Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей
Единицей емкости аккумуляторов являются ампер-часы (обозначаются как Ач). При этом номинальная емкость далеко не во всех случаях совпадает с реальной. Отличие между номинальной и реальной емкостью может составлять от 80% (в батареях, которые уже используются в течение определенного периода времени) до 110% и выше (в новых батареях). Это обусловлено постепенным изменением реальной емкости при эксплуатации в сторону снижения в связи с воздействием определенных факторов, заключающихся в эксплуатационных условиях, эксплуатационном периоде, температурной эксплуатации, зарядно-разрядных режимах и т.д.
В основном, батареи характеризуются работоспособностью до отдачи минимум 80% номинальной емкости, указанной производителем. Выполнение на периодической основе различных проверок батарей на уровень их соответствия указанным параметрам способствует выявлению данного предела работоспособности при эксплуатации в течение всего срока их использования. При этом наиболее важный критерий заключается в остаточной емкости батарей, то есть емкости, остающейся на текущий период времени.
Фактическую (реальную) емкость герметизированных свинцово-кислотных батарей можно контролировать посредством использования некой процедуры КТЦ (контрольно-тренировочный цикл). При этом предусматривается подключение контрольной нагрузки к аккумулятору до стопроцентного разряда с дальнейшей фиксацией емкости на текущий период времени, что должно соответствовать технической сертификации и данным разрядных таблиц предприятия, на котором производятся данный тип аккумуляторов.
При отсутствии общей регламентации периодичности выполнения КТЦ все-таки можно фиксировать отдельные рекомендации по этому вопросу. В соответствии с ними, цикл должен проводиться не менее одного раза в год. Также к процедуре обращаются при необходимости определения отдаваемой аккумулятором емкости или оценивания того, насколько она пригодна к использованию в будущем.
Проведение КТЦ
Изначально нужно выдержать батарею в течение минимум шести часов.
Благодаря выполнению такого действия можно выровнять температуру элементов с температурой окружающей среды помещения, где планируется выполнение цикла (около 20-25 градусов Цельсия). Это в наибольшей мере относится к зимнему сезону, при котором наблюдаются температуры отрицательных показателей.
При температуре от 18°C до 25°C показатель выходного напряжения зарядки должен соответствовать номинальной величине зарядного напряжения, указываемой компанией для соответствующего типа аккумуляторов. Показатель зарядного напряжения при заряде должен характеризоваться точностью поддержания на уровне не более ±1%. Как правило, производители указывают, что заряд аккумулятора должен осуществляться постоянным напряжением, составляющим от 14,4 до 15,0 В для моноблоков в 12 В. Данный режим предусматривает заряд аккумулятора в течение минимум десяти часов полностью в непрерывной форме. Вывод относительно завершения заряда можно делать при фиксировании снижения тока до определенного уровня, а также ее стабилизации в течение трех последних часов заряда.
В рамках последующих действий нужно привести повышенную температуру к нормальному показателю (20-25°C), а также нормализовать повышенное напряжение до требуемого уровня. Для этого нужно дать батареи отстояться на протяжении определенного периода времени (пару часов).
Далее следует осуществлять действия по контрольному разряду с током 0,1С10 до напряжения конечной величины 10,8 В (или 0,1С20 до 10,5 В соответственно), что зависит от показателя конечного напряжения разряда и специфических особенностей батарей при учете данных, представленных предприятием-производителем. Для определения отданной аккумулятором емкости нужно умножить показатель тока разряда на показатель периода разряда, то есть количество ампер на количество часов. Емкость, которая при этом фиксируется, определяется в качестве реальной емкости батареи на текущий момент времени.
Для примера рассмотрим, каким образом можно определять ток контрольного разряда герметизированного свинцово-кислотного аккумулятора CSB TPL121500. Согласно данным таблицы предприятия, на котором производятся батареи, ток разряда аккумулятора при десятичасовом цикле до величины конечного напряжения в 1,8 В/Эл. должен составлять 15 А.
Конечное напряжение разряда для всего аккумулятора, до которого его нужно разряжать в процессе проведения КТЦ, должно составлять10,8 В. Поскольку величина конечного напряжения указывается в В/элемент, а число составляющих аккумулятора составляет 6 единиц, необходимо выполнить следующую математическую операцию: 1,80 В/Эл. х 6 Эл. = 10,8 Вольт.
Как указано в Руководстве по эксплуатации предприятия-производителя, следующим этапом после контрольного разряда аккумулятора должна стать полная его зарядка.
Следовательно, проводя КТЦ, можно контролировать в каком техническом состоянии находятся батареи, проверять, какова емкость отдается ими, а также «исправлять» отстающие аккумуляторы.
Хорошую работоспособность получает аккумулятор, в котором на 1 цикле производится отдача от 90% емкости от предварительно заявленной. Выход аккумуляторов на высокий уровень их проектной мощности фиксируется после трех-пяти циклов в режиме эксплуатации циклической формы или в течение трех-шести месяцев использования ее в буферном эксплуатационном режиме.
Далее при эксплуатации аккумулятор может свободно использоваться до отдачи минимум 80% номинальной емкости.
Источник: https://wybor-battery.com/
Горячие темы