Обзор предложений по материалам основных периодических изданий
Доля предложений ПО на рынке
При подготовке данного обзора использована информация из основных периодических изданий, размещающих рекламные строки с предложениями программного обеспечения в специальных информационных таблицах. Всего было отобрано 9 изданий, наиболее известных широкому кругу читателей:
- "Белорусская деловая газета";
- "Белорусский рынок";
- "Бизнес-Инфо";
- "Компьютерная газета";
- "Компьютерная среда";
- "Компьютерные Вести";
- "Коньюктура рынка";
- "Национальная экономическая газета";
- "Цены и товары сегодня".
За основу были взяты информационные таблицы, опубликованные в вышеперечисленных изданиях в период с 14.09. по 17.09, т.е. в течение третьей недели сентября. При этом учитывались как общие данные по всем изданиям, так и средние показатели по информационным таблицам различных категорий:
- "Компьютерные товары" - таблицы с рекламными предложениями сугубо компьютерных товаров и услуг;
- "Офисные товары" - предложения товаров и услуг более широкого профиля, главным образом для обеспечения работы офиса (помимо компьютерных товаров, это оргтехника, мебель, канцелярские принадлежности и т.п.);
- "Все товары" - таблицы с предложениями всех групп товаров и услуг.
Полученные данные представлены в Таблице:
№ п/п | Категория информационных таблиц | % предло жений ПО |
1. | Компьютерные товары | 3.72% |
2. | Офисные товары | 2.62% |
3. | Все товары | 0.70% |
В среднем | 1.60% |
Как видно из этой таблицы, средний процент предложений ПО по всем изданиям составляет 1,6 %. В свою очередь, этот показатель вполне логично колеблется в сторону увеличения в соответствии со специализацией таблиц, достигая почти 4 % в изданиях компьютерного профиля. Кстати, такая же цифра была получена и в предыдущем обзоре, основанном на материалах только одного издания - "Компьютерные Вести". Так что можно предположить, что как Красноярский край является показательным в плане политических настроений по отношению ко всей России, так и "Компьютерные Вести" достаточно близко отражают уровень предложений ПО на рынке именно компьютерных товаров.
В целом же можно сказать, что доля предложений программного обеспечения на белорусском рынке находится в пределах от 1 % до 4 % в зависимости от специфики его отдельных сегментов.
С другой стороны, если рассматривать не процентное соотношение, а среднее количество рекламных строк (предложений) ПО в разных изданиях, то здесь нас ожидает небольшой сюрприз (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Среднее количество предложений ПО (рекламных строк) в издания различных категорий |
Оказывается, количество предложений программного обеспечения в изданиях общего профиля даже больше, чем в специализированных компьютерных изданиях. Можно только догадываться, с чем это связано: то ли с большей активностью рекламных агентов, то ли с более высоким спросом на программные продукты у соответствующей аудитории.
Структура рынка ПО
После того как, условно говоря, очерчены внешние контуры рынка ПО, вполне логично рассмотреть его собственную внутреннюю структуру. Другими словами, вопрос состоит в следующем: какие именно программные продукты и в каких объемах предлагаются на белорусском рынке.
Соответствующие данные приведены в Таблице:
Типы программных продуктов | % предложений |
Прикладные программы | 44,42% |
Компакт-диски с записями ПО | 13,47% |
Базы данных | 12,21% |
Средства разработки | 5,47% |
СУБД | 5,26% |
Сетевое ПО | 5,05% |
Операционные системы | 4,42% |
ПО фирм | 4,21% |
Учебные пособия | 1,89% |
САПР | 1,26% |
Служебные программы | 1,26% |
Комплексные решения | 0,63% |
Разработка ПО под заказ | 0,42% |
Как видим, прикладные программы лидируют с большим отрывом - они предлагаются почти в 5 раз больше, чем остальные. Интересна и тенденция постепенного насыщения рынка компакт-дисками с различными записями, начиная от собственно программного обеспечения до видеофильмов на DVD.
Более детальному рассмотрению отдельных групп программных продуктов будут посвящены отдельные публикации. А пока обратимся к общим данным об объемах предложений конкретных программ.
Рейтинг программ
По имеющимся у нас данным, в сентябре на белорусском рынке предлагалось более 200 различных программных продуктов. Самым популярным из них, как свидетельствует Диаграмма 2, является "1С: Бухгалтерия".
Диаграмма 2. Рейтинг программных продуктов (по % предложений/рекламных строк) |
Отметим, что бухгалтерские программы как таковые доминируют в этом списке - 6 из 10. То же можно сказать и о продуктах фирмы 1С (4 из 10). Несколько неожиданным, на первый взгляд, кажется присутствие "ORACLE" на второй позиции рейтинга. Но это вполне объяснимо, если учесть, насколько популярны сегодня различные базы данных. Еще одна наблюдаемая тенденция - это увеличение доли сетевого ПО, о чем свидетельствует вхождение в первую десятку такого продукта, как "Lotus Notes". И, наконец, заметным становится присутствие на рынке пока еще не совсем традиционных для нас операционных систем, в частности, Windows NT и OS/2.
1-я десятка
Особый интерес среди определенной категории читателей вызвал в прошлом обзоре список наиболее активных продавцов. Не отказывая себе в удовольствии, делаем это и сегодня.
