Как продвинуться по карьерной лестнице. Репортаж с Career Development Day 2019

Суббота. 9 утра 23 февраля. Кажется, большинство людей не отказались бы провести это время в обнимку с подушкой. Но более 1500 человек зарегистрировались на конференцию и решили, что для них важнее карьера (и это наш рекорд по количеству регистраций!). Участники отправились на Career Development Day, дабы узнать больше о перспективах и новых веяниях в мире IT.

 

Новая карьера – новая жизнь

Автор проекта "IT-страна", генеральный директор компании BelHard Игорь Мамоненко рассказал о перспективах, которых люди, уже работающие в IT, могут достичь через 10-15 лет. Он отмечает, что на данном этапе есть некоторые сложности, которые препятствуют развитию, например, множество законов, которые необходимо будет менять. Более того, необходимо будет изменить сам процесс принятия законов, а на это требуется время. Также спикер отметил, что IT-сфера — одна из основных, которые смогут благостно повлиять на экономику.

Если брать для примера опыт Китая или Индии, где в ближайшем будущем значительная часть населения будет занята в отрасли информационных технологий, то Беларусь пока отстаёт — в IT заняты около 105 тысяч человек, а это всего лишь примерно 2% от общего числа работающих, которые при этом дают 7% ВВП.

Сейчас, по сути, есть два направления успеха — это техническая карьера (когда за каждое ваше слово в консалтинге будут платить десятки тысяч долларов) и управленческая карьера. Чем больше будет становиться компания, тем больше будет и управленческая иерархия. Чем больше опыта и умения общаться с людьми, тем больше шансов сделать карьеру, делать интересную работу и влиять на развитие компании.

Также Игорь Мамоненко ответил, что, несмотря на опыт работы за границей, многие возвращаются обратно в Беларусь. Связано это с тем, что всё-таки там наши программисты воспринимаются как "чужие", как "второй сорт" (это менее ощутимо в Америке, но сильно чувствуется в Германии и Голландии), а потому стоит заниматься развитием местной отрасли, ведь работать в кругу знакомых, на родном языке куда проще.

 

 

Java-джуниор 80 lvl

    

О продвинутых джуниорах и их возможных ошибках говорил Роман Кашенок, Java-разработчик компании SoftTeco. В своей презентации он выделили несколько положительных качеств и несколько спорных, скорее отрицательных. Первая и очень важная черта для джуниора — это умение распоряжаться собственным временем и организовывать рабочий процесс. Знания тайм-менеджмента будут только в плюс (например, можно использовать принципы Парето, ABCD, "съесть лягушку" или матрицу Эйзенхауэра).

Следующая бесспорная полезность — умение мыслить и решать задачи, раскладывая на мелкие и простые, понимая, что делаешь.  Также огромный плюс, если ты  умеешь работать в команде и эффективно коммуницировать. Без этих простых, на первый взгляд, качеств, даже самому ученому джуниору будет тяжело. Да и компания быстро в нем разочаруется.  Концентрироваться и не распыляться на мелкие, порой бесполезные дела – еще одна существенная деталь в портрете джуниора «80 lvl». Нужно ставить себе адекватные рамки, ведь излишний напор будет пагубно влиять на качество работы.

После этого Роман выделил несколько спорных деталей, которые могут принести больше вреда, чем пользы. Первым в этом списке стоит перфекционизм. Когда разработчик приходит на проект, его знакомят с кодом, структурой, стилем написания. И бывает случается так, что джуниор пытается сразу писать так же, или еще лучше, из 30 строчек сделать 1, рефакторить и переписывать свой код... Что в свою очередь приводит к затягиванию сроков, непониманию со стороны команды и заказчика.

Также во вред работает излишняя самостоятельность. Ни у кого нет желания заново изобретать велосипед и расставлять "костыли" в коде при отсутствии должного опыта или коммуникации с более опытными коллегами. Согласись, если есть сомнения, то для начала лучше задать вопрос «А нужно ли это?». Вполне возможно у проекта нет такой задачи, либо уже существует хорошее работающее решение.

Не менее пагубна и боязнь несоответствия. У людей, которые только начинают, зачастую появляется страх, что кто-то кодит лучше. Классический случай "сына маминой подруги", который «всегда знает, как поступить в этой ситуации». «Не стоит копировать или бездумно повторять кого-то, - подчеркнул Роман. – Мы все были новичками. Присматривайся, развивайся, учись. И тогда твой «80-й lvl» наступит очень быстро».

 

От инженера до аккаунт-директора по работе с мировыми брендами: мои успехи и поражения

О непростом пути и "американских горках" в своей IT-карьере рассказал Сергей Сметюх, Director of Account Management and BizDev in US, компания Softeq. Он поделился своими наблюдениями, "удачными шагами" (лучше заменить на «успешными усатновками»), которые и помогли ему пройти путь от студента до топ-менеджера компании . Первый — принимать вызовы и расширять границы. Те самые challenges — их нужно не бояться, они позволяют двигаться вперёд.

