Идея написать статью о Байнете, создании и позиционировании сайта мне пришла после того, как я прочёл, здесь же, на страницах "КВ", материал под названием "Чего не хватает в Байнете?" По версии автора, белорусскому сегменту интернета не хватает креатива, неких "интернет-персон", национального колорита и идей. Готов поспорить. Главная проблема Байнета не в этом, а в банальном отсутствии средств и аудитории.
Креатива в белорусском сегменте Сети вполне достаточно. Это можно понять, даже просмотрев топ-10 белорусских стартапов. Взять, к примеру, ReadAloud.Me - онлайн-сервис озвучивания текстов. Он позволяет озвучивать любые тексты на русском и английском языке. Потом необходимо скачать MP3-файл либо вставить код к себе на сайт - и вы сможете прослушать искомый текст.
Появилась и дизайн-биржа Design Gly, на которой каждый дизайнер может увидеть, подходят ли его картинки заказчику. Есть сервис быстрого бронирования квартир - InSouz.com и ещё многое, многое другое. И это - лишь победители нынешнего стартап-уикэнда. А ведь подобные мероприятия проводятся ежегодно, в самых различных форматах.
Не согласен я с автором предыдущего материала и по поводу отсутствия в Байнете интернет-персон. Взять, к примеру, колоритную личность создателя Tut.by Юрия Зиссера или даже сотрудника Kv.by Александра Дробыша, который, в своё время был широко известен не только белорусской, но и российской интернет-общественности. Ну, нет у нас обозревателей видеороликов! Но и самих роликов немного, да и тема с их обзорами - не слишком востребована.
Причина - отсутствие активной интернет-аудитории. Большая часть проектов в Сети у нас, фактически, не востребованы, и поэтому не поддаются монетизации. К примеру, если бы в стране появился (а когда-нибудь он обязательно появится) большой и интересный сайт, посвящённый белорусской культуре, на национальном языке, постоянно наполняемый материалами, фото и видео, сделанный в соответствии с современными технологиями, то он бы себя никогда не окупил.
Большая часть проектов в Сети у нас, фактически, не востребованы, и поэтому не поддаются монетизации.
Такой сайт здесь сейчас просто не нужен и посетителей у него, кроме сотни студентов-культурологов в экзаменационную пору и пары десятков любителей - не будет. Подобными проектами на западе занимаются, в основном, богатые меценаты, так как там любая благотворительность учитывается при выплате налогов. У нас этого нет и в помине, как и меценатов, которые предпочитают развивать проекты, не связанные с Байнетом.
"На нуле" и один из основных индикаторов размеров и качества интернет-аудитории в стране - социальные сети. Все попытки создания соцсетей в Байнете закончились неудачами. Отечественные пользователи просто перешли на более удобные и массовые зарубежные сервисы - "ВКонтакте", "Фейсбук", "Одноклассники".
Сайты и порталы, которые всё же зарабатывают и активно развиваются (их в Беларуси всего несколько), как правило, работают сразу в нескольких направлениях, предлагая пользователям самые различные услуги - начиная от оперативных новостей на различные темы и заканчивая продажей недвижимости и разного рода товаров (эти сайты все знают, и рекламировать их не имеет смысла). Причина подобной диверсификации как раз и заключается в том, что извлечь достаточную прибыль в какой-то одной нише очень трудно. Её просто не хватит для развития проекта.
Именно поэтому сайты, достигшие более-менее приличного успеха в небольшой целевой нише, можно пересчитать "по пальцам". Среди них, например, портал для молодых IT-специалистов (его я тоже не называю), на котором зарегистрированы практически все работники отрасли в стране (свыше 16 тысяч человек). Ресурс Wolframalpha.com оценивает трафик этого сайта в 50 тысяч уникальных посетителей ежедневно. Оригинальный IT-ресурс вырос за счёт собственного рейтинга зарплат в IT-компаниях, который появился на его страницах в нужное время. Сейчас администрация портала обзавелась завышенным самомнением, собственным офисом и журналистами, организует различные отраслевые мероприятия, разумеется, в основном, для собственной рекламы.
Упомянутый мною проект вырос всего за несколько лет - на волне острой нехватки программистов в стране. Одна из причин его успеха заключается ещё и в том, что в отрасли есть деньги - за счёт аутсорсинговых программных разработок для зарубежных компаний.
Ещё два успешных отечественных сайта, о которых хотелось бы рассказать работают уже очень давно и в этом - главная причина их успеха. Один - вырос из небольшого форума-"барахолки", поддерживаемого первым стране оператором мобильной связи, и превратился в крупнейший интернет-портал, ежедневный траффик которого превышает полмиллиона посетителей (на это потребовалось 11 лет). Другой, ещё более крупный и популярный сайт со множеством сервисов - на год старше. Его траффик давно перевалил за 1 млн. Львиная доля рекламного бюджета белорусского сегмента Всемирной Сети - в руках у этих двух гигантов.
Стоит добавить, что сайты эти создавались тогда, когда Цукерберг ещё и не помышлял о "Фейсбуке", создатель "ВКонтакте" Павел Дуров учился в гимназии и даже такого понятия, как "социальная сеть", не существовало. Командам крупнейших белорусских ресурсов пришлось пережить годы безденежья, непростой период формирования и становления Байнета и они, безусловно, заслужили свой успех.
