Технологический прогресс за последние десять лет кардинальным образом изменил положение вещей в издательском бизнесе. Сегодня то, что раньше выполнял человек с линейкой и карандашом в руках, делает компьютер. Однако новшества коснулись прежде всего технологии производства печатных изданий. Как и 10 лет назад, мы по-прежнему получаем информацию на бумажных носителях. Несмотря на развитие Интернет и появление электронных журналов, распространяемых по e-mail, старые средства массовой информации сохранили свои позиции. Теперь технологическая революция добралась и до них.
Не секрет, что основным недостатком, сдерживавшим развитие безбумажных технологий, является то, что читать новости и вообще текстовую информацию с экрана монитора не совсем удобно. Люди привыкли к тому, что читать газеты, журналы и книги они могут в любом месте и в любое время. Привязка к компьютеру лишает их такой возможности. Поэтому у некоторых особо продвинутых инженеров возникла мысль о создании специального прибора, такого же удобного, как и книга. Над его созданием бились уже немало лет, следует напомнить, что первым подобную мысль высказал аспирант Алан Кей в далеком 1968 году. Он назвал свой вариант "Динабук".
Однако только сегодня, с развитием технологий и удешевлением компонентов, в частности жидкокристаллических мониторов, эта идея была воплощена в реальность. Сегодня уже четыре американских компании разработали свои варианты электронных книг. Остановимся на каждом из них поподробнее.
Nuvomedia
Базирующаяся в Пало-Альто, Калифорния, компания Nuvomedia (www.nuvomedia.com) запустила в производство прибор под названием Rocket eBook. Данная модель весит всего 900 граммов и легко помещается в вашем кармане. Экран имеет размеры стандартной книги А5 с разрешением порядка 105 dpi (большинство мониторов имеют разрешение около 72 dpi). Принцип действия достаточно прост: пользователь загружает необходимую ему информацию из Интернет в свой персональный компьютер, а затем сбрасывает ее непосредственно в Rocket eBook. Чтобы защитить загружаемый текст от несанкционированного копирования, его шифруют. В результате полученую информацию можно прочитать только на одном приборе. Справедливости ради нужно сказать, что защита эта не такая уж надежная, однако производители "Ракеты" утверждают, что стоимость затрат на взлом будет во много раз превышать стоимость текста. Одновременно в приборе может находиться около 4000 страниц информации в виде текста и графики. Аккумуляторные батареи позволяют пользователю читать на протяжении 20 часов. Аппаратные требования к компьютеру, через которой производится загрузка текста из Интернет, достаточно скромные: процессор 486 или выше, 16 Мб оперативной памяти, 10 Мб свободного пространства на диске, операционная система Windows95/Windows NT. Официально объявленная стоимость Rocket eBook составляет $499.
SoftBook
В сентябре в продаже появилась электронная книга SoftBook (www.softbookpress.com) производства одноименной компании. Основное отличие от предыдущего прибора состоит в том, что для загрузки информации не требуется компьютер. Для того, чтобы получить книгу или газету, необходимо только подключить прибор к обычной телефонной сети. SoftBook автоматически, через встроенный модем, соединится с онлайновым книжным магазином, клиент стиком выберет необходимый ему текст и через несколько минут его уже можно читать. Создатели аргументируют это тем, что большинство населения США, не говоря уже и об остальном мире, до сих пор не имеют компьютера, а те, у кого он есть, все равно предпочли бы использовать абсолютно автономный прибор. Данный прибор тяжелее (почти 1300 граммов) и больше (размером 22 на 28 сантиметров), его производители решили, что читатели предпочтут больший размер высокому разрешению. Стоимость его составляет $299, однако кроме этого в течение года необходимо в обязательном порядке выплачивать $19 ежемесячно за пользование онлайновым книжным магазином.
Everybook
Самым дорогим продуктом из электронных книг является Everybook, который стоит $1600. Справедливости ради нужно отметить, что по качеству воспроизведения текста и другим техническим данным он превосходит своих конкурентов. Во-первых, он цветной. Во-вторых, он двухстраничный. Однако даже сами создатели понимают, что широкие слои потребителей вряд ли согласятся платить такие деньги. Именно поэтому данная модель считается экспериментальной, а ее производитель - компания Dedicated Reader - планирует к 2000 году выпустить более дешевую версию стоимостью около $750.
Librius Millennium
На противоположном конце ценового спектра находится электронная книга Librius Millennium, которая стоит всего $200. Она имеет экран размера стандартной книги с небольшим разрешением и весит всего лишь 400 граммов. Изготовители надеются завоевать с помощью этого прибора массовую аудиторию.
