Этот вопрос возникает у людей, которые видят перед своими глазами стратегию Evolution компании Crossover Technology. Собственно, стратегией эту игру назвать сложно. Проблема состоит в том, что это самая оригинальная игра, которую мне пришлось увидеть за последнее время. Но, несмотря на все плюсы и оригинальность, которые есть, народ играть не будет, или будет, но мало. Почему? Попробую объяснить. Может быть, кое-что Вам покажется ошибочным, но я попробую выразить все мнения, которые я слышал об "Эволюции".
Разумная жизнь
Действительно, цель игры проста для понимания, но сложна для осуществления - вывести разумное существо. Как вы, к примеру, отнесетесь к слону-разумному? По-моему, в этом нет ничего плохого. Так как я изучал био- и зоологию очень давно, не придирайтесь ко мне, а заодно и к игре. Тема "Эволюция" очень велика по своей структуре, а мне нужно передать суть игрового процесса. Всего разумных существ четверо, но, кроме них, есть еще ловушки, то есть виды, от которых ничего не может произойти и которые не являются разумными. Так что внимательнее всматривайтесь в "дерево жизни". Оно насчитывает около 170 особей. Задача игрока - имея в начале одно существо, развиться до конца и первым вывести нечто разумное. Что ж, сказано - сделано... Только что-то не получается, где-то здесь "собака порылась"... Точно! Наши существа очень требовательны к себе и просто так не будут эволюционировать. А зачем им спешить? Правильно, им разницы никакой, могут и так спокойно травку жевать, водичку пить, а потом отмереть - и все. Вы проиграли, а им хоть бы хны.
Процесс пошел
Только вот куда он пошел? Или пойдет? Вот это уже решать Вам. Как я уже говорил, в начале предоставляется одно существо. Главное - каждая разновидность требует свои собственные условия существования. Будь то пустыня или лес, болото или равнина - каждому нужна еще и своя температура. Попав в благоприятные условия, ваш подопечный начинает безудержно размножаться, и в конце концов эти особи заполняют всю округу. Что делать? Переходить к важнейшему этапу - начинать эволюционировать. Задаете параметры для эволюции и ждете, пока пройдут миллионы лет, но не отчаивайтесь, время "летит" (от 2 до 8 тысяч лет в секунду, в зависимости от выбранной скорости игры), а, кроме того, у каждого вида есть дополнительных 100 очков, которые изначально направлены на увеличение численности (короче, на рождаемость). Вот и распределяйте эти "поинты" как вашей душе угодно. В конце концов, появится в ваших рядах новобранец. С ним поступаем точно так же: находим пригодное местечко для существования и задаем параметры эволюции. Вот процесс и пойдет! Правда, через некоторое время от избытка животных некуда будет деваться. А ведь каждому из них нужна определенная область для пропитания. Не только по типу местности и температуре, но и по величине этой самой территории. Вот тут-то самым нешуточным образом начинаются проблемы. Благо, у каждой "животинушки" есть своя эра для существования, по прошествии которой начинают "старички" сами по себе отмирать. Можно ненужных зверушек загнать в океан и они там... Не совсем гуманно, конечно, зато практично. Но есть способ лучше! Берем стаю ненужных самоубийц и ведем прямо на территорию противника. Они и сами помрут от голодухи, и другим не дадут вдоволь поесть.
"Противник"?
