Запись и обработка вокала

Уважаемый Кристофер, с интересом слежу за вашими публикациями, хотелось бы уточнить подробности:
  1. Этапы обработки основного вокала
  2. Методика уплотнения голоса

Где можно найти более подробную информацию?

Данилович Ю.П. г. Брест

Растущий интерес к системам и алгоритмам профессиональной звукозаписи вполне объясним после обретения РС качественных звуковых возможностей. Если раньше, на первых этапах, основными темами читательских вопросов были "Какие есть обработки?", "Как сжать в МР3?", "Какой MIDI-софт лучше?", то сейчас их (дорогих читателей) интересует и как прописать голос, и как его нужно обрабатывать. Это, несомненно, положительный момент.

С удовольствием рассмотрим...


Запись вокала


Микрофоны

Я не открою секрет, если скажу, что под каждый голос нужно подбирать характерный для него микрофон. Именно на этом этапе закладывается понятие, именуемое "качеством". У каждого специалиста, работающего в сфере звукозаписи, есть свои догмы, которые могут быть определены и исходя из параметров аппаратуры, с помощью которой он осуществляет запись. Например, специалист, пишущий на микрофон AKG, совершенно по-другому представляет себе процесс записи вокала, нежели работающий на Neumann. Это можно объяснить не только различными частотными характеристиками микрофонов, но и их "поведением". Как пример "поведения" AKG, я бы выделил его "инструментальность" и полиядность. Это, конечно, относится к более дешевым представителям, но представители таких моделей, как С3000, С4000, подходят для записи практически любых инструментов и голоса в том числе. Как мне видится, эта полиядность происходит из-за подъема частотного спектра на уровне средне-высоких и высоких частот. Просто так качественной данную запись назвать нельзя. То есть лично для меня качественный выбор микрофона при прослушивании вокала определяется по "прозрачному низу". По тому, как этот "низ" не замутнен и хорошо отличен от других инструментов. Таких характеристик можно достичь и на AKG, точно выверяя расстояние от вокалиста к микрофону.

У микрофонов от фирмы Neumann есть другая очень интересная и присущая, пожалуй, только этой марке, отличительная характеристика - детализация. То есть, микрофон "берет" практически все звуки, начиная от сигнала в наушниках и заканчивая дыханием исполнителя. То есть, как Вы видите, совершенно другая ситуация для звукооператора, чем с AKG.

В качестве решений могут подходить и комбинации микрофонов. Например, Neumann-Beyerdynamic и пр.

Например, у нас с Александром Идельчиком при работе в студии неожиданно выработалась своя комбинация, универсальная практически для всех голосов - Shure-Senheizer.

Что нужно для работы с микрофонами:

  1. Научиться слышать частотный спектр.
  2. Научиться работать с этим спектром.


Предусилитель

Предусилитель можно представить как устройство, нужное для усиления микрофонного сигнала. Дело в том, что электрический сигнал, получаемый напрямую с микрофона, очень слаб, даже по сравнению с гитарным звукоснимателем. Поэтому в ряде устройств предусмотрено разделение на Line-in (линейный вход) и Mic-in (микрофонный вход). У этого разделения есть еще несколько функциональных отличий, но мы будем рассматривать одно, более близкое к компьютерным технологиям.

В большей части современных саундкарт предусилитель встроен в цепь Mic-in (микрофонного входа) и установлен на плате. Но, как Вы сами прекрасно понимаете, они в большинстве случаев не предусмотрены для профессиональной работы. На одной чаше весов стоит микросхема на саундкарте, на другой - фирменная схемотехника, продуманная годами. Хотя отличия не большие. И если сидит специалист, то он сможет подстроиться под технологии, заложенные в РС. Хотя ему предстоит решить проблему, рассмотренную в следующем подзаголовке. Основной недостаток большинства саундкарт в том, что в них отсутствует регулируемый компрессор.

Что нужно для работы с предусилителем:

  1. Просчитать записывающий аудиотракт.


Компрессор

С одной стороны, есть много противников того, чтобы сильно компрессировать вокал при записи. Во-первых, "вылазят" наружу все шумы и звуки, которых не хотелось бы слышать. А в цифровой записи еще добавляются шумы квантования. Во-вторых, современные вокальные партии не имеют, в основной своей массе, достаточной мелодики, а компрессор может заметно уменьшить эффект интонации голоса, так как амплитудная разница между тихими и громкими звуками уменьшается.

С иных позиций, уменьшение амплитудной разницы выгодно, так как вокал должен звучать как основной, солирующий, инструмент. Поэтому выгодной схемой является "старая студийная": микрофон-предусилитель-компрессор-вход. Если выставить в данном случае компрессор так, чтобы потом приходилось не сильно менять уровень компрессии вокального трека, то результат получится качественным.

