В 2017 году ниша регулируемых обменников криптовалют в СНГ была свободна, сложности по запуску не очевидны, а перспективы виделись глобальные. CMO первого легального в СНГ криптообменика Whitebird Алексей Короленко рассказывает, как проект запускался и почему с виду простой сайт вылился в полтора года разработки.
Какие возможности открыл Декрет №8
В конце 2017 года Декрет №8 “О развитии цифровой экономики” стал революционным на тот момент документом, который урегулировал статус криптовалюты в стране. Он давал уникальные налоговые льготы и положил начало созданию криптобизнеса в Беларуси.
Вслед за Декретом №8 появились разъяснения Министерства финансов, Национального банка, Министерства по налогам и сборам и еще ряд других официальных документов, которые объясняли будущим игрокам белорусского крипторынка правила игры. Например, Национальный стандарт ведения бухучета и отчетности “Цифровые знаки (токены)”.
Все криптовалютные компании в Беларуси обязали соответствовать стандартам ФАТФ (Межправительственной комиссии по финансовому мониторингу), которая противодействует терроризму и отмыванию преступных доходов, а регулятор взял на себя обязанность проверять репутацию персонала и руководителей компании, их финансовое состояние, происхождение активов и кибербезопасность.
Так в Беларуси сформировались условия для работы криптоэкономики. Серьезная регулирующая база сделала белорусские криптопроекты потенциально интересными и безопасными для международных партнеров. Она также создала налоговую прозрачность для физических лиц в операциях с цифровыми активами. Все это подтолкнуло нас к созданию криптообменника Whitebird.
Как СМИ “приписали” нам инвестора
Мы стали создавать Whitebird как сервис по покупке и продаже криптовалют и выбрали в качестве преимуществ полную налоговую прозрачность, низкие комиссии и удобный интерфейс.
Почти сразу нам удалось подключить в качестве партнера Беларусбанк. Также мы стали единственными, кто подписал прямое соглашение с VISA на P2P-транзакции за криптовалюту.
Партнерство вышло удачным – о нас написали многие крупные крипто и инвест-медиа. Некоторые даже считали, что Беларусбанк стал нашим акционером, но это не так. Журналисты не совсем точно уловили суть новости, но это дало виральный эффект. Мы получили около 150 органических публикаций в таких известных изданиях, как РБК Крипто, Forklog, Coindesk, Bitcoin.com и других.
Что стоит за простым интерфейсом
Тема криптовалют остается не такой простой для обывателя, и потому нам важно было стать простыми в использовании. Разработка продукта и получение легального статуса заняли два года.
Мы должны были учесть требования регулятора в части процессов, отчетности, защиты пользовательских данных, безопасности (об этом ниже), организовать платежные процессы и процедуры верификации пользователей согласно требованиям FATF и директиве AMLD5 по противодействию отмыванию денег.
Отдельная задача ― интеграция с нашими партнерами Беларусбанком и платежной системой VISA, а также с используемыми блокчейнами и многим другим.
На выходе мы получили простой сервис без отвлекающих элементов. Для человека несведущего в веб-разработке это обычный сайт ― пользователь вводит сумму для обмена, получает расчет и нажимает “обменять”. На деле за ним стоит полтора года разработки и полнофункциональное Back-End решение с двумя клиентскими модулями Front-End для пользователя и администратора.
Алексей Короленко, CMO Whitebird и Василий Кулеш, Chief Communications Officer в Whitebird
Чем мы заплатили за легальный статус
Декрет №8 и все смежные документы, которые выходили после него, действительно облегчили для криптобизнеса ситуацию. Но запустить легальный криптообменник, который дает пользователям возможность работать в правовом поле, не так просто, как скинуть крипту на кошелек через менялу Петю.
Любая криптокомпания находится под пристальным вниманием администрации ПВТ, которая может как предупреждать, так и наказывать. Законодательство обязывает нас проверять и защищать буквально все, к чему у нас есть доступ. Всю входящую криптовалюту мы проверяем через специальное ПО. Простым языком, она у нас “белая”, а значит не замешана в преступных действиях вроде продажи наркотиков и не может быть заблокирована или не принята на других площадках.
Проверяем и пользователей ― проводим KYC (верификацию личности) и запрашиваем источник дохода для тех, кто хочет обменивать больше $10 тыс. в эквиваленте. Жестко фильтруем всю информацию, которую публикуем сами или получаем от клиентов. Например, мы сильно ограничены в рекламных креативах, не можем призывать к покупке активов, обязаны защищать даже данные переписок клиентов с техподдержкой.