Второе — ставить амбициозные цели, и это непосредственно вытекает из первого. Для самого Сергея в начале его пути такой целью стала работа по специальности по окончании первого курса инстутита. Проработав на позиции разработчика 6 месяцев и переходя (на испытательный срок, конечно) на позицию тим лида, спикер начал всё чаще общаться с клиентами. И из этого появился ещё один важный шаг — расширять круг профессиональных знакомств. А также не бояться провалов.

Так, например, одно время Сергей был уверен, что аккаунт-менеджментом может заниматься один человек, закрывать все "дыры" в одиночку. Но впоследствии, при увеличении команды, он понял, что это было ошибкой. Важно признать свой провал перед собой и другими людьми. И потому неплохо иметь план Б. А, значит, необходимо планировать последующие шаги. Помимо рабочих целей и планов, важно не забывать и про самого себя. Необходимо всегда понимать, откуда появляется мотивация и энергия, чтобы знать, где их можно будет восполнить в экстренном случае.

 

Time to Go уже настало: может ли Go стать вторым родным языком?

О языке программирования Go говорил VP Engineering Java британской компании Godel Technologies Александр Каримов. Впервые появившись в 2007 году, относительно молодой open-source-ный язык выпускает всевозможные патчи и обновления каждые полгода в течение последних 7 лет. Самобытность языка Go позволяет реализовывать многие решения по-своему, что сразу добавляет конкурентного преимущества.

Не менее важна и производительность. «Медленный» язык требует больше времени, а Go в этом плане не так давно шагнул вперёд, войдя в треть фреймворков, которые относятся к топ-15 по перфомансу. Во многом высокая производительность связана с тем, что в Go заложены решения, к которым другие языки пришли только сейчас. Также стоит отметить успешность языка среди разработчиков: если в 2016 году Go не был даже в топ-30 используемых языков, то в 2018 он уже на 16 месте, занимает место в топ-5 самых любимых языков и топ-3 самых желаемых языков по результатам опроса сайта Stack Overflow.

Если в какой-то момент Google заявит: «Мы прекращаем поддержку языка Go», то развитием его займётся комьюнити, количество коммитов от которого ещё в прошлом году превысило количество коммитов от самой корпорации Google. И главный вопрос: сколько платят? Несмотря на спад хайпа, язык уверенно держится в топ-5 по высоте зарплаты.

Так time to Go уже настало? Для некоторых компаний — да.

 

Что такое RPA и почему к этому стоит присмотреться уже сегодня

С людей тема выступлений плавно сменилась на роботов. Николай Жолнеркевич, RPA AQA в WorkFusion в своей лекции высказал мнение, что всем нам не грозит повальная замена роботами. Несмотря на то, что многие наши действия в скором времени будут автоматизированы, это отнюдь не плохо. Так, появление первого банкомата, к напрасным опасениям банковских работников, не уничтожило банки и операторов в них.

Вообще, RPA (то есть Robotic process automation) — это софт-бот, который ставится на компьютер и может выполнять работу человека. Он может экономить время, которое на многих работах люди тратят на выполнение заданий типа Ctrl+C и Ctrl+V. По мнению Николая, люди слишком совершенные, чтобы заниматься подобной "тупой" монотонной работой. И тогда появляется вопрос, как это автоматизировать. Можно действовать по старой схеме, подключаться через API, использовать фреймворк, выбирать язык и использовать кучу инструментов. Плюс RPA в том, что это один готовый инструмент, и нет необходимости думать об использовании и поддержке иных технологий. Кроме того, планка вхождения в RPA ниже. Если есть сложный кейс, можно сесть и написать код, или же накидать экшенов вроде "открой такое-то приложение", "вбей такое-то", "кликни туда-то". Получается несколько более user-friendly интерфейс. Обычный офисный работник за день сможет это освоить.

Какой-либо набор для автоматизации сильно зависит от компонентов. Их необходимо поддерживать, обновлять. С RPA такого нет — он один и им можно пользоваться. Проще обновить одну систему, чем 10 разных. Также важен фактор масштабируемости. Если стандартная нагрузка резко увеличится раз в 20, то на обработку данных потребуется больше работников. Как только объём спадёт, этим людям не найдётся работы. А боту нетрудно увеличить или уменьшить объём работы.

По итогу плюсы RPA очевидны: он полностью имитирует действия человека, разных порог входа (умеете кодить — хорошо, не умеете/не хотите учиться — вы всё равно можете с этим работать), это тул, который можно интегрировать в любой бизнес-процесс и очень просто масштабируемый. Так, у одного из покупателей, Standard Bank, процесс по открытию аккаунта в банке занимал 20 дней. После выхода бота в продакшн этот процесс стал занимать 10 минут. Поэтому не стоит напрасно переживать, что роботы оставят людей без работы. Главное не лениться и развиваться вместе с инновациями.


