Трехмерный мир: новые веяния и старые проблемы

(результаты тестирования 3D-акселераторов)

(продолжение, начало в №9)

Принимая во внимание то, что подходы многих читателей "КВ" к проблемам 3D-акселерации могут не совпадать с теми, которыми пользовался автор статьи, во врезках будет представлена информация о наиболее популярных 3D-чипсетах с позиции их использования для игры в Quake, GL Quake и т.п. (источник - http://www.corbina.net/~alleste/)

Характеристика протестированных 3D-ускорителей

CIRRUS LOGIC "GP-5446"

Что можно сказать о плате, занявшей во всех без исключения тестах последнее место? Вопрос, конечно же, риторический, но хоть что-нибудь сказать надо. Судя по названию, протестированная нами плата представляла собой продукцию тайваньской фирмы "Chaintech". Помимо чипсета CIRRUS LOGIC, к "достоинствам" данного изделия следует отнести возможность установки до 2Мб обычной DRAM и цену в 30$. О причинах, побудивших нас включить CL "GP-5446" в число тестируемых плат, было достаточно сказано во вступительной части статьи, здесь же остается добавить, что плата послужила прекрасной иллюстрацией основных принципов функционирования Microsoft Direct3D. Напомним, если программное обеспечение интерфейса Direct3D в процессе инициализации системы обнаруживает средства аппаратной поддержки 3D, то вызывается драйвер этого устройства (графической платы) и трехмерные данные в конечном счете пересылаются в программные драйверы слоя аппаратной абстракции (hardware abstraction layer - HAL), представленные изготовителем соответствующего устройства. Если же средств аппаратной поддержки 3D не обнаружено, то Direct3D для программного отображения трехмерных кадров использует драйверы слоя аппаратной эмуляции (hardware emulation layer - HEL). В случае с CL "GP-5446" драйверы HEL использовались во всех 11 тестах "3D Quality" из 3D Winbench 97. Качество формирования трехмерных сцен в большинстве случаев наиболее точно описывается словами "плохо" и "отвратительно". Это позволяет говорить о том, что данная плата никоим образом не может претендовать на титул 3D-ускорителя и в качестве оного использоваться не должна. Все же, говоря о CL "GP-5446", не будем слишком суровы: данная плата является настоящей находкой для тех, для кого и 30$ - немалые деньги. Кроме того, включение CL "GP-5446" в число тестируемых плат поможет многим лучше понять, почему же все-таки DIAMOND MULTIMEDIA просит за свой "VIPER V330" целых 180$.


DATAEXPERT "DPM3040 (3D Labs PERMEDIA)"

Тайваньская компания DATAEXPERT, выпустив плату "DPM3040 (3D Labs PERMEDIA)", постаралась сделать все возможное для того, чтобы поднять свой статус в глазах потенциальных покупателей. Об этом говорят и упоминание чипсета 3D Labs "PERMEDIA" в названии изделия, и красочные графические утилиты с недвусмысленными намеками на OpenGL. Что же из этого всего получилось в действительности, мы с вами сейчас и узнаем. Помимо микросхемы 3D Labs "PERMEDIA", плата оснащена 4Мб SGRAM и выпускается как в варианте для шины PCI, так и AGP. Если вы остановили свой выбор именно на этой плате, то вам следует иметь в виду, что DATAEXPERT "DPM3040" основана не на новейшем высокопроизводительном чипсете "PERMEDIA 2", а на его предшественнике. По трехмерной производительности они соотносятся приблизительно как 2:1 (в соответствии со своими порядковыми номерами). Тем не менее, чипсет "PERMEDIA" располагает средствами расчета треугольников, созданными на основе технологии Delta, и еще не так давно использовался в достаточно известных платах типа Diamond FireGL 1000. Прежде чем переходить к оценке производительности DATAEXPERT "DPM3040", следует отметить, что проектирование чипсета "PERMEDIA" осуществлялось еще в 1996 году, когда интерфейс Microsoft Direct3D находился на этапе своего становления, и, возможно, при работе с OpenGL результаты этой платы будут совершенно другими. Как бы там ни было, плата показала весьма посредственную производительность в тестах 3D WinMrak пакета 3D Winbench 97, хотя объясняется это в первую очередь тем, что далеко не все тестируемые функции поддерживались аппаратно. Что же касается количества аппаратно поддерживаемых функций трехмерной акселерации и качества построения трехмерных изображений, то из 11 тестируемых 3D-функций DATAEXPERT "DPM3040" отказалась поддерживать 4. Естественно, это свидетельствует не в ее пользу. Нам показалось, что плата недостаточно хорошо справляется с реализацией Specular Highlights, Linear и Dithering, с другой стороны, качество Fog Vertex and Color Key было практически эталонным. Не лучшим образом обстояли дела у DATAEXPERT "DPM3040" и с двумерной графикой, причем эта плата заметно "подсела" на тестах при использовании 32-битного цвета. Все же, если принять во внимание сравнительно небольшую цену этого изделия (около 110$), то существование DATAEXPERT "DPM3040" на отечественном рынке нам кажется вполне оправданным.

