(результаты тестирования AGP 3D-акселераторов)
Обилие всевозможной информации об Accelerated Graphics Port, выплеснувшейся на страницы компьютерных изданий в конце прошлого - начале нынешнего года, не могло не породить в пытливых умах отечественных пользователей простого вопроса: "Все эти теоретические доказательства скорой и убедительной победы AGP - вещь, конечно же, нужная и правильная, но в то же время хотелось бы знать, как ведут себя AGP платы на практике?" Не скроем, что и нам подобная мысль долгое время не давала покоя (особенно сильно мучило обещание некоторых производителей привнести в наш персональный компьютер мощь и производительность графической рабочей станции). Поэтому для читателей "КВ" не должно показаться удивительным то, что в рамках проведенного тестирования мы постарались взглянуть на данный класс 3D-акселераторов сугубо с практической точки зрения. Перспективы, даже если они самые радужные, не должны подменять собой реального состояния вещей.
Как уже было сказано, одним из достоинств выбранного нами для тестирования пакета ZIFF-DAVIS' 3D WINBENCH 97 v.1.0 явилась возможность учета специфики AGP при использовании сцены Station2 с текстурами большого объема. Данная сцена при аппаратной поддержке тестируемой платой Mipmap Linear позволяет задействовать 2,7М текселей (каждый тексель обычно занимает 2 байта), причем в среднем по 2М текселей в одном кадре. Подобный объем текстур вынуждает 3D-акселератор в случае нехватки локальной памяти хранить текстуры за ее пределами, т.е. в системной памяти. В процессе тестирования мы руководствовались рекомендациями специалистов лаборатории ZIFF-DAVIS.
К сожалению, на момент проведения тестирования платы, рассчитанные на работу с AGP, на нашем компьютерном рынке пребывали в явном меньшинстве (справедливости ради стоит отметить, что подобное положение дел сохраняется и по сей день): нам удалось "собрать под свои знамена" только четыре платы - ASUS "V264 GT3", ATI "XPERT@WORK", CHAINTECH "DESPERADO" и PROGRAPHICS (CL-5465A). Тем не менее, на ряд принципиальных вопросов нам удалось найти более или менее убедительные ответы, с которыми мы и собираемся вас познакомить ниже.
Первым и, возможно, главным моментом тестирования AGP 3D-акселераторов была попытка выяснить, сколь же велико на самом деле преимущество AGP-плат перед аналогичными изделиями для шины PCI. Создатели пакета ZIFF-DAVIS' 3D WINBENCH 97 в данном случае рекомендуют использовать следующую методику. Согласно этой методике, необходимо произвести замер производительности в сцене с текстурами большого объема: 1) AGP 3D-акселератора с 8 Мб локальной памяти; 2) AGP 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти и 4 Мб системной памяти, используемой AGP; 3) AGP 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти, не использующего системную память для нужд AGP; 4) Эквивалентного PCI 3D-акселератора с 8 Мб локальной памяти; 5) Эквивалентного PCI 3D-акселератора с 4 Мб локальной памяти. После этого необходимо, естественно, сравнить результаты. Поскольку мы не преследовали цель всесторонне изучить поведение AGP-плат при прохождении данного теста, и более того, нас вполне устраивал вариант, когда AGP-платы реализуют все свои преимущества, то от использования пункта "3" данной методики решено было отказаться. В качестве платы, при помощи которой стала бы возможной реализация вышеназванной методики, был выбран 3D-акселератор ATI "XPERT@WORK". Наш выбор был не случаен: во-первых, ATI "XPERT@WORK" выпускается как в AGP-варианте, так и в варианте PCI, во-вторых, эта плата допускает установку до 8 Мб локальной памяти в обоих вариантах, в-третьих, ATI "XPERT@WORK" - добротный, универсальный и, главное, достаточно широко распространенный 3D-ускоритель, результаты тестирования которого, на наш взгляд, являются достаточно показательными и представляют интерес для широкого круга компьютерных пользователей. Тесты показали (рис.1), что производительность плат с 8 Мб локальной памяти (и AGP, и PCI) практически идентична.
