"Я давненько уже хотел
проверить свои умственные
возможности, в широте которых
я, при всей своей скромности, не
сомневался... - Как, всего четыре балла?! - возмутился я. - Это при десятибалльной-то системе! Тут какая-то ошибка... - Да, это очень несовершенный агрегат, - согласился Андрей. - Мне он дал десять баллов. Я этого, конечно, не заслуживаю. Иногда я чувствую себя безмозглым щенком". В. Шефнер, "Девушка у обрыва" |
Люди любят тестировать свои творения. Устраиваются гонки на выживание - и становится ясным, что автомобиль A способен проехать даже по советской глубинке, а автомобилю B лучше не съезжать с американских хайвэев. Запускаются тесты, имитирующие работу реальных приложений, - и покупатели компьютеров с удивлением узнают, что дорогой хваленой машине A разумно предпочесть дешевую ругаемую машинку B. Две научных программы, A и B, на одинаковых компьютерах решают одну и ту же задачу, A - за 1 секунду, B - за 6 минут, - и реклама лопается мыльным пузырем. Два молодых человека, A и B, отвечают на несколько десятков элементарных вопросов - и уже через полчаса становится очевидным, что A имеет в сто раз меньше шансов получить высшее образование и в десять раз больше шансов угодить за решетку, чем B. Стоп, но ведь это бесчеловечно, жестоко, унизительно! Неужели? А винеровское "человек = машина" - это не "бесчеловечно"? А учить в одном классе глупых и умных - это не "жестоко"? А родиться талантливым и нищим - это не "унизительно"? В наше рационалистическое время уже поздно ломать в отчаянии руки, нанюхавшись капиталистических мифов о "равных возможностях" и социалистических мифов о "равных способностях". Человеку разумному горькая правда должна быть дороже сладких сказок.
Что делает человека человеком? Ноги? Гепард втрое быстрее любого бегуна. Кулаки? Горилла одним ударом уложит любого боксера. Труд? Куда уж нам до муравья, у которого 168-часовая рабочая неделя. Использование орудий труда? Шимпанзе, отправляясь за лакомыми термитами, заготавливает целую охапку палочек разной длины и толщины; африканская птичка мёдоуказчик и вовсе пользуется человеком как орудием труда: заманивает его в лес и показывает улей, за что получает кусочки сотов. Мозг? Разумеется! Такой совершенный бортовой нейрокомпьютер имеет только человек: 100 миллиардов нейронов серого вещества, 70 миллиардов нейронов белого вещества и сотни триллионов связей между ними. Отличительная особенность человеческого мозга - способность к решению задач, характеризуемых емким и выразительным термином "complexity", то есть "сложность". Эта способность и является тем, что психологи называют интеллектом или интеллектуальностью. Человеческая жизнь сложна и всё более усложняется, особенно в таких своих аспектах, как учеба и работа, и предъявляет высокие требования к интеллекту человека. Люди чувствуют это: социологи утверждают, что по степени важности для себя "средний человек" ставит силу интеллекта на второе место - сразу же после крепости здоровья. Однако люди часто желают друг другу укрепления здоровья, увеличения доходов, повышения в должности - и никогда не желают усиления интеллекта. Почему? Они чувствуют (в определенном смысле - совершенно правильно), что усилить интеллект не поможет ничто и никто.
