Обзор предложений по материалам девяти периодических изданий
Объем предложений на рынке ПО в
феврале-99
Февральский рынок программного обеспечения преподнес небольшой сюрприз. Обычно считается, что пик активности для продавцов ПО приходится на последние месяцы года, где-то с октября по декабрь, а первые два-три месяца в начале года являются своеобразным "мертвым сезоном". Но, как показывает табл. 1, общий объем предложений в феврале превысил показатели даже самого пикового месяца - декабря.
Таблица 1: Динамика предложений на рынке ПО в феврале-99 | |||
Параметры оценки | Декабрь 98 | Январь 99 | Февраль 99 |
Количество предложений | 614 | 557 | 623 |
Динамика | +7,91% | - 9, 28% | +11, 85% |
Доля предложений ПО на рынке | 1,99% | 1,93% | 2,10% |
Так, если в декабре-98 г. в девяти основных белорусских периодических изданиях содержалось 614 предложений (рекламных строк) тех или иных программных продуктов, то в феврале-99 их число составило уже 623. Здесь же, в феврале, объем предложений ПО впервые превысил 2% от общего количества предложений других товаров и услуг.
Вполне естественно, возникает вопрос, с чем это может быть связано. Неужели кризис уже миновал? На мой взгляд, объяснять это можно по-разному. Во-первых, в данном случае речь идет не о фактических продажах, а о предложениях, т.е. о рекламной активности продавцов, которые после некоторого затишья в начале года активизировали свою рекламную деятельность, чтобы создать заделы для продаж на ближайшие месяцы.
С другой стороны, смею предположить, что мнение о "мертвом сезоне" основывается главным образом на определенных субъективных впечатлениях. Когда же появляются цифры, то картина начинает выглядеть иначе. Косвенным подтверждением данного предположения можно рассматривать и высказывание Юрия Шепелкина ("МиСофт") о том, что в прошлые годы для их фирмы наиболее активный период продаж приходился как раз таки на январь-февраль (см. "КВ" №6 от 18.02.99). Добавим сюда еще одну новость из России. Так, по данным компании IDC, в четвертом квартале 1998 г. наблюдался заметный рост продаж ПК по сравнению с кризисным третьим кварталом.
Похоже, компьютерный рынок, а вместе с ним и рынок ПО, постепенно приходит в себя. И пусть пока приходится согласиться, что кризис полностью еще не преодолен, тем не менее, некоторые события позволяют говорить о том, что операторы рынка находят для себя новые формы работы в сложившихся условиях.
О том, что это за события, мы поговорим чуть позже. А сейчас подведем итоги февральских прогнозов. Наиболее точный прогноз по поводу динамики предложений программного обеспечения в феврале был сделан в прошлый раз Александром Куракевичем ("Авенир") - "увеличение на 5-15%%".
Рейтинг программ
Всего в феврале к продаже было предложено более 170 программных продуктов. В десятке наиболее активно предлагаемых программ (см. табл. 2) особых изменений не произошло. Отметить можно лишь увеличение доли предложений программного комплекса "Ветразь" и Windows NT.
Таблица 2: Рейтинг программ в феврале-99 | |||
№ п/п | Программа | Предложения (рекл.строк) |
Рейтинг фев(янв)-99 |
1 | 1С: Бухгалтерия | 9.47% | 1 (1) |
2 | Ветразь | 6.31% | 2 (4) |
3 | Профит-комплекс | 4.73% | 3 (3) |
4 | Microsoft Windows NT | 3.35% | 4 (9) |
5 | Бэст | 2.96% | 5 (2) |
6 | 1С: Торговля и склад | 2.56% | 6 (6) |
7 | ORACLE | 2.56% | 6 (4) |
8 | Галактика | 2.56% | 6 (5) |
9 | 1С: Зарплата и кадры | 1.97% | 7 (7) |
10 | ПО фирмы Microsoft | 1.97% | 7 (-) |
Среди других новостей отметим появление новых предложений по визуальным средствам программирования, возвращение в февральскую строчную рекламу программы "Эконет", и, наоборот, отсутствие предложений операционной системы OS/2. В отношении последней можно предположить, что это каким-то образом связано с циркулирующими в последнее время в мировой компьютерной прессе сведениями о не очень радужных перспективах данной ОС.
Наконец, наиболее яркая новость февраля - появление целого букета новых программ от фирмы "Компьютер Сити". Их более десятка, среди которых "База данных и складской учет по медпрепаратам", "Бухучет для гостиниц", "Расчет аренды для ЖЭСов", "Расчет стоимости приватизированного жилья" и др. Для меня, как обозревателя рынка ПО, было интересно увидеть в этом подтверждение своих наблюдений о развитии прикладных разработок в сторону их все большей специализации (см. "Свободные ниши для разработчиков ПО" - "КВ" № 9 от 11.03.99).