Рис.1 |
Отсюда можно сделать два вывода. Первый - объема видеопамяти 8 Мб более чем достаточно для удовлетворения запросов практически любой современной программы. Второй - если вы являетесь обладателем современного 3D-акселератора с 4 Мб памяти, допускающего ее расширение хотя бы до 8 Мб, то более предпочтительной и экономически обоснованной представляется покупка дополнительных 4 Мб памяти, нежели приобретение новой, аналогичной AGP, платы. В случае с тестированием AGP и PCI плат с 4 Мб локальной памяти дело обстояло совершенно по другому. AGP вариант ATI "XPERT@WORK" резко вырвался вперед, показав производительность, равную платам с 8 Мб памяти. Это позволяет говорить о том, что на сегодняшний день AGP имеет значительные преимущества при использовании программным обеспечением больших текстур в условиях недостаточного объема локальной памяти 3D-акселератора. Тем не менее, нам кажется маловероятным, чтобы в ближайшие полгода-год традиционные PCI 3D-акселераторы с 4 Мб локальной памяти уступили свое место AGP-платам или PCI-платам с 8 Мб: подавляющее большинство существующих на данный момент программ и, очевидно, тех новых, которые появятся в продаже в этот период, не отличаются столь "зверским" аппетитом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТИРОВАННЫХ
3D-УСКОРИТЕЛЕЙ
ASUS "V264 GT3"
Данная плата является одним из ветеранов отечественного рынка AGP-ускорителей. Может быть поэтому результаты, показанные ею, выглядят не столь внушительно. Беспокоит, главным образом, существенное отставание ASUS "V264 GT3" от сопоставимой платы производства ATI (имеется в виду ATI "XPERT@WORK"): оба изделия основаны на чипсете ATI "3D RAGE PRO" с интегрированным RAMDAC 230МГц, оба могут быть оснащены 4 Мб памяти SGRAM, обе фирмы, выпустившие рассматриваемые платы, обладают более чем достаточным опытом в деле написания драйверов для графических ускорителей. Спрашивается, в чем же дело, господа-производители? Взглянем еще раз на результаты тестирования. Качество формирования трехмерных изображений платой ASUS "V264 GT3"(таб.1) было вполне приемлемым и практически не отличалось от аналогичных показателей ATI "XPERT@ WORK".
Таблица 1 | ||||
Качество реализации функций 3D акселерации | ||||
ASUS "V264 GT3" | ATI "XPERT@WORK" | CHAINTECH "DESPERADO" | PROGRAPHICS (CL-5465A) | |
Fog Vertex | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Fog Table | Не поддерживает | Не поддерживает | Не поддерживает | Не поддерживает |
Specular Highlights | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Color Key Transparency | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Alpha Transparency | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Linear | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Mipmap Linear | Правильно | Правильно | Не поддерживает | Не поддерживает |
Dithering | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Perspective Correction | Правильно | Правильно | Правильно | Неправильно |
Fog Vertex and Color Key | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Fog Vertex and Alpha | Правильно | Правильно | Правильно | Правильно |
Что же касается трехмерного быстродействия (рис.2), то здесь ASUS "V264 GT3" не дотянула даже до результатов PCI варианта ATI "XPERT@WORK" с 4 Мб.
Рис.2 |
Рискнем высказать свое предположение - очевидно, компания ASUSTeK, спеша выбросить на рынок, готовый жадно и без разбора глотать все, что имеет в своем названии заветную аббревиатуру AGP, не позаботилась о должной поддержке DIME. Двумерную производительность ASUS "V264 GT3" по результатам тестов Graphics WinMark пакета ZIFF-DAVIS' WINBENCH 96 можно охарактеризовать следующим образом. При использовании глубины цвета 16 бит ASUS "V264 GT3" ничем не уступает ATI "XPERT@WORK", т.е. двумерная производительность рассматриваемой платы в этом случае очень и очень приличная (рис.3).
Рис.3 |
С двумерной производительностью при использовании глубины цвета 32 бит дело обстоит похуже: как и многие протестированные нами ранее ускорители, ASUS "V264 GT3" заметно отстает от лидеров (рис.4).