 

AR: реальность и ожидания

Не менее серьёзную часть ИТ-сферы затронул Василь Тарасевич, технический директор HQSoftware, глава центра экспертизы AR- и VR-разработки. Несмотря на многие факторы, ситуацию с AR пока что можно назвать "фазой разочарования". Хайп уже прошёл, все наигрались, кто-то по-быстрому собрал денег, кто-то деньги потратил, но ничего не получил. По прогнозам, только через 5-10 лет технология выйдет в массы.

Стоит отметить, что многие под дополненной реальностью имеют в виду исключительно картинку, тогда как у человека есть и другие органы чувств: вкус, обоняние, осязание — и в этом тоже можно реальность дополнять. Для подавляющего числа кейсов нужен смартфон, и это накладывает определённые ограничения. У нас заняты руки, маленький экран ограничивает поле зрения. Но этот девайс есть у всех, и именно он позволяет нести технологию в массы. Есть, конечно, и очки, но вы в таком точно не будете ходить по улице, вас как минимум не поймут. 


 

Вообще, есть три условных варианта. Первый использует маркеры – это то, что можно искать на картинке, к чему привязываться, что использовать как якорь. Роль маркера может выполнять, например, визитка. И всё строится вокруг этой сцены. Такие решения уже используются достаточно массово. Маркер не обязательно будет QR-кодом — по словам Василя это уже "позапрошлый век". Это может быть любой объёмный предмет или изображение. И есть второй вариант, когда нет маркера. Преимущество такой технологии — она умеет находить плоскость: пол или стол. И к этой плоскости можно привязывать какие-либо объекты или предметы и использовать. Да даже обойти вокруг этого предмета и осмотреть его со всех сторон. Это гораздо более реалистично.

Ну и третий вариант — это объект произвольной формы. Систему можно обучить распознавать что угодно. B2C сектор сейчас скорее представлен играми, более "несерьёзный", а вот B2B более глобальный. Там зачастую требуется визуализация какого-то устройства, здания. Также используются кейсы в индустриализации. При взгляде на устройство вам могут показывать инструкцию к нему. Или удалённо подсказывать, как с той или иной деталью работать. 

А в будущем стоит ожидать появления нового доступного компактного девайса, который люди смогут постоянно с собой носить. Возможно, это будут всё-таки очки или даже линзы. Но останется вопрос законодательный, чтобы подобное устройство не котировалось как устройство скрытой съёмки.

 

DATA eLABoration

    

Денис Авмочкин, Software Engineering Manager в EPAM, поделился некоторыми тенденциями в сфере Data. "За данными — будущее, за большими данными — большое будущее" — банальное, на первый взгляд, утверждение, но так и есть. Информация постепенно "утекает" в облака, и буквально через 5 лет будет всё уже почти там. Работа с данными всегда интересна. Тенденция такова, что для работы над проектами навыка только в одной технологии становится недостаточно и наступает время расширить свои профессиональные горизонты . И не стоит забывать, что необходим английский. Язык нужно не просто понимать, но уметь общаться на нем. Это своеобразный для работы с проектами из Америки, стран Азии, Европы. С точки зрения EPAM есть два пути входа в Data.

Первый — тренинг по Data Engineering. Сперва — собеседование, где вы будете общаться на тему IT. Такая встреча поможет понять, готовы ли к тому темпу  и задачам, которые предстоит решать, Тренинг – это серьезная самостоятельная работа. Конечно, студенту помогают менторы и преподаватели, но нужно настроиться на то, что, в первую очередь все зависит от вас и вашей целеустремленности.  

После интервью с менеджером ждут 2 месяца курсов и 4 месяца специализаций в самой DataLab, знакомство разными технологиями. В конце студенты делают проект, где учатся работать в команде под кураторством менеджеров. В итоге:  через полгода лабораторию оканчивает джуниор – он уже знаком с технологиями и может работать на проектах, но, чтобы двигаться дальше ему предстоит еще много учится и набираться опыта. 

Второй — стажировка в DataLab. Суть похожа, но разница в том, что обычно туда попадают студенты с какой-то базой, они изучали эту специализацию в университете, у них горят глаза,  либо это люди, которые уже работали с данными, но при этом делали это "на коленке". В лаборатории есть  заочная и удалённая формы обучения, так и 8 часов в офисе. Человек получает рабочее место, с ним работает ментор,  студент задание — и он учится до тех пор, пока не рабочие задания. Это длится от 2 до 3 месяцев. Мы постоянно объявляем набор на стажировку и будем рады видеть тех, у кого, возможно, пока не достает знаний, но есть  , трудолюбие, свободное время и желание научиться чему-то новому.

 

 

 

Организатором конференции выступает IT-портал KV.by

Партнеры: Softeq Development, Belhard, SoftTeco, Godel Technologies, Gurtam, HQSoftware, WorkFusion, Qulix Systems, ИКС Карта.

Партнёры подарков: Sven, сеть фитнес-клубов Pride Fitness House, многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс Мандарин, Театр Киноактёра

Партнер кофе-паузы: Sushi Chef Arts, ресторан-бистро ЛIДО, Pizza Chef Arts

Фото: Юрий Веселов

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!