Вы удивлены, услышав это слово? А Вы что себе думали? Одни такие, что ли? Другим тоже хочется! Мало того, этих самых противников можно выставить до пяти штук. А ведь они не дремлют. Тоже, понимаешь ли, эволюционируют! И самые хорошие пастбища отхватывают! Тут есть одна особенность: если кто-нибудь из игроков вывел определенный вид, то его не сможет вывести противник. Вот и достаются оппонентам самые хорошие и крепкие виды, а вам - ни рыба, ни мясо. Война? Она не совсем эффективна. Есть хищные виды, и даже много. Причем у всех из них есть параметры. Перед нашествием обязательно посмотрите, потом спасибо скажете: у каждого из хищников будет написано, на кого они могут нападать, а на кого - нет. Например, влияет величина противника. А то будет как в анекдоте про муравьев и слона: "Главное - повалить этого с хоботом, а потом ногами затопчем". А, кроме того, расстояние между Вашими хищниками и противником может быть большим, и вся "армия" умрет, не дойдя до "битвы". Поэтому баталии очень редки, лучше давить числом и качеством. Хотя, чем ближе конец игры, тем более агрессивно поведение соперников, но это и понятно - я-то близок к слоносапиенсу, а они все еще с лягушками возятся (обычно все наоборот). Вообще-то, помехи механизму эволюции создают не только соперники. Кроме них, существуют еще стихийные бедствия. Например, наступит всеобщее похолодание или вулканы сильно активизируются (потепление), или метеорит где-нибудь упадет... Мало ли что случится. Да еще рельеф местности динамически меняется. Сделано это, конечно, не на самом высоком уровне: через некоторое время игра останавливается и начинается просчет всех сдвигов и изменений местности. Собственно, идея хороша, только вот бывают некоторые проблемы. Например, надо вашему подопечному болото, а тут уже равнина (или мировой океан). А потому всегда после этих сдвигов смотреть надо, куда чего сместилось и где ваши зверушки оказались, перемещать их на нужные места и т.п.
Немного о...
...графике, звуке и оформлении, если вдруг Вам это интересно. Местность вся плоская, нарисована нормально, раздражения не вызывает, а главное, что понятно, куда Ваших подопечных вести (то есть горы от равнин отличаются). Все существа отрендерены в различных позах, что дает им возможность приятно передвигаться по карте. Звук, как и надо, ненавязчивый, приятная музыка, спокойная атмосфера, только вот смотреть надо в оба - это спокойствие обманчиво. Интерфейс знаком с первого взгляда, до боли напоминает Windows, но ни в коей мере не мешает. Кроме того, всевозможные словари, "древа жизни", "карточки рождаемости" могут в некоторой степени напомнить организацию игрового процесса в Civilization. Правда, разобраться сложнее в Evolution, чем в упомянутом хите. Идет игра на Pentium 60, с 16 Mb памяти, Windows95 по умолчанию. В целом смотрится все мило, настроения не портит, разве что плавного скроллинга местности не хватает по кнопке мышки. Если кто-то не сможет пройти весь путь (360 миллионов лет игры), то выберите более короткий сценарий (все то же самое, только временной промежуток меньше). Недостатком может явиться то, что при скоплении на одном экране многих особей игра начнет притормаживать, причем чем дальше, тем хуже.
Все "за" и "против"
Как я и обещал, попробую проанализировать и обобщить все вышесказанное. Несомненно, это самая оригинальная и самая глобальная игра за последнее время. Интересная, но сложная. Радует наличие большого количества видов, но в то же время хочется вывести самому что-нибудь, а не пользоваться заранее предусмотренными видами. Хорошо организована помощь и интерфейс, только вот все "дерево жизни" очень тяжело для запоминания (названия все больше какие-то латиноподобные). В той же "Цивилизации" было легче запомнить все технологии, потому что все было проще и более понятно, что и откуда получается. К лицензионной игре придается плакат с этим самым "деревом жизни" (но кто у нас лицензионные игры покупает?). Эта проблема пропала бы, если бы не было заранее предусмотренных видов. Было бы просто чудесно, если бы все изменения рельефа и местности происходили в реальном времени (после нескольких часов игры паузы на такие "преобразования" начинают немного раздражать). Кроме того, год сейчас 98-ой и трехмерная графика только бы приветствовалась (не спорю, так тоже неплохо). Девелоперы на это говорят, что не хватает текущей мощности компьютеров. Может быть, оно и так, но(!) эти недочеты не портят общего впечатления от игры. Просто есть вещи, которые можно было бы сделать по-другому. Может быть, из-за мелочей, а может, из-за сложности игрового процесса, но мне кажется, что хитом Evolution не станет (скажите мне, что это ошибка, и я обрадуюсь безмерно), хотя незамеченной тоже не пройдет.
Алексей ПАВЛОВ
Горячие темы