Практически на каждой упаковке современной звуковой карты можно обнаружить логотип или надпись "3D Sound", означающую возможность воспроизведения объемного звука. Вообще-то говорить о качественной стороне звука несколько сложнее, нежели о видео. С видеокартами все просто: недостатки картинки можно заметить даже невооруженным глазом. А вот отличить, например, звук сжатого файла .MP3 от обычного .WAV сможет не каждый. Поэтому и дурят покупателя китайские и тайваньские производители, наклеивая красивые лейблы на все коробки без исключения.
Настоящий 3D-звук, как 3D-видео, необходим для создания виртуальных миров без перекладывания этой задачи на плечи центрального процессора. Для совместимости программных продуктов с различными аппаратными устройствами нужно использовать общие стандарты, технологии, интерфейсы. Фраза "3D Sound" на самом деле ни о чем не говорит. Плата может воспроизводить объемный звук за счет ресурсов центрального процессора.
Аппаратное ускорение звука - вот что необходимо настоящему геймеру для достойного оформления виртуального мира компьютерной игры. Когда-то во времена процветания Doom'а пользователи даже и не могли мечтать о высоких разрешениях (1024х768) и разнообразных спецэффектах, предоставляемых видеокартами с возможностью 3D-ускорения. Что ж, сегодня, когда 3D-акселераторы продаются на каждом углу, настала очередь аппаратной акселерации звука. В этой сфере больших успехов добилась компания Vortex Semiconductor, специализирующаяся на производстве звуковых процессоров для аудиокарт ПК. Несмотря на свою молодость, она уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны как создатель звуковых PCI-акселераторов Vortex AU8820 и Vortex AU8830, а также технологии A3D, подобие которой применяется специалистами NASA в своих тренажерах.
A3D и Surround Sound
Технология A3D способна создавать трехмерный звук, используя HRTF (Head-Related Transfer Functions) - функции перемещения по отношению к голове. Технология создания виртуального звукового пространства с помощью A3D сравнима лишь с технологией 3D-ускорения в современных видеоакселераторах. Чуть ли не 3Dfx для аудио.
Действительно, A3D позволяет максимально приблизить пользователя к происходящим на экране монитора событиям за счет исключительной правдоподобности представления источников звука в трехмерном пространстве.
Но в чем отличие технологии A3D от, например, Surround Sound? Для создания Surround Sound ("окружающего" звука) необходимо использовать более двух колонок. Так создается звук в музыкальных центрах, поддерживающих технологию Dolby Surround: звук, доносящийся сзади, воспроизводится задними колонками. В результате необходимо располагать как минимум четыре колонки: две спереди и две сзади. В случае с мультимедийным компьютером размещать вокруг себя придется небольшие колонки, которые на пол не поставишь. Загромождать же себя мебелью только для установки задних колонок - нерационально. Ко всему прочему, при использовании наушников эффект 3D-звука проявится лишь в виде стереозвука (2D) либо некоей эмуляции объема, но только объема, а не пространства.
Специалисты компании Vortex Semiconductor пришли к выводу, что раз у человека два уха, а не четыре, то и колонок достаточно только двух. Звучание сзади создается с помощью описанных выше функций HRTF. Задние колонки эмулируются процессором, который учитывает особенности человеческого слуха. В результате через две колонки или две мембраны наушников вы действительно слышите звук, доносящийся сзади, хотя первичные источники расположены справа и слева.
A3D имеет явное преимущество перед другими 3D-аудиотехнологиями также за счет использования дополнительных аппаратно-ускоренных эффектов типа прохождения звука через предметы, отражения источников от стен, акустика, зависимая от геометрии пространства (см. табл., рис. 1).
