Газопоршневые установки (ГПУ) и дизель-генераторные установки (ДГУ), обычно называемые просто дизель-генераторами, применяются для выработки электрической энергии. Главное отличие между ними в том, что для ДГУ в качестве топлива применяется только дизельное топливо, называемое в просторечии соляркой, а для ГПУ топливом может служить как чистый природный газ или другое газообразное топливо, так и одновременное использование дизельного и газообразного топлива.
И те и другие установки являются, по сути своей, двигателями внутреннего сгорания. Из этого следует, что и все регламенты по ремонту и обслуживанию их практически одинаковы. Но вот в использовании, работе данных установок, есть различия и существенные.
Если, к примеру, дизель-генераторы хорошо работают в очень широком диапазоне мощностей, то использовать ГПУ в диапазоне мощности менее 25% от номинальной нецелесообразно. Обычно, ДГУ используется только для выработки электрической энергии, в то время как ГПУ, как правило, является частью когенерационной или тригенерационной установок.
Дело в том, что дизель-генераторы, в принципе, как и газопоршневые установки, используют только около 40% тепла сгораемого топлива для выработки энергии, остальные 60% просто выбрасываются в атмосферу с нагретыми отработанными газами. Это неизбежно, таковы физические законы реальных газов.
Но когенерационная установка забирает часть энергии уходящей с отработанными газами для нагрева бытовой воды, что позволяет повысить КПД установки до 90%. Тригенерационная установка, кроме того, летом использует данную теплоту для кондиционирования воздуха в помещениях.
Сервис газопоршневых установок заключается в своевременном обслуживании и ремонте. В зависимости от мощности и условий эксплуатации у ГПУ период до капитального ремонта составляет от 40 до 60 тысяч рабочих часов.
До полного износа данные установки выдерживают 3…4 капитальных ремонта. В связи с тем, что ГПУ плохо переносят период малых нагрузок, желательно иметь дополнительный источник энергии, или секционировать установки, когда несколько установок малой мощности включаются в работу в зависимости от потребляемой нагрузки. Для ремонта это тоже очень выгодно, всегда можно отключить одну из установок и отремонтировать ее в период низкого потребления.
Мощные ГПУ довольно много потребляют масла, в связи с тем, что оно сгорает внутри цилиндра во время рабочего хода, а это означает, что стареть оно не успеет, менять его не имеет смысла, но доливать его необходимо постоянно. По этой причине обслуживать ГПУ необходимо ежедневно, контролируя уровень масла и проверяя состояние свечей зажигания, если они есть, и состояние фильтров воздуха, масла и топлива.
При необходимости они так же меняются. Периодически масло берется на анализ, для обнаружения в нем посторонних примесей. Если обнаруживаются частицы металла, что означает разрушение подшипников или шестерен, то двигатель ставиться на внеплановый ремонт. Свечи зажигания, как правило, меняться один раз в 3…4 месяца. Если в качестве охлаждающей жидкости используется вода, то она, в обязательном порядке, проходит химическую подготовку.
Ремонт ДГУ, как и любого дизеля, должен совершатся по планово-предупредительной системе ремонтов (ППР), к сожалению это не всегда соблюдается. ДГУ, как система, состоящая из двух компонентов: дизеля и генератора, предусматривает отдельную программу ремонта самого дизеля и программу ремонта генератора.
Они, конечно согласованы между собой, и во время ремонта дизеля можно (и это заложено в программе ремонта) заниматься обслуживанием и ремонтом электрогенератора. Дизель, по сравнению с генераторов, требует к себе гораздо большего внимания. Так трудоемкость ремонта двигателя примерно в 10 раз больше чем генератора.
Для проверки вышеописанных установок после ремонта используется нагрузочный стенд, на котором проверяется КПД двигателя, максимальная выдаваемая мощность, работа установок на переходных режимах и многое другое, более подробное описание на этом сайте.
Кроме того, на нагрузочном стенде выявляются огрехи, которые могли совершить рабочие производившие ремонт. При их выявлении, они устраняются здесь же на стенде, что позволяет с уверенностью сказать, что установка у потребителя будет работать без сбоев до следующего ремонта предусмотренного ППР.
Горячие темы