Из-за быстрого роста рынка веб-разработчиков отрасль насыщена новичками, но опытных специалистов тоже можно найти. Проблема в том, что не всегда получается подобрать мастера, который соответствует всем критериям. Если вы планируете открыть интернет-магазин, то не стоит нанимать верстальщика, который занимается только сайтами-визитками. Но с другой стороны, нанимать экспертов, чтобы просто исправить какой-либо нюанс в плагине, тоже не совсем правильно. Для разработки интернет-магазина нужно выбирать исполнителя так, чтобы он справлялся с поставленной задачей, соответствовал ее уровню и расценки за услуги были адекватными.
Выбор разработчика сайта: на что обращать внимание
Перед тем как искать подрядчика, необходимо оценить собственный проект по ряду параметров:
- уровень сложности. Сложный отличается от простого тем, что необходимо выполнить что-то совершенно новое, уникальное, что до этого еще не делали. Чтобы веб-ресурс соответствовал предприятию, компании и при этом выделялся среди остальных фирм-соперников, необходимы необычные решения;
- маркетинговые цели. Это может быть рост уровня продаж, конверсии, улучшение узнаваемости торговой марки, переход на новые ниши, оптимизация бизнес-процессов и пр. Цели должны быть конкретными, измеримыми, реальными, значимыми. Обязательно нужно поставить ограничения во времени для достижения конкретной задачи;
- требования к проекту. Чем детальнее список всех задач для разработчика, тем точнее будет рассчитана смета и лучше прогноз на длительность реализации. В условиях нужно обсудить требования к безопасности, адаптивность к разным устройствам, синхронизацию с другими сервисами, функционал веб-ресурса и прочее;
- внешний вид веб-ресурса. Нужно разобраться с тем, необходима ли эксклюзивность в дизайне или можно воспользоваться уже готовыми решениями.
Есть и другие моменты, которые нужно учесть, например, необходимо обсудить дальнейшую техподдержку, обучение работников, авторские права, а также бюджет на весь проект. Нужно все строго прописать в техническом задании и контракте.
Виды веб-разработчиков и особенности работы с ними
После того как составлен список всех требований к проекту, можно начинать искать подрядчика. Условно веб-разработчики делятся на несколько групп. Во-первых, выделяют фрилансеров. Они создают сайты для малого сегмента бизнеса. Обычно они пользуются конструкторами либо CMS. В более сложных проектах им можно доверить небольшие задачи. Фрилансеров можно нанимать, если необходим простой сайт: например, блог или визитка.
Во-вторых, есть маленькие веб-студии. Обычно такие фирмы не имеют бизнес-аналитиков, но легко занимаются технической стороной проекта. Им лучше всего отдавать четко сформулированные задания. Отличие от фрилансеров в том, что есть базовый договор.
В-третьих, можно заказать работу у специализированных ИТ-компаний. Они занимаются разработкой веб-ресурсов для среднего и крупного бизнеса. Это группа профессионалов по разным направлениям и сферам деятельности. Им можно доверять сложные и долгосрочные задания.
Существует правило, которое гласит, что искать нужно такого партнера, который сравним по масштабам с собственной компанией. Если подрядчик будет крупнее, то заказчик может не получить достаточного внимания, и наоборот, мелкая фирма-исполнитель не сможет разобраться в нюансах и специфике проекта. Но этот рынок быстро развивается и растет, поэтому нужно не только опираться на указанное правило, но и учитывать множество других важных моментов, так как все веб-разработчики отличаются между собой.
Стиль работы
Фрилансеры делают небольшие сайты по шаблонам. Веб-студии разрабатывают проект, пользуясь шаблонами, но создавая уникальный продукт. ИТ-компании всегда практикуют индивидуальный подход к клиентам.
Управление и коммуникация
Общаться с фрилансерами обычно можно через социальные сети, мессенджеры. В веб-студиях все процессы проходят под руководством владельца фирмы или главного менеджера. Они же и проводят переговоры с клиентами. В ИТ-компаниях координируют проект отдельные работники – проджект-менеджеры. Они сотрудничают с веб-разработчиками и бизнес-аналитиками.