Командам крупнейших белорусских ресурсов пришлось пережить годы безденежья, непростой период формирования и становления Байнета и они, безусловно, заслужили свой успех.
Другой вопрос, на что и на какую долю небольшого отечественного рынка могут рассчитывать новые проекты, которые создаются сегодня? Очевидно, что без серьёзного "вливания" средств, мощной маркетинговой компании, выиграть в конкурентной борьбе и местных "монополистов" не удастся. Это будет "Пиррова победа" и успеха (если он, вообще, придёт) придётся ждать долго (период формирования брэнда в нашей стране длится около 10 лет, только за это время к нему привыкнут и запомнят). История, подобная успеху российского информационно-развлекательного интернет-портала Lifenews.ru, который за пять лет существования добился полумиллионной ежедневной аудитории и огромных доходов (несопоставимых с теми, которые зарабатывают крупнейшие белорусские сайты) у нас невозможна.
Отдельного упоминания заслуживает инвестиционная активность в Беларуси. Государство сегодня с трудом находит инвесторов и средства даже для развития и модернизации крупных предприятий в реальных отраслях экономики страны. Что уж тут говорить о виртуальных проектах Байнета? Очевидно, что из государственного кармана самые продвинутые и полезные интернет-ресурсы и проекты не получат ни рубля. Зарубежные и отечественные инвесторы, которые интересуются белорусским сегментом интернета, большие средства в развитие Байнета вкладывать пока не готовы.
Государство сегодня с трудом находит инвесторов и средства даже для развития и модернизации крупных предприятий в реальных отраслях экономики страны. Что уж тут говорить о виртуальных проектах Байнета?
Расскажу о своём личном небольшом опыте. Не так давно руководитель одной крупной белорусской металлоторговой компании (человек, достаточно талантливый и технологически продвинутый), предложил мне разработать проект бумажного и интернет-СМИ. Правда, уже в ходе его рассмотрения выяснилось, что финансисты и менеджеры компании готовы поддержать мой проект лишь в том случае, если он напрямую поможет увеличить продажи их главного товара - металлопроката. Вдобавок выяснилось, что больших средств они вкладывать были не готовы, и видели проект в образе некоего "форума по обсуждению проблем металлоторговли". В итоге, все мы остались при своих интересах.
Учитывая всё сказанное выше, позволю себе утверждать, что в Байнете давно уже нет "проблем роста и развития", белорусский сегмент интернета сформировался и останется таким, какой он есть сейчас - небольшим и безденежным. Выживать на нём будут немногие проекты, которым удастся "подмять" под себя остальных и вырвать у них наиболее важный и ограниченный ресурс - оплату за размещение рекламы и пользователей.
Напоследок, предлагаю вам несколько ссылок на интересные (на мой взгляд) российские стартапы. Ресурс www.tagll.com, например, предлагает создать блог за время, пока горит спичка (45 секунд). Кроме основной функции, сервис включает ещё и полный набор возможностей социальной сети. Другой стартап - www.pruffifriends.ru предлагает хедхантерам искать специалистов на очень хорошие вакансии. За "голову" проект отдаёт и часть своей прибыли. Так можно заработать до тысячи долларов. И прибыль уже есть.
Эдуард ТРОШИН
Комментарии
Страницы
Тогда, без периодических $$-инъекций (частных, государственных), получается, что и не появится.
Круто, получается, что каждый 10ый житель заходит ежедневно. За минусом тех, кто еще или уже не может сидеть за ПК = еще круче)
Круто плюсую автора; он не побоялся высказать то, о чём догадываются все.
А я, признаться, статью не понял... То есть, первая говорила - авторы - говно...вторая - публика говно:) Тогда скорее - говно и авторы и публика:) Частично - верно, конечно... Хотя... Я почему-то верю в людей. Когда с ними по-настоящему - и они по-настоящему.
Банальная правда жизни - у стартапов нет денег на настоящую, большую любовь(а честно - не означает бесплатно). Да и партнёры (пользователи) все заняты.
Уверен, что дело не в деньгах, а в мозгах:) Белорусские авторы слишком озабочены деньгами и очень мало думают о творчестве - в этом все дело
Особенно на пустой желудок.
В этом есть рациональное зерно - в стране прошёл кризис, у людей - семьи, всем хочется жить по людски, а не перебиваясь с хлеба на воду. И зачем заниматься ерундой, которая, мало того, что не монетизируется, так ещё и читать её некому?
и авторы нормальные и публика ( читатели), ПРОСТО НЕТ ДЕНЕГ! а у кого деньги есть - не хотят вкладываться. понятно - людям нужна отдача и сразу, а не где-нибудь в отдаленном будущем
плюсую эту статью и выражаю свое согласие с автором.
Прочитал с интересом и грустно улыбнулся: столько правды, грустной правды и в этой статье, и в комментариях, даже в тех, что противоречат друг другу. С иронией вспомнил, как лет 7 назад только осваивал интернет (я ещё из некомпьютеризированного поколения), а потом учился создавать блоги и, заводя страничку на тут-баевских блогах и помогая знакомому фотографу завести блог на wordpress.com, рассуждал-фантазировал, как через каких-нибудь полгода раскрутимся мы с ним и станем брать рекламу да получать прибыль ...
seabr, это вполне реально, только блог надо делать на blogger.com и писать по-английски.
Страницы