Основные преимущества
Несмотря на кажущуюся привлекательность идеи электронных книг, на практике многие вещи выглядят малоподходящими для массового рынка. Основная проблема в том, что люди привыкли к книгам и вряд ли согласятся заменить их на какой-то непонятный прибор, тем более за достаточно большие деньги. Однако издательские компании восприняли появление электронных книг с энтузиазмом. Издательский концерн Bertelsmann и крупнейшая сеть книжных магазинов в США Barnes&Nobles являются инвесторами компании Nuvomedia. В свою очередь, партнерами SoftBook стали такие авторитетные издательства, как Harper Collins, Simon&Shuster, Random House. Их внимание к электронным книгам понятно. В настоящее время издание и распространение книг является достаточно рискованным бизнесом. Если книга продается тиражом менее 10000 экземпляров, она просто приносит убытки. Кроме того, достаточно сложна и система дистрибьюции. Издатель сначала должен понести значительные расходы, напечатав книгу, а затем, передав ее на реализацию продавцу, терпеливо ждать своих денег. Непроданные экземпляры возвращаются издателю, так что и на этом он теряет деньги. Неудивительно, почему электронные книги встретили у издателей такой горячий прием. Новые приборы одним махом решают почти все их проблемы. Достаточно просто создать свой сайт в Интернете или организовать свою собственную сеть и спокойно продавать информацию. Не нужно ни печатать книгу, ни распространять ее среди магазинов. Покупатель сам найдет то, что ему нужно, и заплатив, загрузит информацию себе в электронную книгу. Знай только, подсчитывай прибыль.
Полностью изменится и рынок средств массовой информации. В принципе, именно в этой области электронные книги имеют наибольшие шансы на успех. Традиционные газеты и журналы (во всяком случае, большая их часть) не имеют в глазах общества такой ценности, как книги. Они покупаются, прочитываются и выкидываются, как только информация, содержащаяся в них, усвоена. А между тем, стоимость подготовки информации, то есть именно того, за что платит читатель, составляет всего лишь около 20% от стоимости издания. Остальные 80% приходятся на бумагу, полиграфические услуги и распространение. Таким образом, внедрение электронных книг позволило бы журналистам резко увеличить свои доходы и полностью изменить рынок новостей во всем мире.
Сегодня, если белорус хочет читать The Times, он должен заплатить 170.000.000 рублей за годовую подписку. Причем сама газета будет доставляться с опозданием. При распространении газеты через Сеть и чтении с помощью электронных книг цена на нее резко упадет. И, что самое важное, белорус сможет читать ее одновременно с англичанином. Для того, чтобы издавать свою газету, уже не нужны будут десятки тысяч долларов начального капитала. Правда, рынок поделят между собой, в основном, крупные информационные концерны, однако это будет хорошим шансом и для независимых журналистов.
Немаловажен и тот факт, что внедрение действительно безбумажных технологий будет поддержано и защитниками природы. Как известно, около 70 процентов заготавливаемой в мире древесины идет на нужды полиграфии. Если электронные книги уменьшат эту цифру, то поддержка политиков, старающихся заручиться симпатиями "зеленых", им гарантирована.
Конкуренты
Почему же внедрение технологии электронных книг может затянуться? Прежде всего потому, что сегодня активно разрабатываются и другие технологии, позволяющие издателям снизить свои издержки. Одной из них является print-on-demand, "печать по заказу", разрабатываемая компанией Lightning Print, подразделением издательства Ingram Book. Суть ее в следующем. Ingram хранит книги в электронном виде на своем сервере. Как только поступает заказ из книжного магазина, специальная машина печатает ее в единственном экземпляре и высылает покупателю. Стоимость печати, естественно, достаточно высокая, однако это позволяет ликвидировать убытки от непроданных экземпляров.
Однако основную опасность для электронных книг представляют не традиционные средства, а растущая популярность карманных компьютеров типа PalmPilot и т.п. В принципе, уже сегодня можно найти текстовый файл в формате PDF в Интернете, например, на сервере проекта "Гутенберг" (www.gutenberg.net), загрузить его в свой карманный компьютер и начать читать. Конечно, PalmPilot и другие карманные компьютеры достаточно неудобны: экран с низким разрешением, маленький срок службы батарей, однако они обладают множеством других функций, а самое главное, выпускаются достаточно давно и пользуются заслуженной популярностью. На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,6 миллиона пользователей PalmPilot, и их число постоянно растет. В этом случае достаточно будет доработать Palm Pilot с учетом пожеланий читателей, снабдив его хорошим экраном и набором соответствующих функций, - и рынок будет завоеван.
В любом случае, сама идея электронных книг уже не умрет. Слишком большие доходы в случае успешной реализации она принесет издательскому бизнесу. Тем более, что чисто технические проблемы будут решены в течение двух-трех лет. В октябре в Геттисберге, США, все производители электронных книг собрались вместе, чтобы обсудить стандарты своих будущих изделий. А знаете, кто был инициатором этой встречи? Естественно, Microsoft. Билл Гейтс почуял запах больших денег и уже создал в своей фирме отдел по разработке своей версии электронной книги, планируя продемонстрировать ее в следующем году. Все идет к тому, что через десять лет бумажная книга действительно станет библиографической редкостью.
Юрий А. ДРОЗДОВ,
drozdov@iname.com
Горячие темы