Люди, пришедшие из века минувшего в век нынешний, вовсе не ретрограды. Они приветствуют компьютеризацию, как расширение сферы общения, как источник невиданных доселе объемов информации. Их лишь печалит, что печатные книги привлекают всё меньше людей, библиотеки пустуют, что ушли времена, когда все буквально «глотали» новинки, опубликованные в «толстых» журналах, обсуждая их на работе, дома, в транспорте.
Стоит ли печалиться? Литературный институт по-прежнему объявляет набор одаренных абитуриентов, рассчитывая на новое поколение литераторов и поэтов. В стране масса филологических факультетов, где учатся талантливые студенты. Как знать, может, скоро о них также заговорят, как говорили ранее о Б.Пастернаке, П. Проскурине, В. Дудинцеве, Б.Ахмадулиной, В.Токаревой, В.Шукшине и других?
Год 2015 в стране объявлен Годом литературы, проводятся форумы молодых писателей, включая «Тавриду». Литературная жизнь кипит, а типографии готовы помочь организовать печать книг на заказ малым тиражом, что вполне доступно для начинающих авторов. Большие тиражи тоже не за горами.
Главное, чтобы, несмотря на огромный разрыв «между прошлым и будущим», авторы осознавали себя и свои произведения как органичную часть литературного процесса страны и, опираясь на литературные традиции, искали и находили свой, особый стиль. Многим уже знакомо имя Анны Старобинец, которую в 28 лет назвали «русским Стивеном Кингом». Она пишет новеллы и романы («Убежище», «Резкое похолодание»). Критики считают, что наиболее талантливой получилась у автора книга «Первый отряд» - произведение реалистическое и мистическое одновременно.
Среди новинок молодых отмечен роман Игоря Савельева «Zевс». Пожалуй, на общем фоне литературных героев: банкиров, топ-менеджеров, телеведущих, его герой - явление редкое. Кирилл – авиаконструктор. Описание его профессиональных достижений выглядит впечатляюще, но все остальное в сюжете, построенном на внезапном исключении героя из привычного бытия, где он мечется в поисках и самого себя, и своей «нужности», как-то неуверенно и схематично. Но все спасает красивый и точный язык, удивительное умение управлять словом. По сравнению с предыдущим романом «Терешкова летит на Марс» заметен прогресс не только в языковой сфере, но и в прорисовке характеров, а главное, в кружевном сплетении их индивидуальностей с коллизиями окружающего мира.
Критика также отметила магический реализм Ивана Зорина, выпустившего в этом году роман «Зачем жить, если завтра умирать» и предпочитающего говорить аллегориями, рисовать маски и типажи, а не конкретику характеров. Отсюда невозможно определить, где кончается правда и начинается художественный вымысел.