В "КВ" №41 в рубрике "С миру по байту" мой коллега Дмитрий Бородаенко поместил новость "МР3-плейер Rio временно запрещен". Напомню вкратце, о чем там шла речь. Американская Ассоциация Звукозаписывающей Промышленности (RIAA) через суд запретила использование Rio - портативного устройства для прослушивания МР3 от фирмы Diamond Multimedia. И после констатации факта Дмитрий высказал очень любопытное предположение по поводу того, что МР3 угрожает самой RIAA, позволяя музыкантам контактировать со слушателем через Интернет без дорогостоящего посредника в виде вышеназванной ассоциации. И провел сравнение с новой технологией IP-телефонии, которую во избежание больших потерь вынуждены были поддержать телефонные компании. Сия публикация и стала предтечей данной статьи.
Я думаю, что RIAA, как и всевозможные учреждения, занимающиеся соблюдением авторских прав, потеряли не сейчас. В данный момент мы имеем только следствие. А началось все тогда, когда появились системы, позволяющие производить копирование звукозаписи без потери качества. Вот когда произошел перелом в сфере авторских прав. От цифровых носителей человечество уже никуда не уйдет, посему учреждения типа RIAA постепенно будут упраздняться. Тратя огромные суммы на судебные разбирательства, они просто оттягивают перестановку сил. Дело не в МР3 - этот стандарт просто ускорил процесс. Наступит момент, когда достаточно увеличится скорость передачи данных по Сети и объем памяти на жестких носителях, и размер в 40 Мб (средняя величина wav-файла с песней) будет восприниматься нами так, как мы сейчас воспринимаем 1 Мб. Вот тут-то RIAA уже деться некуда. Запретят МР3, всплывет реально существующая замена - VQF (формат сжатия, позволяющий сжимать в еще меньший объем, чем МР3, но менее распространенный по сравнению с последним). Все запретить невозможно!
Я не против RIAA, Ассоциация делает много полезного, в частности, курирует разработки в области кодирования трансляций, что несомненно ограничивает пиратский рынок. Но в сфере продаж музыкальной продукции проигрыш очевиден.
Наверняка каждый из Вас приходил в музыкальный магазин и, просмотрев скудный список имеющихся в наличии CD или кассет, уходил ни с чем. А если у Вас изысканные требования, то приходится контактировать с отъезжающими в другие страны, чтобы они нашли нужные Вам произведения. У меня, например, вообще вкус ни к черту - люблю Nitzer Ebb и Suzanne Vega. Слава Богу, последняя еще крутится по MTV, а первые так вообще плюют на коммерческие тусовки... Подключившись к Интернет, я первым делом бросился в поиск и... нашел все, и не просто все, а вообще все. Я не беседовал с понимающим меня наполовину, заискивающим продавцом, а целенаправленно искал то, что нужно. Экономия времени налицо, учитывая, что поиск я проводил не выходя из дома.
Меня тогда удивил подход многих, известных узкому кругу людей музыкальных групп: продавать свои альбомы как простые программы. Причем, дата последнего обновления у некоторых указывала на то, что МР3 еще не было. То есть я мог свободно скачать интересующий меня альбом, перечислив определенную сумму денег. Об авторских учреждениях типа RIAA речь вообще не шла. Я общался напрямую с музыкантами и платил деньги непосредственно им. Конечно, из-за отсутствия с моей стороны кредитной карточки покупки не состоялись. Поэтому пришлось попотеть, чтобы найти пиратские МР3. Но если бы была карточка, то я бы лучше заплатил и не тратил время на поиски. Есть официальный сайт - есть цена и есть полный продукт. Чем плохо?
Вывод 1: Покупка-продажа музыки в Интернет не только минует надстройки в виде комитетов по авторским правам, но и подминает под себя физические структуры шоу-бизнеса.
Интернет развивается очень быстро и хаотично. На примере сената США (а эта страна является передовой в области законов, касающихся компьютерных сетей) довольно просто понять, что управлять сетевыми ресурсами невозможно, можно только узаконивать ограничения по отдельным направлениям. Интернет - это огромная структура, которая предусматривает и свой внутренний рынок. Причем о рынке можно уже говорить как о данности. В том же США расчет ведется на миллионы долларов. Пример: DLJ Direct, AmeriTrade Holding Corp. и некоторые другие брокерские компании согласились заплатить по 25 миллионов долларов за двухлетнюю аренду "площадей" на популярном финансовом сайте компании America Online Inc. 25 миллионов стоит средний голливудский фильм. Но вряд ли кого-нибудь там удивит эта трата, так как есть большая вероятность того, что она с лихвой оправдается. При чем здесь, скажете, музыка? При том, что шоу-бизнес - одна из самых бурноразвивающихся и доходных отраслей в Internet.
Второй характерный плюс для пользователя Сети - это независимость от расстояний. Я могу день в день узнать об интересующих меня событиях, произошедших в любой точке планеты. Рассматривая данный момент со стороны потребителя информационных технологий, в частности музыки, я могу получить самые свежие продукты за достаточно короткий интервал времени. Для самих музыкантов есть возможность заключить контракт с какой-нибудь звукозаписывающей фирмой, не выходя из дома. Даже неопытный пользователь без труда может через Сеть выйти на ряд русских и зарубежных продюсерских фирм. Причем у многих прямо на сайте лежит бланк договора. Есть также адреса тиражных студий, которые занимаются выпуском сборок, и музыканту достаточно послать свою композицию, чтобы она вышла на CD, например, в Канаде. Конечно, есть шанс не попасть, но с другой стороны, есть возможность заработать на авторском гонораре.
Недавно мы наблюдали любопытный факт - Netscape Communicator стал распространяться бесплатно после аналогичной акции Microsoft с ее Internet Explorer. Для привлечения к имени идут на удешевление продукта. Мне кажется, что эта тенденция коснется и музыки. Перед музыкантами появится возможность получать деньги не только за счет собственных произведений, но и размещения рекламы на своих сайтах и введении плавающих цен на отдельные произведения. Посему сетевой шоу-бизнес может пойти в сторону бесплатного распространения хитов для того, чтобы поднять интерес к имени, за чем последует ряд несложных коммерческих операций. Возможно, пиратство уйдет в тень, так как у пирата не хватит ресурсов собрать полную информацию - все охватить невозможно. Но между тем, несомненно, пират будет выполнять функции бесплатной рекламы.
У музыканта уменьшаются траты на дорогостоящие цифровые носители и теряется жесткая связка с тиражными студиями - убирается еще одна надстройка. Выходной продукт дешевеет.
Вывод 2: С бурным развитием Интернета небогатому музыканту станет позволительно заниматься только творческим процессом, все остальные функции сможет выполнять один человек (или группа людей) работающий(их) непосредственно с сайтом данного музыканта.
Кристофер М. ИХИХО
Горячие темы