И поскольку данный вопрос всегда будет актуальным, уточним процедуру определения рейтинга. Список составляется по объемам рекламных предложений ПО, в частности, по количеству рекламных строк, размещенных в основных периодических изданиях. При этом под первой десяткой понимаются не просто первые десять фирм, а первые десять позиций, мест в рейтинге, так как иногда цифры по разным фирмам получаются одинаковыми и было бы несправедливо обрывать перечисление перед той фирмой, которая имеет одинаковые показатели с предыдущей, вошедшей в перечень наиболее активных продавцов.
Теперь сами данные. Всего в сентябре программное обеспечение предлагали 59 фирм. В свою очередь, "1-я Десятка" образца сентября 1998 года выглядит следующим образом:
Фирма | % предложений ПО | Позиция в рейтинге |
МиСофт | 17.26% | 1 |
IBA | 9.68% | 2 |
SKY Systems | 8.63% | 3 |
CompIT Systems | 3.79% | 4 |
Инфоплюс | 3.79% | 4 |
Профит | 3.37% | 5 |
Бенетон | 2.95% | 6 |
Софтинфоpм-бизнес | 2.95% | 6 |
НЕФ | 2.53% | 7 |
Триумф | 2.53% | 7 |
ЛюксСофт | 2.32% | 8 |
Summit Technologies | 2.11% | 9 |
ЗапСиб | 2.11% | 9 |
Санбимс | 2.11% | 9 |
ИнфорсерЗапад | 1.89% | 10 |
Компьютеp сити | 1.89% | 10 |
Как видим, первые три места достаточно уверенно занимают "МиСофт", "IBA" и "SKY Systems", с чем их и поздравляем. А остальным пожелаем успехов в будущем, в чем мы также намерены принять участие путем создания информационной инфраструктуры рынка программного обеспечения в нашей стране.
Резюме
Подведем основные итоги сентября:
- Доля предложений программного обеспечения на рынке находится в интервале от 1 % до 4 %;
- Среди программных продуктов со значительным отрывом лидируют прикладные программы;
- Самый популярный программный продукт - "1С: Бухгалтерия";
- Самый активный продавец на рынке программных продуктов - "МиСофт".
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол"
boma98@yahoo.com
Feedback или технические пояснения
После публикации первого материала о рынке программного обеспечения (см. "КВ" № 34, 3 - 9 сентября 1998 г. или сайт "КВ" по адресу www.kv.minsk.by) мы получили достаточно насыщенную обратную связь.
Опираясь на эти отклики, можно сказать, что идея анализа рынка ПО в целом встречена положительно. Попутно были высказаны и некоторые замечания, заслуживающие небольшого комментария.
Первое замечание состояло в том, что представленные данные не отражают реальных объемов продаж программного обеспечения теми или иными фирмами. Это действительно так, и мы специально отмечали тогда и подчеркиваем сейчас, что речь идет не о фактических объемах продаж, а о предложениях программного обеспечения. Можно, конечно, спорить, насколько одно совпадает с другим, но на сегодняшний день это наиболее доступная информация.
Также преднамеренно в расчет принимаются только рекламные строки, поскольку данные о других формах promotion типа рассылки, прямых продаж и площадной рекламы либо закрыты, либо их использование не представляется пока возможным чисто по техническим причинам.
Наконец, еще одно справедливое замечание, что в предыдущем материале использовались данные только одной газеты. Поэтому в сегодняшнем обзоре за основу взята информация из нескольких основных периодических изданий, размещающих строчную рекламу с предложениями программного обеспечения.
И уж коли речь зашла о технических вопросах, то уместно будет сказать несколько слов и о планах на будущее. Движущая идея состоит в том, чтобы предоставить читателям газеты информацию о рынке программных средств, которая может быть полезна и покупателями, и продавцами. Например, покупатели смогут использовать ее при ориентации на рынке ПО и совершении конкретных покупок, а продавцы - при подготовке и осуществлении соответствующих мероприятий по продаже.
С этой целью планируется публиковать материалы по следующим направлениям:
- Ежемесячный мониторинг (отслеживание) рынка программного обеспечения, включающий в себя обзор предложений, их анализ и динамику;
- "Визитки" фирм - специальные статьи, посвященные фирмам, разрабатывающим и продающим ПО на белорусском рынке;
- "Визитки" программ - рассказы об отдельных программах;
- Сравнительный анализ программ одного типа (например, бухгалтерских, баз данных и др.);
- Результаты разнообразных опросов, например, как покупатели принимают решение о приобретении программного обеспечения, что нравится или не нравится в уже работающих программах и т.д.;
- Статьи по отдельным темам, новости, пресс-релизы выставок, семинаров и т.п.
Все эти материалы будут готовиться и публиковаться как по нашей собственной инициативе, так и по заявкам, запросам заинтересованных организаций и лиц. Мы готовы также оказывать и определенные рекламные и маркетинговые услуги по продвижению на рынок тех или иных программных продуктов. Особое внимание при этом будет уделяться поддержке белорусских разработчиков.
Так что приглашаем к сотрудничеству покупателей, продавцов, разработчиков, авторов и просто читателей.
Горячие темы