Музыкальная студия на базе РС: запись, сведение, мастеринг...

Итак, мы записали все треки (партии инструментов), включая вокальную.


Потрековая компрессия

Затронем вопрос потрековой компрессии. Очень часто возникают споры: нужно ли компрессировать отдельные партии инструментов. Широкий динамический диапазон говорит о дыхании композиции, возможности для композитора или аранжировщика глубже передать чувство. Хотя сужение динамического диапазона позволяет получить наиболее качественный баланс между звуковыми фрагментами каждой партии инструмента по отдельности и в "пачке".

Потрековая компрессия нужна, только ее значения должны отражать поставленные задачи.

Например, я считаю, что компрессия должна в меньшей мере применяться для главных инструментов (голос, соло-гитара) и в большей мере - для гармонических элементов (ритм-гитара, клавиши). И вообще, выбор установок для компрессора на вокал - задача сродни подбору микрофона. Хотя лично я считаю более значимой для вокала реверберацию. Причем лучшая реверберация - натуральная. Если надо, то можно поставить и специальные отражатели звука (сделать их самим). Тогда голос, собственно, и начинает слушаться. Программные эмуляторы ревербераторов, студийное оборудование, даже старые ленточные ревербераторы дают другой эффект, схожий, но другой. После того, как в голосе предусмотрена реверберация, нужно думать о компрессии. Ни в коем случае не прибегайте к шумодавам. Если проблема стоит, то пользуйтесь методом Invert-шум, о котором я говорил ранее. Иначе потеряете в частотной характеристике и потом придется работать с измененным спектром.

Теперь беремся за компрессор.


Вокал.

Сразу делайте несколько резервных копий трека. Есть старая поговорка: "Если Вы хотите изменить звук, то Вы должны точно уяснить, что Вам это надо". Большая доля компрессии сделает Ваш вокал хорошим, воздушным, но не ярким. То есть, будет присутствовать энергетическая пустота, а всю динамику Вы возьмете потом на себя, объясняя, какая это крутая композиция получилась:) На самом деле надо выбрать золотую середину, где вокал получается и воздушным и динамичным. Не забывайте о том, что еще будет и завершающий мастеринг, где также используются компрессоры, максимайзеры, магнеты и т.п. Поэтому от изначальной динамики вокала, которую Вы услышите сейчас, дай Бог, чтоб сохранилось 50%.


Гармоническая "пачка".

Отдельные инструменты надо компрессировать, хотя может возникнуть проблема с музыкантами. Поэтому хорошо изначально вкладывать компрессию при записи.

Каким образом? Запись гитар с комбиков (лучше ламповых). Лампа в этом случае вообще подходит прекрасно, так как она делает свою динамику. Микрофон в свою очередь тоже работает с динамическим диапазоном, убавляя или прибавляя дБ на определенных спектрах частот. В результате мы уже получаем неявную компрессию. Это можно проверить после того, как Вы начнете обрабатывать полученные таким образом треки компрессором. Звучание не будет сильно меняться. В этом вся заслуга.

Чем больше инструментов в композиции, тем больше должны быть установки компрессора для каждого трека в отдельности. И тем больше надо будет мудрить с эквализацией, но об этом несколько погодя...


Баланс и "звуковая схема композиции №1"

Следующим шагом должен быть баланс.

То есть, у нас нет панорамы. Все треки расположены по центру. Благодаря только одной ручке громкости мы выставляем уровень каждого трека так, чтобы все гармонично слушалось в моно. Здесь являются полезными знания по эквализации отдельных инструментов и партий инструментов.

Очень частая ошибка, причем, в основном, у молодых звуковиков или аранжировщиков, состоит в том, что сведение начинается от стереосведения гитарной секции или спецэффектовой части. Да, получается хороший стереозвук, но потом голос не вмещается в плотную секцию гитар и "тонет" там. Поэтому разговор должен идти изначально об общем моно-балансе и эквализации.

