Опыт автоматизации
Давно хотелось написать про конкретный опыт решения по автоматизации деятельности предприятия. И вот, в конце 1999-го года, на одном из семинаров фирмы "Люкс-Софт" довелось познакомиться с начальником ОАСУП минского таксомоторного предприятия "Легавтотранс", кандидатом физико-математических наук Вячеславом Крикуном. Его выступление на семинаре, а также последующие беседы позволили представить себе общую картину того, как выглядит процесс и результаты автоматизации изнутри.
Вначале несколько слов о самом предприятии. Работает на нем около полутора тысяч человек, автопарк - порядка 700 машин. Есть своя производственная база - участок текущего ремонта, кузовной цех, зоны ТО-1 и ТО-2, диагностики и др., а также хозяйственный парк, гараж-стоянка, складские помещения, АЗС. Отдел АСУП состоит из 7 человек.
Всего в компьютерной сети предприятия 40 ПК с двумя выделенными серверами. Уровень ПК, как это часто бывает на производственных предприятиях, разный - от 386 до Pentium-III. Сетевая ОС - Novell. Причем, надо учесть, что в связи с непрерывным графиком компьютерная техника работает круглосуточно все 365 дней в году.
Автоматизация производственных процессов начиналась еще в 1982 году, когда использовались большие машины "Минск-2" и "Минск-32". С появлением персональных ПК ставка была сделана именно на них. Но к тому времени, а это уже был 1993 год, на предприятии было достаточно много различных решений, которые представляли собой отдельные островки автоматизации. Из-за этого много времени уходило на конвертацию данных, изменения структуры БД. Поэтому основной задачей на том этапе было объединение их в единую централизованную систему.
По мнению Вячеслава Крикуна, на этапе построения системы очень важна качественная база. Это сервер, кабельные системы и "чистое", т.е. лицензионное, сетевое ПО. В целом, все это стоило не очень дешево, но достаточно оптимально в условиях ограниченных финансовых возможностей - примерно $15000-17000 за всю базовую платформу (без прикладного ПО).
Затем необходимо было выбрать общую СУБД и единый язык программирования. Кроме того, очень важна открытость системы снизу и сверху, т.е. на уровне возможностей стыковки между собой различных задач, расширения их функций, а также вывода данных в модули верхнего уровня. На тот момент наиболее оптимальным вариантом для решения всех этих вопросов был именно FoxPro, который используется и сегодня.
Сам процесс шел по принципу лоскутной автоматизации, которую иногда ругают фирмы-разработчики специализированного ПО, но которая в реальной жизни зачастую оказывается наиболее оптимальным вариантом. Другое дело, что, встраивая постепенно отдельные лоскутки, очень важно иметь перед собой единую концепцию будущей информационной системы, в которой каждая задача занимает определенное место.
В основном, все писали сами, но на определенном этапе почувствовали необходимость использования готовых решений. После анализа программ, предлагавшихся на рынке, выбрали "Ветразь" в силу перечисленных выше требований. На начальном этапе столкнулись с проблемой ввода большого объема исходной информации. Поэтому пошли по пути построения системы от низовой операции (учет запчастей, основных средств, МБП в эксплуатации и т.д.) до сводного бухгалтерского учета. В итоге на сегодняшний день используются около двух десятков АРМов, где собственные разработки сочетаются с готовыми модулями.
Постепенно навели порядок на складе запчастей, а отдел учета ГСМ вообще сократили, и весь соответствующий учет ведется автоматизировано. Отдельным вопросом было решение задачи синхронизации работы компьютеров вплоть до секунд. Сейчас вся система работает в режиме реального времени, и операции выполняются строго последовательно, в чем она принципиально отличается от подобных систем на предприятиях такого же профиля. Например, машина после ремонта не выйдет на линию до тех пор, пока не будет закрыта заявка на ремонт и не выполнены все соответствующие калькуляции.
Несколько слов надо сказать и о том, что на первых порах автоматизация, конечно, шла с трудом. Приходилось много объяснять, зачем все это нужно, учить, а в ряде случаев и просто прибегать к добровольно-принудительным мерам. Зато сейчас отношение работников коренным образом изменилось. Теперь, наоборот, больше требований поставить компьютер на рабочее место или обновить старый.