С другой стороны, вполне возможно было подумать, что это просто разовый всплеск предложений каких-то, что называется, "самопальных" программ, которые пишут программисты практически во всех организациях. Поэтому вдвойне приятно было узнать, что здесь имеет место не случайность, а серьезное намерение коллектива названной компании по созданию новой технологии программирования, краткая информация о которой представлена в комментарии к данному обзору.
Февральский рейтинг активности
продавцов
Как всегда, в заключение обзора приводим данные о рыночной активности продавцов ПО. Как видно из таблицы 3, в первой лиге все достаточно стабильно. Более-менее заметно повысилась активность только у фирм "Профит" и "Люкс-Софт", да в первой десятке вновь появился старый знакомый "СофтИнформ-бизнес".
Таблица 3: Рейтинг
рыночной активности продавцов ПО в феврале-99 |
||
Рейтинг фев(янв)-99 |
Продавец | Предложения (рекл.строк) |
1 (1) | SKY Systems | 12.20% |
2 (2) | IBA | 7.38% |
3 (4) | МиСофт | 5.62% |
4 (3) | Триумф | 4.82% |
5 (11) | Профит | 3.85% |
6 (12) | ЛюксСофт | 3.69% |
7 (5) | IntellectServiс | 3.21% |
8 (8) | FLORINwest | 3.05% |
9 (7) | CompIT Systems | 2.89% |
9 (6) | Бенетон | 2.89% |
9 (9) | ТОП СОФТ | 2.89% |
10 (13) | Софтинфоpм-бизнес | 2.25% |
Еще одна новость - появление объявлений корпорации "Галактика" с предложениями по проектированию и монтажу компьютерных сетей. Добавим сюда замеченное многими изменение рекламной политики "ТопСофта" по основному программному продукту. Напрашивается вывод, что названная компания осуществляет перегруппировку сил и ищет новые ниши реализации своих возможностей.
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
[email protected]
Комментарий: "Технология
персонального программирования"
Итак, что же нового предлагает "Компьютер Сити" в области программирования? Со слов Владимира Евдокимова вырисовывается следующая картина.
Исходная идея состоит в том, что сегодня на предприятиях приходится работать с большими объемами разнообразной информации, которая, к тому же, постоянно обновляется. Делать это вручную, без компьютера и соответствующего программного обеспечения, практически немыслимо. Пользоваться готовыми программами не всегда возможно либо в силу отсутствия необходимых средств, либо по причине отсутствия специализированных программных продуктов. Отсюда, многие так или иначе пишут свои программы. Но не все обладают соответствующими навыками, знают языки программирования и т.д.
Поэтому назрела необходимость создания вспомогательных средств, которые облегчали бы обычным пользователям процесс разработки собственных программ для работы с разнообразными информационными массивами. Причем, речь идет не просто о разработке какой-то новой универсальной программы, а именно о технологии написания различных программ под конкретные задачи пользователя.
Как раз на основе такой технологии и разработан ряд новых программ, которые "Компьютер Сити" предложила на рынке в феврале. К основным особенностям этой технологии относятся создание специальной пользовательской оболочки, использование принципов объектно-ориентированного программирования и визуальных средств разработки.
Уже сейчас можно говорить о том, что применять подобную технологию могут пользователи, имеющие обычный опыт работы с ПК и приближающиеся к тому, чтобы писать свои собственные программы. К ним относятся менеджеры различного уровня, а также руководители фирм и компаний.
Прогнозы на март
В этой рубрике мы предлагаем экспертам - сотрудникам фирм-продавцов ПО - высказать свое мнение по поводу динамики объемов предложений программного обеспечения в следующем месяце.
Владислав Борисовский
("Ланцконсалт"):
- На мой взгляд, в марте можно ожидать увеличения объемов предложений ПО на 7-10%. С одной стороны, завершается работа по составлению годовой отчетности, бухгалтеры освобождаются и у них есть возможность подумать о других делах. С другой стороны, всем хочется денег, а весна способствует тому, чтобы их более активно зарабатывать.
Владимир Евдокимов ("Компьютер
Сити"):
- Увеличение процентов на 10. Это связано с общим повышением деловой активности в весенние месяцы.
Виктор Ушаткин ("Офисные
технологии"):
- Небольшое увеличение, процентов на 10-15. В основном это, скорее всего, будет обусловлено окончанием первого квартала, когда бюджетным организациям необходимо будет реализовать соответствующие средства. Плюс к этому времени уже, как правило, согласуются и годовые бюджеты.
Итак, отметим, что впервые наши эксперты дают практически одинаковый прогноз - увеличение объемов предложений ПО в пределах 10%. Цифра, что называется, осторожная, но, тем не менее, единогласно оптимистичная.
Горячие темы