Сто лет назад, когда исследования интеллекта только начинались, психологи открыли замечательное явление. Если испытуемым предлагали набор тестов разного характера - логических, словесных, числовых, графических и т.д., - то каждый отдельный испытуемый, как правило, справлялся с разными тестами либо одинаково хорошо, либо одинаково плохо. Так родилась гипотеза о том, что сила интеллекта каждого человека характеризуется одним показателем, одним общим фактором, или g-фактором (от general factor), величина которого проявляется в конкретных тестах как IQ (коэффициент интеллекта) лишь с небольшими искажениями, обусловленными некоторыми частными умениями или склонностями испытуемого. В течение XX века эта гипотеза превратилась в теорию иерархической структуры умственных способностей человека: на вершине иерархии располагается g-фактор, определяющий общую силу интеллекта; находящийся под ним слой объединяет так называемые групповые факторы (измеряемые отдельными тестами IQ), такие как речевые способности, математическая логика, пространственное воображение, ассоциативная память и т.д.; в самом нижнем слое лежат умения, зависящие от знаний и опыта, такие как приемы и навыки конкретной работы и профессии. G-фактор хорошо отражает то, что обычно определяется словом "ум": склонность к логическому и абстрактному мышлению, способность решать проблемы и быстро обучаться. Современная психология умеет выделять g-фактор в почти чистом виде из множества IQ, определенных посредством дюжины специально подобранных тестов, хотя отдельные IQ всегда "загрязнены" специфическими знаниями и умениями данного человека. Но даже один IQ, измеренный посредством только одного хорошего теста, соответствует g-фактору с такой точностью, какая вполне достаточна для большинства практических применений. Это часто позволяет нам говорить "IQ", подразумевая "g-фактор".
Читатель может найти в литературе и Интернете массу тестов IQ и испытать свою интеллектуальную мощь. При этом полезно помнить следующее. Если тест не на родном языке, то IQ будет занижен. Если тест уже знаком, то IQ будет завышен. Лучше сразу отказаться от теста, требующего специфических знаний, отсутствующих в силу возраста, образования или места проживания. При панической боязни "цейтнота" разумно взять тест без ограничения по времени. Существует много хитростей, как "сломать" тест, но кому они нужны? Если человек рассказывает всем встречным и поперечным про свой IQ 130, то у него есть на то причины. А в мемуарах можно встретить и вовсе сногсшибательные IQ, равные 160, 180 и даже 240, но сегодня эти числа ничего не значат: теперь принята совсем иная калибровка IQ. В современных тестах сумма баллов за выполненные задания пересчитывается посредством графика или таблицы в IQ, откалиброванный таким образом, чтобы статистическое распределение человеческой популяции по коэффициенту интеллекта имело вид колоколообразной, или гауссовой, кривой: вершина колокола соответствует IQ 100, 50% людей имеют IQ от 90 до 110, 90% - от 75 до 125, и практически любой человек - от 65 до 135.
Как и всё в науке, g-фактор имеет собственных критиков, утверждающих, что он отражает не конструктивно обусловленную мощность нейрокомпьютера человека, а приобретенные человеком умения, знания, опыт. Против этих критиков и в поддержку IQ выступают, как сговорившись, биология, социология и педагогика. Вот некоторые факты. С поправками на пол и рост человека, объем его мозга статистически значимо коррелирует с его IQ - коэффициент корреляции 0,4 по шкале от 0 до 1. Оказывается, что мозг с высоким IQ тратит на решение проблемы гораздо меньше энергии, чем мозг с низким IQ. Кроме того, скорость и согласованность мозговых волн, вызываемых простым раздражителем типа звукового щелчка, сильно коррелирует с IQ - корреляция от 0,5 до 0,7. То же подтверждается следующим элементарным опытом: по световому сигналу человек должен снять палец с одной кнопки и нажать на другую. Хотя время, затрачиваемое на перемещение пальца, никак не коррелирует с IQ, люди с высоким IQ показывают "неизменно превосходный результат" по времени, уходящему на принятие решения до начала движения. Трудно представить, как на все это могут повлиять знания человека, если не влияет даже пол, возраст и расово-этническая принадлежность. Напротив, ученые всё больше убеждаются, что IQ человека определяется генетическими причинами. Многолетние наблюдения за очень большой группой детей, воспитываемых приемными родителями, доказали, что генетический вклад в IQ составляет 40% у дошкольников (остальное - эффект среды), 60% у подростков и уже 80% у взрослых. Подрастая, дети постепенно "забыли" IQ приемных родителей и "вспомнили" IQ родителей физических, которых они никогда не видели. Тем же статистическим оружием была убита догма о том, что социальные, психологические и экономические различия между семьями оказывают сильное и долгосрочное воздействие на IQ человека. За полвека усилий так и не было найдено ни одного способа повысить g-фактор человека на длительное время: в детстве развивающее обучение ускоряет его естественный рост, однако в молодости кривая интеллекта упрямо выползает на ровное плато, простирающееся до самой смерти, высота которого записана в генах данного индивида.