Функциональные возможности звуковых процессоров | ||||
Поддержка | Vortex 2 (A3D 2.0) | Vortex 1 (A3D) | Любая звуковая карта | |
с аппаратным DirectSound3D | с аппаратным стереозвуком | |||
3D-позиционирование | Да | Да | Да | Нет |
Прохождение звука сквозь стены | Да | Да | Нет | Да |
Отражение звука от стен | Да | Нет | Нет | Нет |
Акустические материалы | Да | Да | Нет | Нет |
AWE Killer
То, что процессоры от Vortex Semiconductor когда-нибудь "наступят на горло" популярным во всем мире звуковым картам Sound Blaster AWE, можно было прогнозировать уже только потому, что в первом процессоре Vortex (AU8820) реализован аппаратный тридцатидвухголосный wavetable-синтезатор с эффектами реверберации и хоруса на базе четырехмегабайтного банка звуков, подгружаемого с жесткого диска. 4Мбайт достаточно для качественного воспроизведения MIDI-файлов, но инструменты Vortex AU8820 звучат хуже, нежели инструменты Sound Blaster AWE32. К тому же до сих пор не существуют какие-либо альтернативные банки инструментов для Vortex AU8820, чего не скажешь о Sound Blaster AWE.
Понятно, что в воспроизведении MIDI Vortex AU8820 пока отстает от главного конкурента. Но время покажет. Может быть, будут созданы более качественные и разнообразные банки инструментов и для Vortex AU8820. А пока среди недорогих Wavetable-синтезаторов по качественным показателям лидируют чипы от Ensoniq и Yamaha.
Сравнение двух звуковых процессоров не ограничивается только тестированием wavetable-синтезатора. Очень важным является параметр, называемый отношением сигнал/шум (больше - лучше). В этой области бесспорный лидер - Vortex AU8820. Значение отношения сигнал/шум для него составляет >90дБ, что сравнимо только с отношением сигнал/шум аудио компакт-диска. С появлением в продаже Creative SB Live! на процессоре E-MU EMU10K1, скудно поддерживающем 3D-звук, ситуация несколько изменилась. Отношение сигнал/шум Creative SB Live! >96дБ, но и цена более чем в три раза выше Vortex AU8820.
Звуковые процессоры от Vortex Semiconductor ориентированы на использование в компьютерных играх, нежели для создания музыкальных произведений посредством MIDI Wavetable. При меньшей, чем у устройств Sound Blaster AWE, цене Vortex AU8820 можно считать самой выгодной покупкой для большинства играющих пользователей.
Trust Computer Products "прячет" Vortex AU8820
Многие еще до выхода этой статьи были наслышаны о потрясающем звуке аудиокарт на базе процессоров от Vortex Semiconductor и просто горели желанием приобрести звуковую карту с Vortex AU8820. Да вот только до Минска звуковые карты на Vortex AU8820 если и доставлялись, то по высокой цене и исключительно от именитых производителей (Sonic Impact S90 от Diamond Multimedia и Montego A3D Xstream от Voyetra Turtle Beach).
Но вот в один прекрасный день специалисты компьютерного отдела ООО "UniSatel" предложили мне познакомиться с продукцией Trust Computer Products, в том числе и со звуковой картой Sound Expert 128 PCI, поддерживающей DirectSound, DirectSound 3D и A3D. Несмотря на поддержку технологии A3D, в документации не было ни одной ссылки на ее создателя - Vortex Semiconductor. Только после извлечения платы на всеобщее обозрение истина стала очевидна: Sound Expert 128 PCI не что иное, как звуковая карта на базе процессора Vortex AU8820.
На сайте Trust Computer Products (www.trust.com) нет никакого упоминания о Vortex AU8820. Как и в документации, описываются все возможности, но ни одного слова о процессоре. Удивляет тот факт, что компания Trust Computer Products оставила нетронутым корпус Vortex AU8820. И по надписи "AU8820B2" его можно было легко идентифицировать.
По каким-то малоочевидным соображениям Trust Computer Products прячет имя Vortex AU8820. Но этот факт не должен особо интересовать конечного покупателя, так как, приобретая Sound Expert 128 PCI, он может с помощью установки последних драйверов от Vortex Semiconductor получить полнофункциональный Vortex AU8820.
