Мировые тенденции развития образования

Увеличение бюджетных вливаний в образование можно объяснить увеличением значимости человеческого потенциала для экономической и социальной сфер.

Отношения между людьми сами по себе стали более сложными, поэтому требуются новые подходы, постоянное повышение квалификации людей, которые работают в сфере образования.

Новые функции образования

На данный момент в промышленном производстве количество мест снижается из-за новых технологий, которые заменят работу людей.

Требуются только высококвалифицированные кадры с высшим образованием для работы в сфере услуг.

То есть привычный "продавец" со средним образованием стремиться стать "менеджером по продажам" с высшим образованием.

Международная организация труда говорит о том, что ручной труд не рутинный будет сохранять свою ценность, в случае же ручного рутинного труда ценность будет утрачиваться.

При прогнозах на будущее можно считать, что высшее образование будет повсеместным, приемлемым и обязательным. Но и здесь появится градация, то есть будет разделения качества услуг разных учебных заведений и/или факультетов. Это будет выражаться в вакансиях, на которые сможет претендовать тот или иной выпускник, а значит и в заработной плате.

Изменятся функции школы высшего образования. Большее количество выпускников средних учебных заведений в развитых странах стараются получить высшее образование после среднего. Доля высшего образования в развитых странах высокая:

Австралия - 75%,

Норвегия - 76%,

Дания - 80%,

США - 82%,

Финляндия 94%,

Республика Корея - 96%.

Расходы на образование

Траты на образование необходимы и от государства, и от частных лиц. В развитых страна рост образования обусловлен тем, что растет качество образования, появляется индивидуальный подход и индивидуальные образовательные программы, люди имеют гарантии того, что при получении диплома они смогут обеспечить себе достойный уровень жизни. В развивающихся же странах финансовая доступность высшего образования позволяет охватить большое количество молодежи из разных социальных слоев.

Государственные траты на образование в развивающихся странах (процент ВВП страны):

Намибия 8,1%,

Бурунди 9,2%,

Лесото 13,1%,

Восточный Тимор 14,0%.

Государственные траты на образование в развитых странах (процент ВВП страны):

Япония 3,2%,

Канада, Великобритания 5,4%,

США 5,5%,

Финляндия 5,6%,

Норвегия 6,5%,

Исландия 7,5%,

Дания 7,7%.

Стоимость образования в развитых странах высокая. Как для государства, так и для студентов. В США, например, это около 45000$ в год. Государство предоставляет систему кредитования на образование. Задолженность по этой программе составляет более 1 трлн.долларов на сегодняшний момент. Развиваются фонды целевого капитала, на которые тратиться не малые суммы. Онлайн образование позволяет снизить издержки университетов и привлечь новых студентов, потому что этот формат образования является более доступным. Индивидуальные программы позволяют привлечь студентов за счёт того, что делают образовательный процесс более вовлеченным для студентов, а значит более интересным.

Непрерывность образования

Сейчас важными ступенями являются профессиональная переподготовка кадров, непрерывное повышение квалификации. Это позволяет работникам подстроиться под постоянно меняющиеся запросы рынка, снизить риски по увольнению и профессиональной непригодности, гармонично использовать новые технологии, которые непрерывно входят в нашу жизнь.

В развитых странах объем непрерывного образования достигает 50%.

Новые тенденции в образовании

Рост высшего образования в развитых странах приводит к тому, что спрос с общей образовательной системы увеличивается. Появляется необходимость отсечь тех, кто не сможет учиться в высшем учебном заведении и отсечь тех, кто не сможет работать, то есть не сможет успешно выполнять экономические функции.

Приоритетным становится развитие симбиоза, то есть совместной работы образовательных учреждений и других образовательных структур культуры и спорта.

Появятся новые функции у школьных учителей и учеников.

Мировая образовательная миграция

Демографическое положение показывает снижение роста молодежи в развитых странах, люди не спешат рожать рано и рожают всё чаще одного ребенка. Это приводит к тому, что количество студентов тоже снижается. Но приток студентов из других стран, которые едут за более квалифицированным образованием повышается. Молодежь хочет быть уверена в том, что получит такое образование, которое позволит ей устроиться на высокооплачиваемую работу и обеспечить себя в будущем.

К середине 2020-х поток иностранных студентах в развитые страны вырастет предположительно с 5% до 10%.

Однако тенденции в онлайн образовании тоже не уступают своих позиций, потому что студентам гораздо выгоднее оставаться у себя дома и получать престижное образование. Конечно, для такого образования нужен международный язык- английский.

Многие университеты в перспективе станут глобальными за счёт виртуализации их филиалов. К 2050-м годам можно говорить о том, что многие институты канут в лету, а многие наоборот объединят страны и студентов со всего мира.

Версия для печатиВерсия для печати