Представитель платежной системы Dash в СНГ Олег Каримов, участница проекта «Dash.People» Елена Беседина, координатор российского сообщества в команде Dash Алексей Гусев и маркетолог блокчейн-направления рекламного агентства MGCom Максим Попов рассказали KV.by, когда за криптовалюту можно будет купить продукты и что мешает сделать это уже завтра.
Конференция Smart Taler 2018 получилась в каком-то смысле исторической, потому что в Беларуси впервые спикер представлял криптовалюту. Главным образом это заявление о том, что у Dash есть команда, готовая работать в Беларуси, да и в целом в СНГ, для того, чтобы запустить полноценную платежную систему. Правда, это возможно только в том случае, если для этого будут созданы необходимые условия.
– Какими должны быть эти условия?
– Государство должно задать общие правила, регулирующие процессы работы платежных систем вроде Dash, по которым можно будет работать. На сегодняшний день мы понимаем, что есть субъекты, которые всячески сопротивляются применению криптовалюты как средства платежей. Поэтому пока мы можем только ждать, что же решат в правительстве.
– Зачем государству вообще нужно задумываться о принятии и регулировании цифровых валют?
– Сейчас криптовалюты являются одним из тех механизмов, которые позволят странам-первопроходцам, принявшим их, громко заявить о себе на мировой арене. Это реальная возможность стать финансовыми лидерами. Примером может служить Сингапур, который в свое время стал лидером мирового капитала, превратившись из «рыбацкой деревни» в одну из самых высокоуровневых стран. Просто страна создала рынку те условия, которые он хотел. Если в какой-то стране криптовалюта получает статус официального платежного средства, то это сулит приток инвестиций.
Криптовалюты – отличный инструмент для обхода разного рода санкций со стороны других государств. Сейчас практически все увязано с долларом США, а это значит, что вся система в каком-то смысле контролируется определенными странами и организациями. Цифровая валюта не имеет никакой политической привязки. Таким образом она может выступать средством обхода блокировок финансовых взаимоотношений.
Кроме того, такой шаг может позволить решить вопрос доверенности валюты. Например, Беларусь не пойдет на то, чтобы в магазинах можно было рассчитываться долларом, потому что никак не может контролировать его эмиссию. К тому же, потенциально это представляет угрозу: а вдруг США завтра посчитает все доллары на территории СНГ неликвидными? У криптовалют же нет глобального управляющего центра, а эмиссия ограничена и заранее предсказуема.
К тому же, государству важно думать не только о том, как избежать негативных эффектов для экономики, но и о том, как достичь позитивных. Государство так или иначе заботится о том, чтобы грамотно вкладывать средства населения, рекомендуя или хотя бы просто позволяя инвестировать. И криптовалюты открывают гораздо более широкий спектр возможностей для инвестирования.
– Что, если криптовалюты официально не примут на государственном уровне?
– Проще всего, безусловно, все запретить. Но технология никуда не денется, она несет в себе снижение издержек и ощутимую пользу для экономики. И если одно государство не будет ей пользоваться, то другие обязательно начнут. Тогда государство теряет свое преимущество уже на международном уровне. Да, Северная Корея почти не пользуется компьютерами и как-то там живет, но явно живет хуже, чем многие страны.
Цифровой валютой в мире в любом случае пользоваться будут. Вопрос только в том, как. И сейчас государство имеет возможность сделать в том же Dash кошельки, которые будут работать с такими национальными особенностями, которые в данном государстве считают правильными.
– Если перспектива такого решения понятна, почему его все еще не рассматривают?
– Конечно, государство хочет все контролировать. И мы сейчас говорим о том, что Dash будет открытой платформой, следующее поколение подразумевает децентрализованный интерфейс программы. Соответственно, разные разработчики, компании и даже целые государства смогут создавать собственные программные продукты на базе блокчейн, которые будут работать так, как им будет задано.