Проверяют и нас. Мы проходим регулярные независимые аудиты безопасности, и, пожалуй, самое серьезное – ежегодный аудит от EY (“Эрнст энд Янг”) на соблюдение всех норм законодательств.
Кроме того, запуск криптообменника был невозможен без внушительного устанвого фонда, в нашем случае ― размером более $1 млн., который будет задействован, если по нашей вине клиенты лишатся своих средств.
С кем мы конкурируем
Хотя в СНГ мы единственный регулируемый криптообменник, это не отменяет наличие конкурентов из других сфер. Главным конкурентом мы видим криптовалютные биржи, от которых отстроились тем, что не храним средства клиентов на своем сервисе, предлагаем рыночный курс без дополнительных комиссий и быстрый обмен. Для примера, на криптобирже пользователь платит за ввод фиата около 3-5%, потом за обмен 0,2-0,4% и комиссию за вывод около (на примере биткоина она может составить 0.0001 – 0.0005 BTC). На сумме в $500 пользователь теряет до $45, а с нами не больше – $20.
Легальный статус выгодно выделил нас среди серых обменников, Telegram-обменников и спекулянтов, которые могут скинуть на кошелек немного крипты.
Отдельно можно упомянуть P2P-платформы, мобильные кошельки и агрегатор Bestchahge, которых объединяет отсутствие KYC и правового регулирования. С одной стороны, это привлекает пользователей тем, что не нужно оставлять личные данные. С другой, определяет людей, которые будут пользоваться обменником.
Какую нишу мы выбрали для развития
Дела у нас после запуска шли неплохо. За первый месяц к нам пришли почти 1000 клиентов, а средний чек увеличился с $356 до $653.
Когда количество новых пользователей Whitebird стало прирастать на 1000 регистраций в месяц, мы поняли, что выбрали правильное направление.
Клиентами в основном стали трейдеры и инвесторы, а также новички, майнеры и фрилансеры. Отдельно стоит выделить частный бизнес, который с помощью нашего обменника инвестирует и перераспределяет свои активы.
Нам стало понятно, что без больших бюджетов на маркетинг работать только с физическими лицами будет невыгодно ― пора привлекать крупные компании и партнеров с большими базами интересующих нас клиентов для встраивания нашего сервиса в их продукт. Так мы пришли к идее, что нужно развиваться в направлении B2B2C, т.е. предлагать бизнесу наше решение по обмену фиата на криптовалюту и наоборот, чтобы он в свою очередь предложил его своим розничным клиентам.
Наш обменный сервис можно интегрировать в такие финтех-проекты, как DEX, GameFI, NFT-маркетплейсы, dAPPs, майнинг-пулы, криптокошельки, необанки. Мы забираем свой пул задач интеграцию, подключение KYC/AML, круглосуточную техподдержку, защиту от фрода и чарджбеков.
Например, в 2021 году мы интегрировались в криптокошелек BITCASH и один из крупнейших майнинг-пулов – EMCD. Криптокошелек получил уникальное преимущество и дополнительный заработок, а мы ― большее количество обменов.
Монетизация проекта
Наша прибыль ― в комиссии от 3 до 4,5% за каждую обменную операцию. В нее включены все расходы по процессингу карты, услуги банка и самого Whitebird. На итоговую комиссию влияет много факторов, например, конъюнктура крипторынка или сумма для обмена (чем она выше, тем меньше %).
Когда наш сервис встраивается в финтех-проект, модель монетизации не меняется ― мы продолжаем зарабатывать на обмене.
Что дальше?
Уже два года мы остаемся единственным легальным в СНГ криптообменником, который работает по строгим нормам законодательства. К покупке и продаже за фиат у нас доступны BTC, ETH и USDT. В команде работает 40+ человек.
Правовое регулирование дало большие преимущества для установления партнерских отношений. Для многих международных компаний мы можем стать доступным и регулируемым методом выхода на белорусский рынок не только.
Уход нашего партнера VISA с российского рынка повлек потерю аудитории российских пользователей. Сейчас мы работаем над тем, чтобы пользователи из России снова получили возможность с нами работать, и надеемся все наладить к концу лета. А далее ― запустить собственное приложение и криптокарту, сервис по приему криптоплатежей, а также добавить поддержку новых монет.
Горячие темы