В последнее время набирает актуальность проблема лицензионности программного обеспечения, установленного на компьютере. Такая проблема однажды возникла и передо мной в лице моего директора. Была поставлена задача максимально заменить платный софт на рабочих станциях на аналогичный бесплатный. Что его подвигло на такое решение, я не знаю, но, как обычно, сделано должно быть уже вчера. Составив перечень платного, но неоплаченного софта на компьютерах компании, я решил начать с малого - с почтовой программы. Обычно для этой цели служит "Летучая мышь" - программа TheBat!. Протестировав возможных кандидатов на замену, я остановился на Mozilla Thunderbird, она же - "Птица-буревестник". Причин тому было несколько, одна из основных - максимальная внешняя и функциональная схожесть с TheBat!, что очень немаловажно для пользователей.
Всем админам знакомы злобные стоны пользователей из-за того, что им заменили любимый Word на непривычный Writer. Хотелось бы избежать этого. И это получилось! Интерфейс обеих программ очень похож. Возможности - сопоставимы. Фильтры, пользовательские папки, получение почты с нескольких ящиков - всё это присутствовало в практически аналогичном, в сравнении с "Мышью", функционале. А то, что в адресной книге можно поместить фотографию адресата, добило пользователей окончательно. Но это пользователей. А что делать админу? Куча проблем. Как перенести старую почту? Как обновлять корпоративные адресные книги? Несколько часов сидения в Интернете выдало на гора с десяток разрозненных статей. Единого плана, единого мнения, единой методики перехода не было. В итоге, как обычно, пришлось всё делать самому, не без помощи нарытой информации. Результат моих трудов изложен ниже. Подчёркиваю - это проверено, и это работает.
Mozilla Thunderbird - бесплатный почтовый клиент с открытым кодом. Работает под Windows, Linux, FreeBSD, MacOS, Solaris. На момент написания статьи последняя версия Mozilla Thunderbird - 3.1.4. Официальный сайт: www.mozillamessaging.com/ru/thunderbird. Есть русский интерфейс, поддержка русского языка.
Кратко опишу свою компьютерную среду. Доменная сеть под управлением Windows Server 2003 R2 Standard. Рабочие станции под управлением Windows XP Professional SP3 с двумя логическими дисками - C и D. У каждого пользователя - свой компьютер и своя учётная запись. Все пользователи имеют права "Пользователи домена". Никаких самосборок и твиков, дабы не иметь лишних админских проблем. Все рабочие файлы хранятся на сетевых дисках файл-сервера. Вся почта хранится локально.
Установка Mozilla Thunderbird
Эта операция проводится под учётной записью с правами администратора. Тип установки - "Обычная". Далее - всё по умолчанию. В конце снять галочку "Запустить Mozilla Thunderbird" и нажать кнопку "Готово". Завершить сеанс администратора. Перезагрузить компьютер. Теперь настало время экспортировать пользовательскую информацию из TheBat!. Далее всё выполняется под учётной записью пользователя.
Экспорт писем из папки в TheBat!
(версии 4)
Для экспорта писем из почтового ящика пользователя необходимо экспортировать каждую папку его почтового ящика отдельно. Я не рекомендую экспортировать папки "Корзина" и "Исходящие". Если пользователю нужны письма из этих папок, он должен перенести их в рабочие папки. Если нет - удалить. Надо приучать пользователей к чистоте на рабочем месте. Из адресных книг на компьютере пользователя я переношу только личную адресную книгу. Корпоративные адресные книги я уже перевёл в формат Mozilla Thunderbird, но об этом позже. Итак, начнём прощание с TheBat!.
- Остановить получение писем в настройках TheBat!. С этого момента работа TheBat! прекращается.
- Стать на нужную папку, перейти на перечень писем.
- Выделить все письма в папке, нажав Ctrl+A.
- Меню: "Инструменты > Экспортировать письма > UNIX-ящик". Указать, куда сохранить полученный экспортный файл, создав для этого временный каталог на диске. Для папки "Входящие" указать имя экспортируемого файла Inbox без расширения. Для папки "Отправленные" - Sent без расширения.
- Если в ящике пользователя, кроме "Входящие" и "Отправленные",есть созданные им папки, их необходимо экспортировать так же, как описано выше, дав им разумные имена без расширения так, чтобы пользователю было ясно, что это за папки, и чтобы было понятно их место в иерархии вложенных папок. Рекомендую дать им имя с префиксом родительской папки. Можно дать имя на русском языке, это работает.
