Отойду на некоторое время от привычной уже практики составления Топ-7 событий мирового IT-бизнеса. Жизнь разнообразна, так что на этот раз я порассуждаю у судьбах IT-индустрии в традиционной форме. Итак, мы пришли к середине года. Использую летнее солнцестояние, чтобы подвести итоги первого полугодия и попробовать сделать прогнозы по итогам всего 2012-го. Начну с основы основ: с рынка ПК.
Общие тенденции
По мнению отраслевых экспертов, в нынешнем году мировой рынок ПК покажет лучшие результаты, чем в 2011-м, – но ненамного. Рост продаж персоналок в 2012 году составит 5%, достигнув примерно 383 млн штук, прогнозирует IDC.
По тому же прогнозу, по итогам 2012 года на мировой рынок поступит 157,9 млн десктопов и 224,8 млн ноутбуков, в 2013 году – 161,5 млн и 252,1 млн соответственно, а в 2016-м – 166,2 млн настольных ПК и 362,4 млн ноутбуков. В текущем году из общего объема поставленных на мировой рынок персоналок 100,8 млн десктопов и 123,6 млн ноутбуков придется на рынки развивающихся стран.
Рост рынка ПК (десктопов и ноутбуков) сдерживается прежде всего конкуренцией со стороны альтернативных компьютерных устройств – планшетов и смартфонов. Прочие тормозящие факторы – неопределенности в глобальной политике и неясные перспективы экономики, особенно в ЕС и США.
Основные надежды по активизации потребительского рынка ПК во втором полугодии эксперты связывают с предстоящим выходом ОС Microsoft Windows 8. Впрочем, тут есть свои проблемы, включая до сих пор не утвержденную дату выхода, функциональность и стоимость. Также поднять интерес потребителей к ПК, вероятно, смогут ультрабуки и ультратонкие системы – но только если цены на них заметно снизятся.
Ранее, в апреле, компания IDC опубликовала отчет по итогам I квартала 2012-го. За этот период продажи ПК на мировом рынке выросли на 2,3% в сравнении год к году. То есть результат оказался лучше того, что прогнозировали аналитики той же IDC. А они пророчили, наоборот, сокращение поставок на 0,9%.
Впрочем, старший аналитик IDC Джей Чоу уверен, что это вовсе не следствие роста потребительского спроса. «Главным образом фактический результат оказался выше благодаря более быстрому восстановлению индустрии жестких дисков после наводнения в Таиланде по сравнению с темпами, на которые мы рассчитывали», – считает он.
Мобильные содрогания
А вот мобильная индустрия в середине года неожиданно почувствовала себя неважно. Во-первых, становится все более неясной дальнейшая судьба концерна Nokia. Если дела так пойдут и дальше, то уже к началу следующего года компания или обанкротится, или перейдет в собственность корпорации Microsoft. Впрочем, второй сценарий я опишу в отдельной статье.
А пока расскажу о том, что финское правительство не собирается помогать Nokia, покупая ее акции. Об этом заявил премьер-министр страны Юрки Катайнен. Он мотивировал свое решение классическими принципами либеральной экономики: «Это нас не касается. Мы хотим превратить Финляндию в страну, в которой компании могли бы работать успешно, и не хотим идти по пути постоянной поддержки бизнеса».
При этом власти Финляндии готовы владеть долями в компаниях, которые считаются важными для развития экономики страны. В их числе, например, компании деревообрабатывающей и химической промышленности. Почему финское правительство решило, что Nokia больше не является важной для развития экономики страны – лично я категорически не понимаю.
Известный аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин (который сам когда-то судился с Nokia) написал в своем блоге, что уверен в исчезновении Nokia на протяжении ближайшего года: «Кое-какие остатки возьмет на баланс Microsoft и завершится сценарий, о котором я говорил еще в 2010 году».
А в Нидерландах корпорация Apple проиграла судебное разбирательство своему главному конкуренту – корпорации Samsung Electronics. Местный суд посчитал, что «яблочная компания» нарушила принадлежащий южнокорейскому гиганту патент на подключение телефонов и планшетов к интернету на территории Нидерландов. Теперь Apple обязана выплатить Samsung компенсацию. Ее размер пока не определен – он будет напрямую зависеть от объемов продаж iPhone и iPad в Голландии.
Как уже не раз писали «Вести», суды между заклятыми деловыми партнерами – Apple и Samsung – с разной интенсивностью идут во многих странах. Стороны обмениваются десятками взаимных исков, но общий счет пока не позволяет ни одну из сторон считать победившей или проигравшей.