Основы серпентологии или как быть, если вы купили DIAMOND "VIPER V330"

Сначала о приятном. К моменту проведения тестирования мы уже имели определенный опыт общения с этой платой, однако DIAMOND "VIPER V330" сумел добавить нам массу новых впечатлений. Плата наглядно продемонстрировала, что чип NVIDIA Corp. "RIVA 128" является самым быстрым 2D/3D-ускорителем на компьютерах с процессором Pentium II. Что и говорить: на сайте Diamond Multimedia хвалятся результатом в 225 пунктов на тестах 3D WinMrak, мы же зафиксировали и того больше - 232 пункта. Разрыв по сравнению с ближайшим преследователем (DIAMOND "MONSTER 3D") составил целых 40 пунктов. Любопытно, что проведенные нами замеры производительности на компьютере с обычным Pentium (по данным компьютерной прессы и с Pentium ММХ) демонстрируют примерное равенство трехмерного быстродействия этих двух плат. Описываемый акселератор первенствовал и на двумерных тестах. О технических характеристиках DIAMOND "VIPER V330", а также о качестве реализации этой платой функций 3D-ускорения мы уже писали (см. статьи "Видеоакселераторы Diamond Multimedia" и "Трехмерный забег: Ati "Xpert@Play", Diamond "Viper V330" и Diamond "Monster 3d"), поэтому здесь ограничимся напоминанием, что рассматриваемый ускоритель, помимо 128-битного чипа "RIVA 128" с RAMDAC 230МГц, оснащен 4Mб 100MГц памяти SGRAM и может иметь ТВ-выход. Продающаяся у нас модификация DIAMOND "VIPER V330", к слову, ТВ-выхода не имеет.

Столь устрашающий заголовок раздела, посвященного данной плате, объясняется тем, что при установке DIAMOND "VIPER V330" мы столкнулись со значительными проблемами. Во-первых, после первой инсталляции драйверов отказывалась загружаться Windows'95, во-вторых, после того, как нам удалось решить первую проблему, мы обнаружили, что утилиты InControl Tools установились не полностью (в частности, отсутствовала возможность корректировки местоположения рабочего стола). Более того, несмотря на все наши усилия, мы не смогли установить частоту кадровой развертки более 75Гц на разрешении 1024 х 768. При первом знакомстве с DIAMOND "VIPER V330", которое произошло месяцем ранее, мы устанавливали эту "гадюку" на материнскую плату ASUSTeK P/I-P55P2P4, и тогда все прошло достаточно гладко. Единственной "гадостью" был немецкий язык названий InControl Tools (кстати, данный факт отмечен не только нами), но по большому счету с этим можно было мириться. Чем вызваны подобные парадоксы: известной всеядностью P/I-P55P2P4 или, напротив, капризностью P2L97-S, а, может быть, просто ошибками, допущенными при написании драйверов, - нам с вами остается только догадываться. В качестве "первой помощи" при отказе загружаться Windows'95 можно рекомендовать меры, указанные в описании платы ASUS "3DP-V3000". Для тех, кто не может сказать о себе, что он на короткой ноге с реестром, поясним - удалить ссылки на "NV3" можно следующим образом. В строке "Выполнить" наберите команду "regedit" и щелкните по "ОК". В редакторе реестра щелкните по пункту меню "Правка", а затем "Найти". Введите для поиска символы NV3, а после его завершения при помощи " Del" удалите все найденные ссылки. Если же вышеназванные меры не помогают, то попробуйте скачать новые версии драйверов для DIAMOND "VIPER V330" с сайта http://www.diamondmm. com/ или же для "NV3" с сайта http://www.nvidia.com.

Подводя итог нашим размышлениям по поводу DIAMOND "VIPER V330", можно с уверенностью прогнозировать долгую жизнь и большую популярность этой платы (разумеется, только после наведения порядка с драйверами), а также сказать, что 3D-акселератор с такими возможностями без всякого сомнения стоит своих 180$.