Экспорт "Личной адресной
книги"
- Открыть адресную книгу.
- Выбрать "Личная адресная книга" в перечне адресных книг.
- Меню: "Файл > Экспорт в > LDIF-файл". Указать, куда сохранить полученный файл.
Теперь можно закрыть TheBat! и забыть о его существовании. Настало время Mozilla Thunderbird. Необходимо создать и настроить профиль пользователя.
Создание профиля по умолчанию
- Запустить Mozilla Thunderbird.
- В появившемся диалоговом окне заполнить поля для учётной записи пользователя и нажать "Продолжить". Программа начнёт искать настройки для новой учётной записи. Не мешайте ей. После завершения этой работы нажать кнопку "Настройка вручную".
- Здесь следует указать параметры для получения почты. Всё вполне стандартно. Для примера далее будем настраивать почту для ящика petrov@firma.com.
- Рекомендую поставить галочку на "Очищать при выходе папку удалённые" - не будем хранить мусор.
- Нажать "Ок".
- Закрыть Mozilla Thunderbird.
Программа создала свой каталог в профиле пользователя. Теперь его надо немного подправить для удобства администрирования, поместить в него корпоративные адресные книги и сохранённые ранее папки пользователя с письмами. Каталог созданного почтового ящика находится по адресу:
C:\Documents and Settings\%USERNAME%\Application Data\Thunderbird\Profiles\xxx.default\Mail\firma.com\
Понятно, что вместо %USERNAME% и xxx следует подставить нужные значения. Продолжим.
Изменение профиля по умолчанию.
Перенос экспортированных писем
- Переименовать каталог firma.com в каталог с именем пользователя, например, petrov.firma.com. Так можно легко различить каталоги нескольких учётных записей одного почтового домена.
- Запустить Mozilla Thunderbird. При этом опять автоматически создастся каталог firma.com.
- Отменить запрос пароля, если он появится, и войти в настройки программы, щёлкнув правой кнопкой мыши на названии ящика в левой панели.
- Выбрать "Параметры сервера" и справа внизу: "Локальный каталог" - "Обзор". Указать "правильную" переименованную папку (в примере: petrov.firma.com).
- Закрыть Mozilla Thunderbird.
- Войти в C:\Documents and Settings\%USERNAME%\Application Data\Thunderbird\Profiles\xxx.default\Mail\ и удалить вновь образовавшийся при запуске программы каталог firma.com.
- Для того, чтобы программа Mozilla Thunderbird увидела экспортированные письма, необходимо все экспортированные файлы папок с письмами поместить в каталог почтового ящика (в примере: petrov.firma.com), подтвердив замену автоматически созданных файлов Inbox и Sent.
Теперь необходимо перенести и зарегистрировать корпоративные адресные книги. Их у меня две, они имеют имена our и internal без расширений. Книга our содержит внешние корпоративные адреса филиалов, internal - адреса сотрудников центрального офиса.
Подключение адресных книг
- Файлы our и internal скопировать в
каталог:
C:\Documents and Settings\%USERNAME%\Application Data\Thunderbird\Profiles\xxx.default\ - В этом каталоге есть файл конфигурации prefs.js, в котором хранятся все настройки программы. Перед строкой "user_pref("mail.account.account1.identities", "id1")" в файле prefs.js следует вставить следующий текст:
user_pref("ldap_2.servers.Internal.position", 0); user_pref("ldap_2.servers.Internal_1.position", 0); user_pref("ldap_2.servers.Internal_2.description", "Internal"); user_pref("ldap_2.servers.Internal_2.dirType", 2); user_pref("ldap_2.servers.Internal_2.filename", "internal.mab"); user_pref("ldap_2.servers.Our.description", "Our"); user_pref("ldap_2.servers.Our.dirType", 2); user_pref("ldap_2.servers.Our.filename", "our.mab"); user_pref("ldap_2.servers.OurAddr.position", 0); user_pref("ldap_2.servers.sdfsfd.position", 0);
Так же можно подключить любую другую адресную книгу формата Mozilla Thunderbird. Как видно, для этого необходимо добавить (или изменить) пять строк аналогично вышеприведённым. Для подключения личной адресной книги, экспортированной из TheBat!, эту книгу необходимо импортировать. Для этого:
- Запустить Mozilla Thunderbird
- Открыть адресную книгу
- Выбрать в меню "Инструменты > Импорт > Адресные книги > Текст. файл"
- Указать нужный файл, который был экспортирован программой TheBat!. Импортированная книга появится в перечне адресных книг. Имя этой книге даётся программой Mozilla Thunderbird произвольно. При желании, и чтобы не путать адресные книги, файл можно переименовать, а потом соответствующим образом скорректировать файл prefs.js, как описано выше. Именно так я конвертировал на своём компьютере корпоративные адресные книги, предназначенные для дальнейшего общего пользования.