Комплектация
В комплект поставки Sound Expert 128 PCI входит кабель для подключения CD-ROM'a, компакт-диск с драйверами (Windows 95/98, Windows NT 4.0, DOS) и программным обеспечением, а также два руководства пользователя с описанием правил установки и использования звуковой карты на разных языках.
С компакт-диска вместе с драйверами можно установить программы для демонстрации технологии A3D: A3D Helicopter Demo, A3D Race Demo, A3D Player Demo, A3D Bee Demo. Это простые трехмерные модели миров, в которых вы можете передвигаться относительно источников звука или, находясь в одной точке, перемещать в реальном времени манипулятором мышь два источника.
Драйверы
Что касается драйверов, то при всем уважении к Trust Computer Products рекомендую инсталлировать последние драйверы (version 4.05.1160) от Vortex Semiconductor (ftp://ftp.a3d.com/pub/Public/Drivers/Vortex/w9x1160eng_drv.zip), т. к. они поддерживают стандарт A3D 2.0 с возможностью трассировки звука, позволяют задействовать двухполосный регулятор тембра, а также имеют дополнительные настройки оптимизации работы A3D (Optimized for Speed или Optimized for Quality).
После установки драйверов version 4.05.1160 полное описание функциональных возможностей звукового процессора Vortex AU8820 (см. табл.) становится прямо-таки фантастическим (для тридцатитрехдолларового устройства).
Основные возможности Vortex AU8820 |
Совместимость с Sound Blaster и с Sound Blaster Pro |
Расширенные возможности управления питанием |
PCI bus master с 48-канальным DMA-интерфейсом |
Поддержка DirectSound и DirectSound3D ускорения |
Поддержка A3D 2.0, A3D Interactive и A3D Surround |
Поддержка AC’97 и других кодеков |
Высококачественный конвертер сэмплов (частота дискредитации до 48КГц) |
Цифровые микшер, регулятор уровня громкости и тембра |
Gameport и MPU-401 UART |
Профессиональное качество 32-х голосного wavetable-синтезатора с эффектами реверберации и хоруса |
4-х мегабайтный банк General MIDI |
Соединения
Sound Expert 128 PCI, кроме стандартных соединений (микрофон, линейный вход, линейный выход, выход для пассивных колонок или наушников), позволяет подключать к входу цифрового микшера 5 устройств: модем, два CD-ROM, TV-тюнер и еще один любой источник аудиосигнала. Этого вполне достаточно для насыщенного мультимедийными устройствами ПК.
***
На сегодняшний день технология A3D поддерживается многими производителями компьютерных игр (см.табл.). Перспективы распространения A3D многие связывают с возможной покупкой Vortex Semiconductor компанией Diamond Multimedia. Тогда при нормальном маркетинге акселераторов Vortex возможно широкое внедрение технологии A3D в новые звуковые платы.