Например, если государство собирается взимать налог с любой покупки, можно настроить все так, чтобы он автоматически перечислялся на отдельный счет. То есть, к примеру, Беларусь, может сделать для себя отдельный кошелек, который будет работать по конкретным механизмам, подходящим для внутреннего устройства.
Различные государственные органы заинтересованы этим вопросом в разной степени. Например, с точки зрения МВД будет проще запретить цифровую валюту, чтобы не было лишних проблем, а Министерству экономического развития будет очевидно, что это важная перспектива, игнорируя которую, можно все разрушить.
– Как думаете, долго будут решать?
– По опыту, это не самое быстрое дело. Государственные органы должны решить, что считать цифровой валютой, как это называть, взимать налог или нет. Насколько быстро будут приняты такие решения, к сожалению, не от нас зависит.
Есть вероятность того, что, если решения будут приниматься слишком долго, то мы просто опоздаем. Чаще всего забюрократизированные системы проигрывают из-за своей медлительности. При этом не так уж важна специфика государств СНГ. В тех же США значительно раньше начали обсуждать все эти вопросы, но до сих пор не приняли никаких законов по данному поводу.
Dash готов прийти со своим продуктом в Беларусь. Возможно, пока это не стопроцентная готовность и мы не можем говорить, что поставим в каждом магазине оборудование, чтобы предоставить возможность приема оплаты в Dash. Но по мере эволюции системы, мы видим, что подключение мерчантов станет проще, оплата в Dash станет быстрее.
– Если цифровая валюта все же станет официальным платежным средством, то какая из криптовалют будет в ходу? Вы ставите на Dash?
– Это совершенно не обязательно Dash. Государство само способно решить, какая криптовалюта больше подходит для своих внутренних целей. Или даже запустить свою систему. Скорее, государство будет признавать несколько криптовалют, а рынок сам распределит, которая из них будет наиболее ходовой. И в каждом государстве пропорции могут быть разные.
У Dash и нет цели быть основной валютой в Беларуси. Система ведь делает мировые глобальные деньги, которые могут использоваться всеми. Да, основа может быть общей для всех стран, но каждая конкретная страна может подстраивать условия под себя. Ставка делается не на то, что Dash внезапно завоюет все рынки. Ставка делается на то, что Dash станет настолько хорошей системой, что будет нравиться многим, если не всем. По сути, Dash нужно стать цифровым золотом, которое котируется во всех странах. Вся суть именно в глобальности, в присутствии на рынках всех стран.
На опыте Dash можно проследить, как все работает на практике. Система существует уже довольно продолжительное время, показывает стабильные результаты. Dash может служить образцом или примером, на котором можно посмотреть, как все работает.
– Если криптовалюты все-таки становятся официальным платежным средством, что это значит для граждан?
– Это значит, что любой человек сможет прийти в магазин и купить продукты за Dash или другую криптовалюту. Это не значит, что будет существовать только криптовалюта, скорее, она просто будет дополнительной альтернативой существующим долларам, евро, рублям и так далее.
Фактически, появится новая общемировая валюта, которую люди смогут покупать точно так же, как сейчас покупают доллар или евро, только она не будет привязана к конкретным странам или организациям.
Да и комиссии при конвертации не будет, а значит, будет меньше потерь. Значит, что можно будет покупать валюту и переводить друг другу деньги, не теряя на конвертации из одной валюты в другую, а ведь иногда эти потери достигают 5-6% от суммы.
– Какими будут дальнейшие шаги представителей Dash в СНГ? Как собираетесь ускорить процесс принятия государством решения?
– На конференциях мы встречаем потенциальных партнеров: биржи, которые готовы представить Dash на своих платформах, СМИ, готовые рассказывать о криптовалютах. Мы начинаем сотрудничество, а во что это выльется, увидим в будущем.
К нам регулярно обращаются представители образовательных структур, просят выступить и рассказать, объяснить, что такое криптовалюта и как она может поменять наш мир. Мы будет продолжать рассказывать, что такое Dash, о его преимуществах и возможностях. И мы видим заинтересованность, особенно у молодежи. Уже школьники задают вопросы на конференциях и делают свои проекты на основе знаний о крипте.