Завершение работы
- Установить расширение minimizetotray-plus через меню: "Инструменты > Дополнения > Расширения > Установить". После установки перезапустить программу, нажав "Перезапустить Thunderbird". Зайти в настройки minimizetotray-plus: "Инструменты > Дополнения > Расширения > Настройки" и поставить галочку "Всегда сворачивать в трей, а не в панель задач".
- Убедиться, что скопированные файлы папок автоматически подключились в виде новых папок и имеют имена экспортированных папок, старые письма в них сохранились. Эти новые папки находятся на одном уровне с папками "Входящие" и "Отправленные". Вот для чего необходимо было давать осмысленные имена вложенным папкам на этапе экспорта их из TheBat! - чтобы теперь понять, где какая папка находилась ранее в TheBat!. Позднее пользователь сам воссоздаст необходимую структуру папок и перетащит письма из импортированных папок во вновь им созданные. Наша задача - сохранить и не перепутать письма. И мы это сделали. Позднее папка нужного уровня создаётся пользователем через меню, вызываемое правой кнопкой мыши на родительской папке. Надо только показать ему это. Опустевшие пользовательские корневые папки удаляются через меню правой кнопки мыши.
- Убедиться, что адресные книги подключились, почта принимается.
- Пройтись по настройкам программы и настроить всё по своему вкусу и корпоративному стандарту.
- Дальше пусть работает пользователь. Создаёт свои папки, подпапки, фильтры и т.п.
- Удалить TheBat!
Если есть необходимость автоматического обновления корпоративных адресных книг, находящихся в профиле по умолчанию, рекомендую воспользоваться скриптом. Скрипт написал не я, спасибо Павлу Железнову. Описание и текст скрипта mab2users.vbs находятся здесь: zheleznov.info/mab_sync.htm.
Поскольку одновременно всему офису перейти на Mozilla Thunderbird весьма затруднительно, в переходный период адресные книги, в зависимости от почтового клиента, у меня обновляются по такому вот скрипту, выполняемому при входе каждого пользователя на свой компьютер:
CD /D "c:\Program Files\Mozilla Thunderbird\" IF EXIST Y.flg ( K:\ABooks\mab2users.vbs EXIT ) copy /y K:\ABooks\*.abd "c:\program files\The Bat!\mail"
Как видно, флагом тут является файл-пустышка Y.flg, который я поместил в каталог "Птицы" после перехода компьютера на Mozilla Thunderbird. В противном случае обновляются книги "Мыши". В силу очень малого размера файлов адресных книг я обновляю их при каждом входе на компьютер. "K" - сетевой диск.
Кстати, при наличии только стандартных папок процесс перехода на одном компьютере занимает 15-20 минут. Да, процедура требует внимания, но результат радует. Особенно обрадовало "Спасибо", сказанное директором. Мне его так не хватало... А впереди - весь остальной софт.
Александр РЫКУНИН
Комментарии
Thunderbird более универсален и менее требователен. Я работаю на нём более полутора месяцев, имею обширную переписку, и ни разу не было проблем с кодировкой. Бывает, что письмо приходит в странной кодировке, оно на мгновение замирает, и отображается автоматически в правильной кодировке. Собственный почтовый сервер у меня реализован хоть и на "настоящем" сервере, но этому серверу уже 8 лет, крутится на CentOS без нареканий. При этом я имею в Thunderbird четыре различных ящика, включая корпоративный. Да, на письма не подвесишь дату исполнения и весь огромный и мощный арсенал Office и Exchande. Но у него есть инструмент "метки", причём их - неограниченное количество. Несравнимо конечно. Но. Весь этот инструментарий, от сервера до почтовика - бесплатный. Расходы только на сисадмина и когда-то купленный сервер. Да, рабочая станция под лицензионной виндой. Но есть рабочие станции и под Ubuntu 10.04. Получается компромиссная и эффективная для меня замена почтовой программы. О чём и написал статью.
Outlook - инструмент хороший, но что-то внутри меня против него (хотя и лицензия есть).