DIAMOND "MONSTER 3D"

Об этой плате сказано и написано уже немало. Даже само название стало, похоже, нарицательным. Сердцем "монстра" является чипсет 3Dfx "Voodoo Graphics". О популярности данного чипсета достаточно красноречиво говорит тот факт, что функции, недостаточно хорошо реализованные в "Voodoo", не применяются и в большинстве современных Direct3D-игр. Например, очень редко используется туман, так как "Voodoo" не поддерживает одновременно туман и альфа-смешение. DIAMOND "MONSTER 3D" представляет собой дополнительный 3D-акселератор, подключаемый к обычной 2D-плате через сквозной (pass-trough) кабель. С одной стороны, это никак вас не ограничивает в выборе двумерной графической платы, с другой стороны, может приводить к искажению сигнала от этой самой двумерной платы на высоких разрешениях. Кроме того, следует иметь в виду, что использование частот кадровой развертки выше 60-75Гц ведет к заметному падению производительности этой платы. DIAMOND "MONSTER 3D" оснащен 4Мб EDO RAM, причем 2Мб из них используются в качестве кадрового буфера, а оставшиеся 2Мб - как текстурная память. Максимум, на который вы можете рассчитывать в играх, - это разрешение 640 х 480 при 16-битной глубине цвета. В наших 3D-тестах DIAMOND "MONSTER 3D" занял третье место, пропустив вперед лишь две платы на основе чипа "RIVA 128". Целесообразность приобретения "монстра", на наш взгляд, определятся всего двумя факторами: если вы "вудуман", то тогда и говорить ничего не надо, если вы не "вудуман", то тогда говорить не о чем.


MATROX "MILLENIUM II"/MATROX "MYSTIQUE 220"

Еще не так давно слова MATROX "MILLENIUM" заставляли радостно биться сердце едва ли не каждого человека, сколько-нибудь причастного к компьютерам. А уж что касается владельцев этих плат, то многие из них, уверен, приходя домой, снимали кожух системного блока и нежно поглаживали свою любимицу. Но вот прошло совсем немного времени, и ситуация радикально поменялась - звезда MATROX "MILLENIUM II", как платы в равной степени пригодной и для серьезной работы, и для игрушек, похоже закатилась. Впрочем, этот ускоритель никогда и не презентовался в качестве собственно мультимедийного продукта. Иначе быть и не могло, так как ориентировать на развлечения мощный чипсет MATROX MGA-2164W (отлично ускоряющий двумерную графику и с весьма ограниченной поддержкой 3D-функций), RAMDAC 250МГц и 16Мб WRAM означало бы "стрелять из пушки по воробьям". О трехмерной производительности данной платы можно судить по приведенной в первой части статьи диаграмме. О качестве реализации или, вернее, "нереализации" 3D-функций - из таблицы 1 (там же). В качестве резюме по поводу MATROX "MILLENIUM II" можно сказать следующее. Эта плата показывает очень посредственные результаты в 3D-играх, однако продолжает оставаться одним из быстрейших двумерных ускорителей. Сюда же можно добавить, что всякие разговоры о поддержке MATROX "MILLENIUM II" 3D-функций уместны только применительно к САПР. Именно здесь эта плата может блеснуть и способностью работать с высочайшими разрешениями (1920 х 1200), и одним из лучших комплектов драйверов для AutoCAD. Вот уж воистину "выбор профессионалов"

С MATROX "MYSTIQUE 220" дело обстоит и того сложнее. Изначально плата MATROX "MYSTIQUE" продвигалась как Direct3D ускоритель, ориентированный на рынок развлечений. Затем, правда, все эти разговоры несколько поутихли, но плата-то осталась. И что, спрашивается, с ней делать сейчас тем людям, которые ее купили? В плане и трехмерной, и двумерной производительности MATROX "MYSTIQUE 220" подобна своей старшей сестре - плате MATROX "MILLENIUM II": такая же низкая 3D-производительность, с одной стороны, и очень высокая двумерная производительноть, с другой. Посоветовать что-либо конкретное по поводу данного ускорителя чрезвычайно трудно: на ум приходит только одно - купите MATROX "m3D".


MATROX "m3D"