Ну и что из того, что люди имеют разные и не поддающиеся изменению IQ? Влияет ли IQ на учебу, работу и вообще на то, что зовется жизненным успехом? Судите сами, вот некоторые факты на этот счет. Исследования, проведенные в армии США 30 лет назад, показали, что новобранцам с IQ ниже 90 требуется в 2-6 раз больше тренировок для прохождения "курса молодого бойца", чем среднему новобранцу с более высоким IQ. Впервые американские военные хлебнули горя с низким IQ некоторых призывников во время 2-й мировой войны. Тогда Конгресс запретил призывать в армию лиц с IQ ниже 80, теперь эта планка поднята до 85. Собственно, военные не "открыли Америку": опытные школьные учителя давно знали, что скорости обучения "быстрых" и "медленных" учеников в среднем классе относятся как 5:1. То же известно работодателям: взрослые с IQ выше 125 самостоятельно обучаются всему необходимому и пригодны к любой работе; с IQ от 90 до 110 легко поддаются обучению многим профессиям, но не годятся для работ высокопрофессионального и руководящего уровня; с IQ ниже 75 профессиональному обучению практически не поддаются. Понятно, почему многие работодатели полюбили тестировать IQ претендентов на рабочие места и поступать с ними в соответствии с их IQ. Свежие американские статистические данные доказывают, что IQ человека действует буквально на все грани его жизненного успеха. Обозначим буквой A жителей США с IQ от 75 до 90 (таких ровно 20% населения), а B - с IQ от 110 до 125 (таких тоже 20%). Оказывается, что A в 88 раз чаще отчисляются из высшей школы, в 5,3 раза чаще живут в бедности и в 1,5 раза чаще разводятся, чем B. Женщины A в 8,5 раза чаще получают пособия на детей и в 4,3 раза чаще становятся матерями-одиночками, чем женщины B. Мужчины A в 7 раз чаще попадают в тюрьму и в 1,4 раза чаще становятся безработными, чем мужчины B. Вот как важно получить в подарок от родителей хороший нейрокомпьютер! Да и родителей надо выбирать с умом!
Удрученный всей этой статистикой, читатель поспешит измерить свой собственный IQ и с ужасом обнаружит, что он равен не 130, как ожидалось, а всего лишь... 129. Ах, что же теперь делать? Жить! Ведь статистика - это такой метод, который и в физике, и в социологии говорит обо всем "в среднем", но не предписывает того, в какую сторону данной молекуле лететь и какого успеха данному индивиду добиться. В США на 15 нищих с IQ 70 приходится 1 нищий с IQ 130. За что жизнь так наказала этого интеллектуально одаренного человека? Возможно, за опьяненность своими силами, за недостаток целеустремленности, упорства и трудолюбия, за желание стать всем и сделать всё... Ведь есть много важных качеств личности, которые g-фактор "не схватывает". Психологи сумели восстановить по биографическим материалам, что IQ Майкла Фарадея в детстве был плачевно низким и лишь к зрелости вышел на примерно средний уровень. Но он работал как муравей, он был фанатиком своего дела... Позднее интеллектуал Максвелл, "переводя" с английского на английский дневники недоучки Фарадея, изумлялся тому, насколько рано и глубоко этот странный человек сумел проникнуть в природу электромагнетизма. Мои комментарии тут излишни, слово В. Шефнеру - рабочему, писателю, поэту: "Можно быть глупым ученым и можно быть мудрым работником ассенизационной системы".
Сергей СЕРЫЙ,
[email protected]
Горячие темы