Поддержка технологии Aureal A3D создателями игр | ||
Создатель | Название игры | Доступен |
Acclaim Entertainment | Turok: Dinosaur Hunter II | В течение 98 г. |
Accolade | Slave Zero | Весна 99 г. |
StarCon | В течение 98 г. | |
Test Drive 5 | В течение 98 г. | |
Test Drive: Off Road 2 | В течение 98 г. | |
Redline | В течение 98 г. | |
Big Air | В течение 98 г. | |
Activision | Heretic II | В течение 98 г. |
Heavy Gear | Сейчас | |
Heavy Gear II | В течение 98 г. | |
Battlezone | Сейчас | |
Interstate '76: Arsenal (OEM Only) | Сейчас | |
Interstate '82 | В течение 98 г. | |
SiN | В течение 98 г. | |
Broderbund | Prince of Persia 3D | В начале 99 г. |
Bungie | Myth II | В течение 98 г. |
Crack dot Com | Golgotha | В течение 98 г. |
Criterion Studios | Redline Racer | Сейчас |
DiamondWare | Sound ToolKit | Сейчас |
DreamWorks Interactive | Trespasser: Jurassic Park | Сейчас |
Dynamix | StarSiege | Октябрь 98 г. |
EgoSoft | X | В течение 98 г. |
Eidos | Thief: The Dark Project | В течение 98 г. |
Emergent Software | Powerslide | В течение 98 г. |
Epic MegaGames | Unreal | Сейчас |
FASA Interactive | MechWarrior III | В начале 99 г. |
GT Interactive | TigerShark | Сейчас |
Bug Riders | Сейчас | |
Unreal | Сейчас | |
Powerslide | В течение 98 г. | |
Harmonix Music | The Axe (OEM) | Сейчас |
Human Machine Interfaces | Sound Operating System | |
iDREAM Software | Realism3D | |
Iguana Entertainment | Turok: Dinosaur Hunter II | В течение 98 г. |
Incredible Technologies | TBA | |
InnerWorkings | Plane Crazy | Сейчас |
Interactive Magic | WarBirds (upcoming version) | |
Interplay | Messiah | |
Descent: FreeSpace | Сейчас | |
Descent: FreeSpace - Silent Threat | Сейчас | |
MDK | Сейчас | |
Starfleet Academy | Сейчас | |
Starfleet Academy: Chekov's Lost Missions | Сейчас | |
Intervista Software | WorldView 2.0 | Сейчас |
Looking Glass Technologies | Thief: The Dark Project | В течение 98 г. |
LucasArts | Outlaws | Сейчас |
Jedi Knight | Сейчас | |
Mysteries of the Sith | Сейчас | |
Maxis | SimCopter (OEM Only) | Сейчас |
SimCity 3000 | В течение 98 г. | |
Metropolis Software | RoboRumble | В течение 98 г. |
Microprose | MechWarrior III | В начале 99 г. |
Klingon Honor Guard | Сейчас | |
Mixman Technologies | Mixman Studio | |
n-Space | TigerShark | Сейчас |
Bug Riders | Сейчас | |
Oz Interactive | VRML Browser | |
Psygnosis | G-Police (OEM Only) | Сейчас |
Shipwreckers! (OEM Only) | Сейчас | |
Expert Pool | Весна 99 г. | |
Formula 1 98 | Весна 99 г. | |
RAD Game Tools | Miles Sound System 5.0 | Сейчас |
Rage Software | Incoming | Сейчас |
Raven Software | Heretic II | В течение 98 г. |
Reality Bytes | Dark Vengeance | В течение 98 г. |
Ripcord Games | SpecOps | Сейчас |
Space Bunnies Must Die | В течение 98 г. | |
Shiny Entertainment | Messiah | |
MDK | Сейчас | |
Sierra | Half-Life | Ноябрь 98 г. |
StarSiege | Октябрь 98 г. | |
Silicon Graphics | Cosmo VRML Browser | |
TE Software | Darkstar | В течение 98 г. |
Techland Software | Crime Cities | В течение 98 г. |
TopWare | RoboRumble | В течение 98 г. |
TS Group | Private Wars | Декабрь 98 г. |
Ubi Soft | Redline Racer | Сейчас |
Valve Software | Half-Life | Ноябрь 98 г. |
Volition | Descent: FreeSpace | Сейчас |
Descent: FreeSpace - Silent Threat | Сейчас | |
Visual Sciences (VS) | Expert Pool | Весна 99 г. |
Formula 1 98 | Весна 99 г. | |
Westwood Studios | Recoil | Ноябрь 98 г. |
Xulu Entertainment | Location Based Entertainment / Arcade | |
Zipper Interactive | Recoil | Октябрь 98 г. |
Zombie Studios | SpecOps | Сейчас |
Дмитрий КОЖУРО,
Dm.Kozhuro@usa.net