Рис.4 |
Говоря о данной плате, стоит отметить, что она допускает установку и всего лишь 2 Мб SGRAM, но на наш взгляд двухмегабайтный AGP 3D-акселератор попросту неконкурентноспособен. Большим достоинством описываемого изделия является наличие видеовхода и TV-выхода. По цене ASUS "V264 GT3" также сопоставима с ATI "XPERT@WORK". В целом плата ASUS "V264 GT3" является, возможно, и не самым лучшим, но и далеко не самым худшим выбором (а появившиеся не так давно новые драйверы могут сделать ее еще более привлекательной в глазах покупателей).
ATI "XPERT@WORK"
Все, что было сказано о PCI-версии этого 3D-ускорителя, применимо и для его AGP-варианта, поэтому мы посчитали нецелесообразным вторично рассматривать достоинства и недостатки ATI "XPERT@ WORK".
От великого до смешного всего один
шаг, имя которому драйверы:
результаты тестирования плат CHAINTECH
"DESPERADO" и PROGRAPHICS (CL-5465A)
Смысл этого заковыристого заголовка объясняется достаточно просто: обе протестированные платы (и CHAINTECH "DESPERADO", и безвестная PROGRAPHICS (CL-5465A)) внешне были похожи как сестры-близнецы, а вот результаты показали полярные (разумеется, здесь речь не идет об оформлении упаковки, хотя даже в этом отношении CHAINTECH "DESPERADO" выглядела на порядок выше). О каких-либо конструктивных различиях в подобных случаях говорить просто неуместно, поэтому мы ограничимся описанием типового дизайна плат на основе чипсета CIRRUS LOGIC "LAGUNA 3D". Помимо самого графического контроллера, остается отметить интегрированный RAMDAC 230МГц и 4 Мб памяти Rambus RAM. Обе рассматриваемые платы ориентированы на нижний сектор рынка AGP-акселераторов и относятся к классу универсальных 2D/3D-ускорителей.
Перед началом тестирования мы столкнулись с непростой дилемой: оставить для платы PROGRAPHICS (CL-5465A) откровенно "пожилые" драйверы, имевшиеся на входящем в комплект компакт-диске, либо заменить их на обновленные драйверы для данного чипсета, имевшиеся на сервере CIRRUS LOGIC. После долгих колебаний решено было остановиться на драйверах с компакт-диска. Мы посчитали, что основными покупателями подобных плат являются люди, ограниченные в средствах. По этой же причине у них едва ли имеется возможность вести поиски новых драйверов в Интернете.
Обе протестированные платы показали приемлемый уровень двумерной производительности, причем их результаты существенно не различались. Сюрпризы начались, когда мы перешли к трехмерным тестам. При оценке качества формирования трехмерных сцен обе платы споткнулись на функциях Fog Table и Mipmap Linear (не поддерживаются аппаратно). Не лучшим образом дело обстояло и с коррекцией перспективы (Perspective Correction). Более того, на наш взгляд, эта функция у платы PROGRAPHICS (CL-5465A) реализована неправильно (рис.5).
Рис.5 |
Кроме того, PROGRAPHICS (CL-5465A) заметно хуже справилась с тестами Alpha Transparency и Fog Vertex and Alpha. Больше всего нас поразило то, что трехмерное быстродействие платы CHAINTECH "DESPERADO" оказалось почти в два раза выше, чем у PROGRAPHICS (CL-5465A). Вот вам и драйверы!
Не претендуя на знание абсолютной истины, все же рискнем сделать некоторые выводы. Если вы не готовы выложить за 3D-ускоритель более 70$, то вам стоит присмотреться именно к плате CHAINTECH "DESPERADO".
Подводя итог нашим размышлениям по поводу современных 3D-акселераторов, хотелось бы сказать следующее. Помимо всех вполне очевидных новых веяний, выражающихся в том, что мощь появляющихся, как грибы после дождя, трехмерных чипов и плат неуклонно растет, столь же очевидна и главная застарелая проблема данного класса устройств - малое количество и однобокая направленность программ, использующих трехмерную графику.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы