В статье рассмотрим драйвер iZ3D, создающий стереоскопическое трехмерное изображение во многих обычных компьютерных играх. iZ3D является простым и дешёвым решением для игровых стереоэффектов в доступном формате анаглиф.
Разоблачаем пиратов
Прошёлся я как-то в Минске по нашим точкам, торгующим компакт-дисками. И в последнее время в некоторых из этих магазинов в большом ассортименте можно было наблюдать коробки с "пиратскими" компьютерными играми, на которых стоит логотип с изображением анаглифных очков и надписью "3D-версия". То есть покупателю предлагаются игры с реализацией визуальных стереоэффектов, которые становятся всё более популярными после "Аватара", и о чём мы уже как-то писали в "КВ" (№16'2010).
Таким образом, на волне интереса к стереоскопическим визуальным эффектам, как можно видеть даже невооружённым глазом, наши доблестные "пираты" тоже пытаются заработать немного денег, выпуская диски с играми с поддержкой стерео и снабжая свои коробки анаглифными стереоочками. У нас в Минске я видел стереоверсии "Сталкера", "Мафии 2" и других игр.
Но осуждать и ругать пиратов мы в этой статье не будем. Нас интересует, как они умудряются превращать обычные игры в версии со стереоэффектом?
А ответ простой: в данном случае используется технология компании iZ3D, которая существует несколько лет и которая позиционирует себя в качестве "пионера систем стереоскопической объемной визуализации".
iZ3D выпускает специальный драйвер для создания стереоэффектов в компьютерных играх. Этот драйвер разрабатывался компанией специально для собственного оборудования - 3D-мониторов и специальных очков. Но он может создавать объёмные изображения и в других распространённых стереоформатах, в том числе и в самом доступном формате анаглиф.
Этот драйвер распространяется бесплатно и позволяет наслаждаться 3D-стерео в компьютерных играх без необходимости покупать специализированные мониторы и телевизор. Также можно не покупать, да простят меня "пираты", пиратские игры со стереорежимом. Достаточно скачать и установить в систему драйвер iZ3D и, как минимум, иметь дешёвые анаглифные очки.
Подробнее
А теперь более подробно. Скачать драйвер iZ3D можно прямо с официального сайта компании www.iz3d.com. Размер установочного файла около 14 Мб.
Драйвер существует только для 32-разрядной и 64-разрядной операционных систем семейства Microsoft Windows. Так как игры, как известно, существуют, увы, в основном, только для этой системы.
В качестве программных интерфейсов поддерживаются DirectX 8/9. В самой последней версии драйвера заявлена экспериментальная поддержка версии DirectX 10.
То есть драйвер может создавать стереоскопический эффект только в 3D-сценах. Ни в видеофильмах, ни в каких-либо других программах наблюдать стереоэффект мы не сможем.
Номер последней версии драйвера на текущий момент 1.12. Эта версия предназначена, согласно официальной рекомендации, для систем Windows Vista/Windows Seven. На сайте имеется и более старая версия драйвера 1.11, где заявлена поддержка устаревшей Windows XP.
Требования к железу для просмотра стереоэффектов довольно высокие: iZ3D рекомендует видеокарту не менее ATI Radeon 4870 или nVidia Geforce 8800, а также минимум двуядерный процессор.
Русский интерфейс у программы имеется. Встроенная справка всё-таки на английском языке.
После установки драйвера следует запустить Control Center и установить там необходимые параметры. Самый главный параметр - это формат стереоизображения.
Драйвер iZ3D поддерживает много стереоформатов. Некоторые бесплатно, а поддержка других является коммерческой с ограниченным сроком бесплатного использования.
Бесплатно можно играть в фирменном формате iZ3D для фирменных мониторов, в формате Anaglyph (анаглиф) и в формате 3D DLP для владельцев последних версий видеокарт ATI. Форматы с ограниченным бесплатным сроком - это ColorCode3D, Monitor Zalman, Чересстрочный, DualProjectors, StereoMirror, SideBySide, VR921 API, 120Hz 3D-устройства.
Пару слов о форматах анаглиф и ATI 3D DLP. Анаглиф - это самый простой, распространённый и доступный формат. Требуются дешевые красно-бирюзовые очки, что обычно прилагаются к журналам со стереокартинками. Такие очки при желании можно изготовить самостоятельно. Достоинством анаглифа является универсальность - метод можно использовать при просмотре изображения на любом неспециализированном оборудовании (любых мониторах, проекторах, фотографиях и т.п.).
Из недостатков формата анаглиф следует назвать плохую цветопередачу, неравномерную яркость и усталость глаз при длительном просмотре.
3D DLP - это стереоформат, разработанный Texas Instruments. 3D DLP работает по принципу затворных очков, когда изображение на мониторе поочерёдно формируется для одного и другого глаза. Особенностью формата является алгоритм SmoothPicture, не требующий большой пропускной способности видеоканала и поэтому позволяющий показывать изображение с большим разрешением. Формат 3D DLP поддерживается в последних видеокартах ATI/AMD, и по взаимной договорённости компаний его поддержка бесплатно включена в драйвер iZ3D.
