума, не почитать о том же в своей газете?

Почему новое любят все? Потому что жизнь заставляет. Соседи новый телек купили и теперь отрываются по полной программе, когда хоккей или сериалы показывают. Не купишь - запилят. Конкуренты перешли на более мелкомикронную технологию изготовления чипов и деньги лопатой гребут. Не перейдешь - разоришься. Потенциальные противники какое-то лазерное разделение изотопов исследуют, чтобы бомбы дешевые делать. Не исследуешь - разбомбят. Новое всегда дает определенные преимущества. За то его и любят.

Почему нового не любит никто? Потому что оно никогда не дается даром. Переход на новый хард и софт повышает производительность, зато съедает немало денег и времени. Внедрение новых технологических процессов позволяет утереть нос конкурентам, однако... смотри выше. А чтобы шагать впереди планеты всей, выгодно торгуя новыми процессорами и операционками, надо сначала отжалеть на их разработку много лет и гигабаксов - подвиг, разумеется, не для нищих и скупых. За новое всегда приходится платить. Потому его и не любят.

Итак, в социоэкономической системе для каждого ее элемента, будь то человек, компания или страна, всегда существует определенный ценовой барьер, который этому элементу приходится преодолеть в его естественном стремлении перейти от старого к новому. Казалось бы, тут нет никакой проблемы: если у элемента хватает средств на преодоление барьера, то он перейдет к новому, а если нет, то и нет. Однако эти слишком простые соображения не объясняют того, что наблюдается в реальном мире. Ни для кого не секрет, что в реальном мире перемены происходят лавинообразно. Они начинаются тихо и незаметно. К новому осторожно присматриваются. О нем скептически высказываются. Над немногочисленными новаторами посмеиваются. И вдруг - "процесс пошел", как говорил М.С.Горбачев. Вскоре уже все вспоминают, как совсем недавно они и не собирались переходить с винила на компакты, с мэйнфреймов на персоналки, с широких штанов на узкие или от монархии к республике. Не собирались, да собрались. Что заставило, что подтолкнуло перейти к новому? И почему это вдруг все так заторопились расстаться со старым?

Причина лавинообразности перемен, происходящих в социоэкономических системах, заключается во взаимодействии между элементами этих систем. Так считают А.Аренас и трое его коллег из Университета Таррагоны, Испания, и доказывают это не только на качественном уровне, что вполне устроило бы только философов, но и на количественном тоже - методом компьютерного моделирования.

В моделях испанских ученых взаимодействие между элементами социоэкономической системы имеет сугубо локальный характер. Что значит "локальный"? Это значит, что каждый элемент чувствует состояние не всей системы, а лишь нескольких своих соседей. Соседей не обязательно в географическом смысле, а, например, партнеров и конкурентов в бизнесе или противников и союзников в политике. Следует особо подчеркнуть, что элементы системы нисколько не интересуются состоянием системы в целом, равно как их не волнует ее история в прошлом и не вдохновляют мифические планы построения глобального светлого будущего. Они как бы живут "здесь и сейчас", знают свое состояние и состояние своих соседей, причем только текущее, и интересуются лишь завтрашним днем, причем только собственным. Как-то это не по-советски. Зато реалистично.

Каждому элементу моделируемой социоэкономической системы был приписан некоторый ресурс средств (или энергии, если угодно), а также определенный ценовой барьер, мешающий переходу данного элемента из его старого состояния в новое. Эффективная высота этого барьера, однако, не была жестко фиксированной и чувствовала состояние соседей: барьер становился тем ниже, чем больше соседей данного элемента уже перешло в новое состояние. Ну, это понятно. В реальном мире тяжелее всего тому, кто пробивается в новое впереди всех; последний же въезжает в новое на спине страха остаться в дураках.

Вот и всё. Когда архитектура и динамика виртуального социоэкономического мира были определены, осталось лишь включить время и посмотреть на эволюцию. И посмотрели, причем в разных режимах, задаваемых разными значениями средней энергии, приходящейся на один элемент системы. И что оказалось? Да то же, что в реальном мире. Выше определенного порога средней энергии систему неизбежно начинали пронизывать спонтанно возникающие лавины перемен, причем мелкие лавинки возникали чаще крупных лавин. Собственно, физики давно уже изучают подобное поведение сложных динамических систем и называют его "критическим состоянием". Например, лавинообразно происходит вскипание перегретой жидкости или замерзание переохлажденной.

Для социологов и экономистов, пожалуй, окажется новым и полезным то обстоятельство, тоже уже известное физикам, что именно критическое состояние системы, когда в ней спонтанно развиваются лавины перемен, характеризуется максимальной "производительностью" или "скоростью" прогресса. Другими словами, в таком состоянии инновации распространяются и внедряются в системе максимально быстро. Вот так-то. Никакого тщательного планирования. Никакой координирующей деятельности. Никаких министерских и президентских окриков. Новое будет распространяться само, причем самым оптимальным образом. Как лавина, как землетрясение, как пожар. Надо лишь не поднимать слишком высоко ценовой барьер, чтобы не отбить охоту к переменам, да выбрать правильный тип связей между элементами социоэкономической системы.

Конечно, все это - лишь простенькая компьютерная модель куда более сложного реального мира. Но... Потому я посвящаю мою статью всем "совкам", к числу которых отношу себя с гордостью. Тем, кто верил в тщательно продуманное, аккуратно спланированное и целеустремленно построенное светлое будущее. Которого не будет.

Иван ЖИЛИН,
sci@au.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2000 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!