AOL и Time Warner: брак по расчету

Мы с вами имеем несчастье находиться в курсе всех событий, которые происходят в мире. Мы, к сожалению, знаем, в каком направлении движется мировая цивилизация. Если вы читаете эту газету, то можете догадаться, каким примерно будет наш мир через несколько десятилетий.

К сожалению.

Потому что в случае такой информированности вы не можете не опасаться.

Земной шарик становится все меньше. Он сжимается. Общество превращается в нечто все более упорядоченное и структурированное, с научно предсказуемым поведением, оно становится все более управляемым. Им будет управлять информация. А кто будет управлять информацией?

Развитие Интернета внушает надежду, что не будет монополиста на информацию в мировом масштабе.

Но все-таки человеку свойственно опасаться. Даже эволюция постаралась - в борьбе за выживание побеждали совсем не бесстрашные люди, а люди с обостренным чувством страха. Те люди, кто знал, чего бояться. Мы знаем, чего бояться, не так ли? Я совсем не открываю Америку, когда говорю об опасности монополии на информацию. Этим опасением проникнуты все сообщения о слиянии компаний AOL и Time Warner, хотя говорить открыто о какой-либо монополии еще, конечно, рано.

Я надеюсь, что в этом контексте вы воспримете информацию о последних событиях, которые всколыхнули мировую общественность. Мы постараемся рассказать об этом побольше, а вы сами решайте - насколько это важно.

В прошлом номере "КВ" мы уже упомянули о слиянии между компаниями AOL и Time Warner. Это довольно сложная процедура, так что о фактическом слиянии говорить еще рано. Но соглашение уже достигнуто, и дороги назад нет.

Согласно плану, AOL приобретет Time Warner путем обмена акций. В результате будет создана новая компания, AOL Time Warner, с биржевым символом AOL. Акционерам AOL будут принадлежать 55% акций AOL Time Warner, а акционерам Time Warner - 45%. Сделка между компаниями оценивается в $160 млрд, а суммарная стоимость объединенной компании - $350 млрд. Это - невиданные до сих пор суммы в мировой истории слияний и поглощений.

Крупнейшая Интернет-компания сливается с ведущей информационной компанией в мире. Слияние приведет к созданию медиа-конгломерата с беспрецедентными ресурсами. Обе компании имеют богатейшее приданое: одна - в сфере традиционных СМИ и развлечений, другая - в сфере Интернета.

Большинство просто не представляет, насколько крупной является сеть Time Warner, включающая Time Inc. и более 50 издательств, в частности, журналы Time, People и Sports Illustrated, а также Warner Brothers TV и множество кабельных каналов, в том числе CNN, TNT/TBS, Cartoon channel, HBO и ряд других. В результате AOL получает возможность регулировать все аспекты доступа в Интернет. Вкладом AOL в новую компанию будут Интернет-служба и веб-сеть AOL, Интернет-служба CompuServe, компания Netscape и служба мгновенной передачи сообщений ICQ. Благодаря слиянию информационные ресурсы Time Warner смогут появиться в Интернете, а AOL получит доступ к кабельной сети медиа-компании, что даст ей возможность предоставлять Интернет-услуги на основе высокоскоростной широкополосной связи. Слияние с Time Warner позволит AOL значительно увеличить доходы от рекламы и электронной коммерции.

В краткосрочном периоде, пожалуй, наибольшее значение для AOL имеет приобретение RoadRunner - компании, обеспечивающей кабельный доступ в Интернет. AOL, благодаря своей сделке, получила доступ к сети кабельного телевидения Time Warner, в настоящее время самой крупной сети в США. Тем не менее, AOL заявила, что остается приверженной идее открытого доступа к кабельным сетям для всех провайдеров, собирается продолжить свои усилия в этом направлении и обещает обеспечить открытый доступ к сети Time Warner для всех. Интернет-провайдеры вздохнули с облегчением, но аналитики выразили сомнение относительно того, как скоро AOL сможет выполнить свое обещание.

Таким образом, сделка между AOL и TimeWarner позволит создать мощный информационный кулак из современных технологий. Более того - совершенно новую технологию менеджмента, объединяющего Интернет, компьютеры, телевидение, музыку, видео и информационные ресурсы.

Это слияние представляется настолько внушительным, что едва ли Yahoo или Microsoft смогут составить ему конкуренцию, не объединившись с какой-либо другой информационной компанией. Сделка вызвала к жизни множество спекуляций и предположений относительно других возможных пар компаний из сектора Интернета и сектора средств массовой информации и развлечений. Первым кандидатом на подобную сделку аналитики признали компанию Yahoo, оператора веб-портала, который по посещаемости уступает только сети веб-сайтов AOL. В связи со сделкой между AOL и Time Warner у многих возник вопрос о том, сможет ли Yahoo выстоять в конкурентной борьбе с AOL, если та сделает информацию Time Warner в Интернете принадлежностью исключительно своей сети. Поставив под сомнение целесообразность такого шага, президент Yahoo Джефф Маллет (Jeff Mallett) подтвердил неизменность курса своей компании. Маллет заявил, что Yahoo намерена оставаться независимой и не видит большого смысла в слиянии Интернет- и медиа-компаний. Он указал, что уже состоявшиеся слияния в этой сфере не оправдали возлагавшихся на них надежд. Маллет привел в пример приобретение Интернет-компании Infoseek медиа-гигантом Walt Disney.

Фондовый рынок по-своему отреагировал на сделку. В первый день новость о слиянии America Online и Time Warner вызвала небывалый рост индекса Nasdaq. Технологический барометр поставил рекорд роста за всю свою историю. Подскочил курс акций сектора Интернета и сектора средств массовой информации. Однако на следующий день ситуация изменилась. Когда первая буря восторга по поводу объявленной сделки прошла, инвесторы задумались о перспективах роста AOL. В качестве Интернет-компании AOL росла не по дням, а по часам. После слияния с Time Warner, с типичным для традиционных компаний медленным ростом, перспективы AOL в этом направлении могут стать сомнительными. Акции AOL понизились на 11,8% и продолжали немного снижаться в следующие дни. Публика не совсем понимает, чего можно ждать от новой компании.

Слияния такого масштаба встречались в мировой истории не очень часто. А если быть точным - никогда не встречались. Президент США никак не прокомментировал известие о сделке, хотя сумма в $160 млрд. достойна того, чтобы о ней говорили...

Интересно, какое мнение выскажет президент, если обороты корпораций в десятки раз превысят бюджет государства?

Анатолий АЛИЗАР,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2000 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!