Рынок музыкальных программных технологий не стоит на месте, хотя в 1999-м году его развитие заметно замедлилось. У меня создалось впечатление, что большинство разработчиков отошло в сторону и наблюдало за триумфальным шествием Sonic Foundry с ее новаторскими ACID и Vegas. Рынок мультитреков претерпел изменения. Надо сказать, что продукт Vegas максимально приближает музыкальные студии на РС- и Мас-платформах. В программу внедрено столько нужных и востребованных разработок, что представить другой конкурентноспособный мультитрековый программный модуль в ближайший год не видится возможным. Но это относительно к digital audio.
В MIDI существенный прорыв сделала программа Gigasampler. Надо сказать, она пользуется особой любовью среди наших отечественных музыкантов и аранжировщиков. А как же? Превращение РС в мощную и сравнительно дорогую по звуку сэмплерную систему с возможностью использования банков сэмплов от AKAI и E-mu. Но программа несет в себе ряд проблем. Во-первых, ее качественная установка на РС. Очень много системных и программных параметров влияют на беспроблемную работу Gigasampler. Причем по звуку она отличается от натуральных сэмплерных систем.
Чуть менее у нас популярна программа Retro AS-1 (Unity DS-1), которая стала лучшим эмулятором синтезатора по итогам TEC Awards 1999. Она устанавливается в систему как отдельное MIDI-устройство, имеет свои отличительные звуковые характеристики, обладает большим количеством настроек и может экспортировать полученную партию непосредственно в wav. Требования к частоте процессора и величине оперативной памяти у программы очень высокие. Благодаря чему, как мне кажется, она у нас и не прижилась. Хотя программа обладает своим интересным и очень неплохим звуком.
И, наконец, Reaktor - эмулятор синтезатора для РС. Любим музыкантами из-за качественных звуковых наборов. Настроек немного. Основная музыкальная ориентация продукта - эмбиент и производные от него стили.
Две последние описанные мной программы (Retro AS-1 и Reaktor) вполне заменяемы по функциональным и звуковым возможностям Gigasampler'ом. Я встречал многих музыкантов, превративших свой домашний РС в натуральную студию на базе Gigasampler. Только на данных РС были установлены сразу несколько ОС, в одной из которых стоял "голый" Gigasampler.
Итак, как мы видим, набор продуктов не так и велик, если представлять себе сэмплерные схемы как направление музыкального софта. И именно в данном направлении приложили свои усилия разработчики софтверной компании Steinberg.
Virtual Sampler 2.0 beta 1 (дата релиза - 8 марта 2000 года) представляет собой отдельный VST-инструмент. Поддерживает технологии DirectX и ASIO 2.0. Может использовать как DirectX, так и VST plug-ins. Программа также поддерживает технологию EAX 2.0.
Загружаемые форматы сэмплов - SF2, VSampler 1.x и AKAI. Память, выделяемая на сэмплы, неограничена. Программа предоставляет возможность работы с 32-мя стерео-голосами и имеет 32 stacked splits.
Помимо этого, Virtual Sampler 2.0 содержит внедренный real-time синтезатор - эмулятор известной модели Yamaha DX7 с оригинальными пресетами от DX7 Factory.
Требования к ОС - Windows 95/98/2000, установленный DirectX версии 5.0 и выше, Steinberg Cubase VST или Cubasis VST для использования в качестве VST-инструмента, драйвер ASIO для ASIO-output.
Установка программы похожа на установку того же Cubase, которая, несомненно, проходит легче, чем для Gigasampler. Программа устанавливается в систему как отдельное MIDI-устройство.
Схема работы довольно простая. При работе с MIDI-секвенсором, например, в программе Cubase, Вы можете просто менять инструменты, как, собственно, и их банки, добавлять на голоса определенные эффекты, коих неограниченное количество, и управлять звуковыми характеристиками. В качестве MIDI-устройства по умолчанию будет стоять Vsampler и все 16 каналов секвенсора будут подчиняться Вашему управлению через программную оболочку Virtual Sampler. Транспортировка сыгранной партитуры в wav возможна при условии установленного MIDI-cable.
В качестве минимальной конфигурации компьютера для беспроблемной работы я бы посоветовал Celeron 300A и 64 Mb RAM.
Программа поражает простотой интерфейса и большими возможностями, которые получает музыкант при работе с инструментом. Теперь он может качественно работать и с тембром, который является важной составной частью современной музыки. Причем эту работу можно совершать, не ужимая параметры системы и не переходя из одной ОС в другую.
Этого и следовало ожидать. Steinberg, приобретшая хороший опыт и имеющая в своем арсенале качественный и популярный программный интерфейс секвенсора, довольно легко смещает с арены Gigasampler, добавив в арсенал своих продуктов поддержку популярных форматов звуковых сэмплов и всю мощь эффектов от EAX 2.0, DirectX и VST plug-ins.
Полноценный продукт Virtual Sampler 2.0 должен появиться в середине-конце весны этого года.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua
Горячие темы