Данная плата вызвала наш живейший интерес уже на том основании, что знакомились с ней мы одними из первых, а кроме того, MATROX "m3D" сделана не так, как другие. Плата базируется на чипсете NEC/VideoLogic "Power VR" (PCX2) и обладает 4Мб SGRAM. Чипсет NEC/VideoLogic "Power VR" использует алгоритмы на основе так называемых бесконечных плоскостей (infinite plane). Они позволяют эффективно обрабатывать полигоны, сетки, бесконечные плоскости и выпуклые объекты. Именно благодаря способности данного чипсета обрабатывать бесконечные плоскости и выпуклые объекты он позволяет пользоваться такими расширенными возможностями как построение теней и прожекторов в реальном времени. Особенности архитектуры NEC/VideoLogic "Power VR" таковы, что отпадает необходимость в локальном кадровом буфере. Для этого используется память 2D-платы, куда трехмерная картинка передается по шине PCI для последующего отображения. "Power VR", по заявлениям производителей, может работать с любой 2D-платой. В то же время перед началом тестирования мы услышали мнение, что MATROX "m3D" гораздо быстрее работает с платами MATROX, чем со всеми прочими. Для того, чтобы проверить данное утверждение, мы протестировали MATROX "m3D" дважды: один раз с платой MATROX "MILLENIUM II" в качестве основного двумерного ускорителя, второй раз - с платой ATI XPERT@PLAY. На обе эти платы мы установили по 8Мб памяти для того, чтобы 3D-акселератор MATROX "m3D" смог продемонстрировать все, на он что способен. Результаты тестирования подтвердили, скорее, правоту создателей архитектуры "Power VR" - разница в быстродействии вышеуказанных комбинаций плат была незначительной. В целом же MATROX "m3D" продемонстрировала достаточно высокое трехмерное быстродействие (хотя и не рекордное), она позволяет добиться хорошей плавности трехмерных сцен. В то же время в процессе тестирования были заметны артефакты в виде белых полос и пр.

В отличие от других плат, на тестах Chappel при использовании режима фронтальной буферизации отсутствовало мигание объектов, находящихся сзади и поэтому невидимых (элементов стола, на котором лежит шкура, драконов). Несомненным минусом является то, что MATROX "m3D" не поддерживает Fog Table, Alpha Transparency и комбинацию Fog Vertex and Alpha.

Нам представляется, что покупка данной платы будет в первую очередь целесообразна для владельцев MATROX "MILLENIUM" и MATROX "MYSTIQUE", так как позволит получить вполне приемлемую трехмерную производительность и вдобавок сэкономить деньги (120-130$). Обратить внимание на MATROX "m3D" стоит также и тем, кто не мыслит своей жизни без трехмерных игрушек, но в состоянии позволить себе приобретение платы с 3Dfx "Voodoo Graphics".

(Окончание следует)

Виктор МОРОЗОВ

3Dfx "VOODOO"

Прежде всего Voodoo - хороший вариант для квакеров. Quake, игры на движке GLQuake и Quake 2 оптимизированы исключительно под Voodoo. Также Voodoo нужет тем, кто хочет быть уверенным, что он сможет играть во ВСЕ 3D-игры. Практически все 3D-игры поддерживают Voodoo - через Direct3D, OpenGL или Glide. Ахиллесова пята Voodoo - качество рендеринга в OpenGL. Voodoo сильно размазывает изображение, это можно увидеть, сравнив скриншоты Voodoo и других 3D-ускорителей. Плюс ко всему сквозной кабель вносит искажения, приводя к ухудшению изображения 2D-платы. (Скорее всего, вам придется работать на разрешении максимум 1024x768 либо при использовании монитора с BNC-входом, использовать BNC для 2D-платы, а D-sub для Voodoo-платы.)

3Dfx реализует много возможностей для увеличения производительности в GLQuake, включая тройную буферизацию (исчезает необходимость ожидания VSYNC), палитровые текстуры (уменьшается трафик текстур) и частоту кадров 60Hz. (Voodoo Graphics и Voodoo Rush законно сравнивать только при включенном VSYNC, так как Voodoo Rush не умеет отключать его.) И Voodoo Graphics, и Voodoo Rush можно настроить на частоту регенерации более 60 Hz (до 120 Hz). Это ведет к падению производительности из-за потребления полосы пропускания. Для достижения оптимальной производительности следует брать частоту 60-75 Hz, но не более.

ATI "RAGE PRO"

Rage Pro поддерживает Direct3D, OpenGL (MCD под NT), а также собственные native API, популярность которого такова, что про него и вспоминать не хочется. В настоящее время ATI разрабатывает минипорт для GLQuake/Quake2 и ICD OpenGL-драйвер. Выход минипорта ожидается в марте, а ICD - в мае. В игрушках с z-буферизацией Rage Pro поддерживает разрешения в 3D - для 4 MB: до 640x480 в truecolor; до 800x600 в hicolor; для 8 MB: до 800x600 в truecolor и hicolor. В игрушках без z-буферизации (Tomb Raider 2, G-Police) Rage Pro поддерживает разрешения в 3D - для 4 MB: до 800x600 в hicolor; для 8 MB: до 1280x1024 в hicolor. Частота кадров в truecolor немного ниже, чем в hicolor (28 и 34 в Forsaken на P5-200MMX в 640x480). В Direct3D Rage Pro имеет два недостатка: плохой dithering и ошибка в реализации полупрозрачности. В hicolor-игрушках Rage Pro имеет несколько худшее качество, чем конкуренты: Voodoo, Riva 128, Verite V2000. Это связано с некачественным ditheringом, которым, в общем-то, грешат многие truecolor-ускорители.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!