Думаю, что для большинства пользователей самым доступным будет формат анаглиф.
Прежде чем запускать игру, нужно проверить, входит ли она в список поддерживаемых драйвером. Проверить это можно на сайте iZ3D в разделе "compatible". Список поддерживаемых игр довольно внушительный. В него входят Mafia 2, Assassin's Creed, Call of Duty 4 - Modern Warfare, Call of Duty - World at War, Dead Space, F.E.A.R.2, Far Cry 2, Left 4 Dead, S.T.A.L.K.E.R, Need for Speed - Shift и др.
Если игры в списке нет, то стереоэффект для неё включить не удастся.
Пользоваться драйвером очень легко. Запускается он в режиме сервиса и в трее должна появиться иконка Control Center. Открыв этот центр, нужно указать вывод "Анаглиф" и в поле "Статус стерео" включить кнопку "Включить стерео".
Собственно, это всё, дальше можно надевать очки и запускать игру. В начале запуска игры должен появиться специальный визард для настройки качества стереоэффекта.
Но стереоэффект можно настраивать и непосредственно в процессе игры. Можно настраивать конвергенцию и сепарацию стереоскопического изображения. То есть, грубо говоря, если изображение двоится в глазах.
Конвергенция настраивается через комбинацию клавиш "Shift + Num+" и "Shift + Num-", а сепарация - через "Num+" и "Num-". Играя этими параметрами, пользователь может настроить для себя наиболее комфортный стереорежим.
Можно добавить, что в комплект драйвера входит ещё утилита iZ3D-wallpaper для создания объёмных рабочих столов.
Впечатления
Сам я не геймер, игр у меня мало, и из списка поддерживаемых под рукой оказался только первый "Сталкер". Проверил драйвер iZ3D на машине Intel Core Duo, видеокарта ATI Radeon HD 3650, Windows XP, iZ3D 1.11, стереорежим - анаглиф.
"Сталкер" в статическом режиме графики выдал хорошую стереокартинку. Изображение нигде не двоилось, и ничего дополнительно настраивать было не нужно. Объём и глубина картинки производили очень хорошее впечатление, и Сидорович в стереорежиме был ещё более прекрасен.
Но анаглиф имеет и свои недостатки. Во-первых, стала неестественной цветопередача. Например, пламя костра стало неестественно жёлтым. Во-вторых, режим анаглиф делает изображение более тёмным. Хотя для "Сталкера", где нет никакого буйства красок, нарушение цветопередачи не является таким уж неприятным эффектом.
Из недоработок самого драйвера можно отметить глюк, когда у главного героя не видно оружия, хотя соответствующая опция включена. Возможно, в версии драйвера 1.12 этот глюк уже исправлен.
Что касается производительности, при статических настройках освещения "Сталкер" без 3D-режима выдавал 70-80 кадров в секунду. При включении стереорежима производительность падала до 25-40 кадров в секунду при том же статическом освещении.
При динамическом освещении игра на указанной выше системе в стереорежиме еле-еле загружалась. Поэтому проверить "Сталкер" в динамическом свете не получилось. Так что высокие требования к видеокарте для стерео являются справедливыми.
Но общее впечатление от стереоэффектов в "Сталкере" позитивное. И возвращаться в обычный 2D-режим, даже с недостатками формата анаглиф, уже совсем не хотелось.
Здоровье
В заключение надо сказать пару слов о здоровье. Стереоскопический эффект - это всё-таки обман зрения. Поэтому, во-первых, в стереоскопическом режиме нужно определённое время на адаптацию зрения: глаза начинают привыкать где-то минут через 10-15 после начала просмотра.
Во-вторых, после нескольких часов "работы" в стереорежиме некоторые пользователи отмечали дискомфорт и головокружения. Поэтому пока вопрос со стереоскопическим эффектом недостаточно изучен, не лишним будет предупреждение не злоупотреблять многочасовыми стереозабавами.
Михаил АСТАПЧИК
Комментарии
Дело как раз не в очках. Потому что сами очки стереоскопический эффект не создают - они только позволяют этот стереоэффект наблюдать.
Другими словами, стереоэффектом может обладать изображение, а не очки. И весь вопрос в том, как создаётся это изображение. Для фильмов - это нужна специальная стереосъёмка, а для игр изображение формируется на уровне обработки 3Д-сцены и драйвера видеокарты. Хотя есть программки, которые позволяют создавать из обычных изображений так называемое псевдостерео.
Но драйвер iZ3D создаёт настоящую стереоскопическую картинку с правильным параллаксом, а не псевдостерео. И может выводить этц картинку не только в формате анаглиф, но и в других стереоформатах, то есть для других типов очков. Список этих форматов есть в статье. А какой из этих форматов "номальный", а какой "ненормальный" - это уже отдельная разборка.