Кроме того, уже в процессе становления информационной системы появилось большое количество запросов пользователей по тем или иным данным. И встала целая проблема - когда и как все это успеть написать? Увеличивать штат отдела АСУ, чтобы писать под каждый запрос специальную фиксированную программу, было явно нереально. В ходе поисков путей решения этой проблемы обратили внимание, что в основе "Ветразя" лежит инструментальный пакет "Квант", который позволяет создавать свои собственные решения. В результате был официально приобретен сам "Квант" с правом использования его во внутренних задачах. Универсальность и открытость позволили внедрить его практически во все АРМы, что освободило программистов от рутинной работы по реализации многочисленных и порою самых неожиданных запросов пользователей. А в некоторых случаях возможности этого пакета даже стали элементом технологических процессов на предприятии. Это позволило также значительно сократить временные, материальные и нервные затраты, связанные с печатью документов, за счет встроенного редактора отчетов, возможностей делать выборки, экспорта в Excel, Word, в том числе в html-формате, предварительного просмотра, печати с заданной страницы и др.
Но не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что с автоматизацией у "Легавтотранса" все так гладко. Есть и свои проблемы. Другое дело, что они уже другие, следующего уровня.
Обратная сторона автоматизации - предприятие стало в известной мере компьютерозависимым. Отсюда очень высокие требования к надежности, вплоть до ночных дежурств сотрудников отдела АСУ, поскольку сбои могут, по сути дела, просто-напросто парализовать работу либо отдельного подразделения, либо всего предприятия в целом.
Сложилась специфическая ситуация и в том, что очень мало осталось специалистов, которые знают, как производить те или иные расчеты вручную. Это, в свою очередь, привело к повышению рабочей нагрузки на отдел АСУ. Поскольку программисты создавали систему автоматизированных расчетов, то теперь им приходится в ряде случаев выступать в роли экспертов по постановке учета и давать пояснения - какова схема, процедура выполнения тех или иных расчетов, операций и т.д.
Еще одна проблема, уже больше технологического плана, связана с тем, что система не стоит на месте, она, так или иначе, развивается. Но поскольку все задачи в ней взаимосвязаны, то некоторые новшества вызывают необходимость определенных переделок, добавлений по всей технологической цепочке.
Но отдел АСУ не унывает и с достаточным оптимизмом смотрит в будущее. А для облегчения своей работы обучают и пользователей создавать с помощью того же "Кванта" те или иные справки, запросы, отчеты.
И в заключение беседы не мог не поинтересоваться мнением не только главного автоматизатора, но и главного пользователя, а именно - генерального директора ОАО "Легавтотранс" Ивана Малашевича. Для него, как руководителя, конечная цель автоматизации состоит в том, чтобы иметь возможность ежедневно видеть итоги деятельности предприятия: объем выполненных работ, доходы, затраты (запчасти, материалы, топливо) и, естественно, прибыль. Отсюда, руководитель имеет оперативную и достоверную информацию для своевременных и обоснованных решений.
Например, изменение цен на ГСМ, что в реальной жизни происходит довольно часто, требует принятия соответствующих решений по всей технологической цепочке. И если это делается быстро, то и возможностей для нормальной работы предприятия гораздо больше.
Интересно было узнать и то обстоятельство, что, хотя у самого руководителя пока и нет ПК на рабочем месте, поскольку поставлена задача оснастить вначале рабочие места сотрудников, но некоторые данные он получает уже и самостоятельно, пользуясь компьютерами отдела АСУ или своих заместителей. Мне лично это очень понравилось, поскольку руководители больших предприятий почему-то иногда стесняются самостоятельно работать с компьютером. А здесь уже чувствуется, что руководитель идет в ногу со временем.
Так что, если Вам случится когда-нибудь вызвать такси по телефону "061", знайте, что за Вашей поездкой стоит целая система хорошо налаженной работы современного белорусского предприятия "Легавтотранс".
Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@mail.ru