Бюджет
Фрилансеры обычно выполняют работы по минимальным ценам на рынке. У веб-студий тоже небольшая стоимость, так как они занимаются средними проектами. А вот у ИТ-компаний вилка цен имеет большой диапазон. Сами проекты по веб-разработке очень вариабельные, поэтому редко получится найти готовые стандартные расценки за исключением типичных процессов и сервисов для малого бизнеса.
Дедлайны
Все исполнители стараются выполнять работу без задержек, так как это отражается на их репутации. Опыт ведения подобных проектов и бережное отношение к собственной репутации – залог того, что задания будут выполнены в срок.
Техническая поддержка
Техподдержка круглые сутки – это крупные операционные затраты. Подобную услугу можно встретить только среди крупных ИТ-компаний.
Дополнительные услуги
Обычно фрилансеры не предоставляют дополнительные услуги. Зато в веб-студии можно заказать переводы, копирайтинг, работы с изображениями, а также интернет-маркетинг. Это же касается и ИТ-компаний. Кроме того, они детально исследуют рынок, занимаются аналитикой, защитой данных.
Ведение документации
Фрилансеры обычно не ведут отчеты, архивы задач. Веб-студии составляют более упрощенный вариант технического задания. В ИТ-компаниях все документы соответствуют международным стандартам.
Наличие специалистов с узким профилем
Фрилансер обычно работает либо самостоятельно, либо имеет напарника. Они выполняют все работы в меру собственной компетенции, что оговаривается заранее с клиентом. Веб-студия все работы по техническому заданию разделяет на разработку программного обеспечения, внешнего вида веб-ресурса, подбор подходящего контента для него. ИТ-компании выступают за четкое распределение и делегирование задач, разбиение их на более мелкие.
Выбор исполнителя: что нужно проверить
Когда вы определились с тем, какой тип разработчика подходит для реализации проекта, отобрали несколько кандидатов, то необходимо выбрать одного конкретного исполнителя. Для этого нужно каждого претендента проверить по таким критериям:
- цена. Профессионалы оглашают сумму только после того, как полностью ознакомились с требованиями к работе. Если кандидат называет стоимость услуг, не вникая в подробности, то он планирует воспользоваться стандартным шаблоном;
- опыт. Нужно учитывать именно примеры похожих работ, которые были связаны с выбранной нишей. Но если у кандидата недостаточно опыта в такой сфере, то не стоит сразу ему отказывать в том случае, когда он по остальным критериям полностью подходит;
- портфолио. Обязательно изучите остальные работы;
- отзывы других клиентов. Лучше всего после этого позвонить им или связаться другим способом. Если отзыв письменный, то в нем может быть недосказанность, а при разговоре получится узнать все нюансы работы с этим подрядчиком. Также важной является согласованность действий на каждом этапе реализации проекта. Об этом следует спросить у бывших клиентов кандидата. Нужно обращать внимание на то, как часто исполнитель отправляет отчеты о проделанной работе. Если он ответственный, то постоянно докладывает все клиенту;
- наличие штатных разработчиков. Некоторые компании отдают разработку на аутсорс. Лучше всего выбирать ту фирму, у которой есть свои разработчики, программисты.
Также стоит посмотреть на поведение кандидата во время собеседования. Он должен быть готов говорить о самом проекте, поставленных задачах, а не только хвастаться собственными работами. Подрядчик должен не только рассказывать о себе, но и интересоваться идеями заказчика, пытаясь вникнуть в них и воплотить в жизнь с учетом технических моментов.
На собеседовании кандидат предлагает альтернативные варианты для проекта. Если он совершенно пассивный и постоянно соглашается с клиентом, то это подозрительно, так как у него может отсутствовать мотивация.
Важно быть на одной волне с подрядчиком. Не обойтись без так называемой эмоциональной совместимости. Если уже во время собеседования видны расхождения во взглядах на проект, то в дальнейшем будет сложно работать друг с другом.
Горячие темы