Назовем это "звуковой схемой композиции №1". Она должна включать в себя практически все, что вы хотите включить в композицию, за исключением звуковых стереоспецэффектов, в основе которых лежит среднечастотный звук.

Исходить нужно от голоса или главного инструмента. Все остальные треки - MUTE. После этого включаем потреково инструменты, составляющие гармонию, выставляем баланс каждого относительно главной партии и между собой. Неплохим решением будет эквализация гармонической "пачки" таким образом, чтобы средние частоты в пределах 800 Гц - 3 КГц были прибраны и давали воздуха для главной партии. Причем резкие пропадания какой-либо частоты не приветствуются, и эквализацию лучше выставлять по параболе (вершиной вниз). Для этих целей лучше использовать графические эквалайзеры.

После этого начинаем работу с ударной секцией. Очень часто можно встретить явление, когда звук ударных, особенно малого барабана, окрашивается каким-нибудь эффектом. С этим надо быть осторожным и крутить ручку эффекта до тех пор, пока присутствие эффекта не будет давать хорошо различимую ноту. Если это произошло, то все гармонические партии ставятся в положение MUTE и ударная секция проверяется на гармоническую сходимость с главной партией. Потом выставляется баланс ударных с каждым элементом нашей композиции.

При общем прослушивании настраивайтесь на то, что у Вас должен быть воздух в композиции. Этот воздух дают "синтетические тембры" и верхние диапазоны частот каждого инструмента. В ударных - это железо и подзвучка на малый барабан - довольно уже распространившееся явление, заключающееся в том, что к звуку "сольника" примешивают какой-нибудь более высокий по тембру звук, например, пружины, элемента гитары и т.п. Это дает более вкусный частотный срез композиции в момент удара по малому барабану. Только смотрите, чтоб в момент, а не до или после. Поэтому следите, чтобы максимум удара "сольника" и "вживляемой компоненты" максимально совпадали. Иначе мы получим несколько другой эффект - "след" или отзвук, что немного другое.

"Железо" должно присутствовать практически во всей композиции. Причем должно отписываться в отдельных треках. Так как изменения, которые Вы будете производить с loop'ом, будут влиять прежде всего на прозрачность. Достаточно, например, прогнать ударную партию через несолько аналоговых носителей или цифровых через линейный вход - и о прозрачности "верха" можно забыть. Поэтому рекомендуется всегда иметь дело с первоисточниками. Или же делить ударную секцию на несколько частотных блоков и обрабатывать каждый в отдельности.

Теперь время подключать спецэффекты. Но проверка должна быть только на гармоническую сходимость с каждым элементом и завершается на выставлении примерного уровня громкости относительно главной партии и ударных. Если нота спецэффекта смешивается с какой-нибудь гармонической партией, проводите эквализацию спецэффекта.

Проведите контрольное прослушивание, следите за прозрачностью каждой партии, ее различимости на общем фоне. Лишние партии убирайте. Гармонические инструменты, такие как клавиши, ритм-гитара и т.п., попробуйте соединить в единый блок, который не является самостоятельной частью, а является одновременно "подкладкой" под главную партию и склейкой низкой составляющей с верхней составляющей частотного спектра композиции.

Когда Вы достигли этого эффекта, то стоит немного задуматься о динамике. Выходной вариант композиции будет обладать относительно большой долей компрессии. Поэтому надо подумать о выразительности, заложенной другими средствами, отличными от работы с динамическим диапазоном. Следующая рекомендация относится больше к клавишным фоновым звукам. Например, в процессе пения клавиши держат какую-нибудь ноту. Делаем на этот фрагмент трека Reverse, в результате смещаем динамику нажатия и делаем более обозначенным переход к следующей ноте или части композиции. К тому же, данный метод делает более сложной общую звуковую схему, хотя не наносит вред произведению в целом. Это не относится к MIDI и работает только в Digital Audio.

(Продолжение следует)

Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!