С другой стороны, вместо компрессора в записывающем аудиотракте можно использовать запись на магнитную ленту, например, на DAT. Эффект, получаемый по завершению, очень хорошо иллюстрирует известный Steinberg DirectX plug-in Magneto. При записи на компьютер иногда появляются проблемы с амплитудами, превышающими допустимый максимум. Причем запись таковых на магнитную пленку отличается от компьютерной, и алгоритм оной больше близок к алгоритму работы компрессора. Здесь, для компьютерщиков, важным параметром является "параметр перегонки" - возможность последующей передачи сигнала через цифровые вход/выход с DAT.

Что нужно для работы с микрофонным компрессором:

  1. Просчитать эффективность его использования.
  2. Продумать вариант, чтобы компрессия была до цифровой записи, - уменьшает потери при шумах квантования.


Обработка вокала

Обработка вокала представляет собой не сложный процесс. Главное отличие от обработки инструмента - соблюдение дикции. На дикцию обычно влияют частотные эффекты и реверберация. Поэтому последних следует избегать, если не стоит какая-нибудь другая задача. Тут и выскакивает "прозрачный низ", о котором я говорил. Чем он прозрачнее, тем больше эффектов можно применить относительно вокала. Главный эффект, который лучше всего подходит для обработки вокала без последствий, - это делэй.

Основная сложность, которая возникает у молодых специалистов, особенно пытающихся сводить рок-музыку, - это отдельное звучание вокала. Сейчас есть много различных возможностей сделать требуемый эффект. Но главное - как можно меньше экспериментировать с фазой. Попробуйте сделать вокал просто громче, так, чтобы он на 2/3 был амплитудно выше остальных инструментов. После этого у Вас просто в мозгах поменяется сама схема, и остальное сведение станет процессом намного более легким. Это применимо и тогда, когда Вы за микшерным пультом озвучиваете "живой" концерт.

После этого можно применять и "штриховую" схему.


"Штриховая" техника

Это понятие я ввел для себя сам только потому, что впервые сие опробовал на гитаре. Сначала я отписал обычный трек инструмента. Потом я попросил гитариста просто поиграть на закрытых струнах. После чего я попросил сыграть его на октаву выше. В результате я получил три трека, при грамотном сведении которых между собой получилась очень интересная и объемная звуковая схема.

Буквально через год я нечто подобное услышал в вокальных партиях у Мадонны, а потом присмотрелся к Recoil "Unsound methods" (97) и понял, что Уайлдер использовал практически ту же схему для записи вокала.

После этого я попробовал данную схему записи вокала для Impedance (моя группа) и услышал новые технологии. При сведении треков основного вокала, шепота, голоса на октаву вверх и голоса на октаву вниз, причем данное сведение строилось относительно основного вокала, а остальные треки были значительно тише, получилась очень объемная и красивая картина звучания человеческого голоса.

И владельцам недорогих микрофонов, домашних студий "для уплотнения вокала" (как выразился один из моих читателей) я бы посоветовал именно ее.

Что требуется для осуществления "штриховой" техники:

  1. Записанные треки основного вокала, шепота, вокала на октаву верх и вокала на октаву вниз.
  2. Сведение строится относительно трека основного вокала (остальные намного тише).


Голос "радио"

Сейчас очень модными являются эмуляции радиотрансляций и других техногенных эффектов. Для многих (я думаю, что и для вас, дорогие читатели) ясно, что "радио"-голос можно получить с помощью простого эквалайзера, сжав частотный дипазон вокруг 1 КГц. Наилучшего эффекта я добился, как ни странно, не с помощью параметрических эквалайзеров Waves, а в Fusion:Vinil DirectX plug-in, убрав все виниловые искажения и работая только со спектром частотного диапазона.


"Vocoder"-подкладка

Иногда бывает трудно соединить мелодию вокала с гармонической подкладкой. Эта проблема иногда важна при производстве ремиксов. Одним из хороших решений является использование Fusion:Vocoder DirectX plug-in. То есть, можно создать из исходного вокального файла дополнительный трек, где представляется возможным с помощью вышеназванного плагина запрограммировать изменение нужной гармонии в нотах прямо в вокальном треке (например, пресет синтезатора VOX). Потом это все нужно свести с исходным.


Завершение темы

Главное при сведении и обработке вокала - это его полюбить!

Кристофер М. ИХИХО,
[email protected],
music-hall.com.ua

P.S. Скоро на сайте Music-hall появятся пресеты для программ T-RackS, Fusion plug-ins для эмуляции "штриховой" техники, "радио" и не только.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Николай Гаврилюк
Странные ощущения от статьи. То ли "иностранец" обкурился, то ли перевод не корректный. Много мелких "ляпов", да и крупных то же. Например: с кокого перепуга DAT вдруг стал аналоговым магнитофоном:). Я бы сказал, что в нынешней редакции статья сия будет не только не полезной, но и вредной для записи вокала.
Аватар пользователя Павел Назаров
По поводу "штриховой" схемы записи вокала.

По-моему,как не своди эти треки, все равно будет слышна партия на октаву вниз, как и партия на октаву вверх.

...а если "задавить" эти "уплотняющие"партии до тишины, то зачем они вообще нужны?

а вот шепот можно попробовать.