Управляющий директор консалтинговой фирмы Frost & Sullivan Манодж Менон так комментирует происходящее: «Обеим компаниям пора понять, что одни иски выиграет Samsung, а другие – Apple. – При таком давлении гораздо выгоднее разойтись полюбовно, чем продолжать сражение».
На волне интернет-бизнеса
Аналитическая компания DOMO обнародовала данные о том, какой объем данных в том или ином виде ежеминутно проходит через интернет. Помимо прочего выяснилось, что каждые 60 секунд пользователи тратят на онлайн-покупки в среднем $272 тыс., то есть $4,5 тыс. в секунду, или $391 млн в день.
Также, по данным DOMO, ежеминутно на сервис YouTube загружается 48 часов видео, а по e-mail отправляется 204,1 млн писем. За минуту Google обрабатывает примерно 2 млн поисковых запросов, пользователи Twitter отправляют 100 тыс. сообщений, участники Flickr публикуют 3,1 тыс. фото, а владельцы гаджетов Apple загружают 47 тыс. приложений. И за ту же минуту в Сети появляется 571 новый сайт.
Но сейчас я бы хотел рассказать о другом. На минувшей неделе стали известны зарплаты сотрудников Facebook. Неудивительно, наверное, что самые «богатые» работники в Facebook – инженеры-программисты. На должности старшего инженера программного обеспечения (Senior Software Engineer) в Facebook работник получает в среднем в среднем $132,5 тыс. в год. Еще больше получают разработчики самообучающихся систем (Machine Learning Engineer), которые управляют демонстрацией контекстной рекламы. Создатели ПО для отслеживания пользовательских предпочтений в соцсети получают в среднем $124 тыс. в год. Рядовой программист – $111,5 тыс.
На удивление неплохо зарабатывают практиканты, приходящие в Facebook на стажировку. Разработчик-стажер (Software Engineering Intern) за год получает около $74,7 тыс.
Немного меньше в структуре Facebook зарабатывают управленцы. Например, годовой оклад менеджера по продукту (Product Managers) составляет $130 тыс. Его задача – своевременный ввод в эксплуатацию сервисов, создаваемых многочисленными командами разработчиков.
Неплохо получают также менеджеры команд разработчиков (Engineering Managers) – в среднем $123,4 тыс., менеджеры по бизнес-развитию (Business Development Managers) – $115 тыс. и менеджеры проектов (Project Managers), которые зарабатывают около $98,3 тыс. в год. Средняя годовая зарплата менеджера по подбору персонала (Recruiter) в Facebook составляет $80,5 тыс.
Дизайнер – разработчик пользовательского интерфейса (User Interface Designers) получает около $129 тыс. Однако рядовые дизайнеры (Product Designers) в Facebook получают около $79 тыс. Сетевой администратор (Network Engineer) в социальной сети зарабатывает в среднем $121,5 тыс. в год. Инженер по эксплуатации (Operations Engineer), который отвечает за стабильность баз данных и инфраструктуры, ежегодно получает около $82,6 тыс. Администраторы, которые заняты поддержкой сайта (Site Reliability Engineers), получают $80,4 тыс. Самая низкая зарплата – у делопроизводителей (Account Executives): в среднем всего $62 тыс. в год.
Игры определяются с монетизацией
Питер Мур, старший операционный директор издательства Electronic Arts, убежден, что через 5-10 лет абсолютное большинство игр будут условно-бесплатными. «Я думаю, что микротранзакции будут в каждой игре, но вот доступ к проектам станет бесплатным», – заявил он.
По сути, сейчас игровая индустрия определяется с выбором наиболее перспективной модели монетизации. Как это будет происходить, Питер Мур описал достаточно подробно: «Я верю, что реальный рост будет в том, чтобы привлечь в индустрию миллиарды людей и считать игроками именно их. Да, хардкорным геймерам это не понравится. Мы видели, как матери семейств встают с дивана ради Wii Sports. Или у нас недавно была фитнес-программа EA Sports Active для женщин, которые любят заниматься спортом. Или социальные проекты вроде Rock Band и Guitar Hero и другие вещи... Благодаря им игры превратились из мрачного хобби подростков в увлечение абсолютно для всех. Если вы можете шевелить указательным пальцем и вот так водить им по экрану, то вы геймер. И все идет так, как и должно».
Виктор ДЕМИДОВ