Но основные шаги – это все же максимальное знакомство людей с понятиями криптовалюты и Dash в частности. Многие ведь не понимают, как это работает, есть представление о том, что все это мыльный пузырь. Поэтому основная наша миссия – рассказывать и показывать, как все работает. Причем, мы постоянно убеждаемся, что лучше всего работает личное общение. Поэтому нам важно участвовать в конференциях и мероприятиях, встречаться с аудиторией. А дальше работает сарафанное радио, оно помогает, потому что люди обсуждают, обдумывают и, наконец, принимают.
Комментарии
Страницы
Проще всего навешать лапши на уши журналистам.
Вон в Венесуэле официально петро. И что? Насинг.
Представляю, как покупка смазки на кассе растянется на четверть часа -- криптовалюта неповоротлива.
А закидоны, что в КНДР нет компов и США вдруг отменят доллары на территории СНГ -- вообще бред.
Кол, короче.
как это произойдет и чем грозит ? ладно РФ, считанные проценты американского госдолга (кстати, бакс отвязан от рубля), но Китай, крупнейший мировой производитель и держатель американских гособлигаций, уже хотел вернуть "зеленые бумажки" правообладателю, что рано или поздно будет сделано, с новым коллапсом для мировой экономики (Dash и близко не поможет), "зато" с минимальным неудобством китайцам, имхо, выберут момент, дабы юань сделать "валютой №1".
з.ы. госдолг США на данный момент ~21 трлн. $ (!).
Дмитрий верно мыслит! Китайская угроза очень реальна. И произойдёт это имхо в ближайшие 20 лет, а то и раньше.
Доллар на территории США уже давно лишь стопки зелени. Договизна страшная. Меньше, чем за четвертную, в забегаловке не перекусишь.
Криптовалюта? Нет, она не контролируема. Пока КПК у власти -- и не мечтайте.
увы, поэтому, кто не женат, ищите в жены наименее низеньких и наиболее прямоходящих симпатичных китаянок (нонсенс, пишу, чтоб не расстреляли )...
Ну китаянки не такие уж и маленькие. Это не вьетнамки.
Тапочки - не в счет, будем выживать в общеизвестном тур-городе, авось не тронут ...
Это как? Можете пояснить эту мысль?
Что имеется в виду? Пруф есть?
И что? Чуть что - и мировой капитал капитал почему-то сразу бежит в долговые обязательства США. Как, например, это происходит прямо сейчас, что создает критические трудности для экономик Турции, Аргентины, России и т.п.
В Штатах бигмак стоит 5 баксов, картошка с колой - максимум столько же, т.е. вполне можно уложиться в десятку. Или, по-вашему, "Макдак" не забегаловка?
А по поводу остальной "дороговизны": не подскажете, почему мы заказываем вещи и технику во всяких там "Амазонах", а не наоборот?
в 90-ых были двойные ценники и расчеты в $/руб., сейчас - в рублях, в свете пиндо-санкций вопрос странный.
по госдолгу США аполитичным тут, "поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА" из-за агрессивной внеш. политики, без которой "баксы" = "зеленые бумажки", кои умные страны обменивают на золото и пр. "твердости".
на китайском Али, "раскрученность" при скидках - ключевик, что еще объяснить?..
Когда хотят сказать "никогда" то обычно пишут - "через 30 лет". (С)
Например, - Когда окупится БелАЭС? - Через 30 лет.
Или, - Когда ... станет демократической? - Через 30 лет.
Ну и так далее.
P.S. - В древности, чтобы сказать "много лет" - употребляли число "сорок", например - "Сорок лет водил Моисей иудеев по пустыне".
Отсюда и Со́рок сороко́в - очень много чего либо.
Укладывайтесь, сэр; да скоро такой фастфуд из ушей полезет. И нефиг мне про США втирать -- там брат живёт. Иногда общается.
Страницы