Предстоящее открытие в Санкт-Петербурге официального представительства и центра разработки норвежской компании Opera Software уже стало одной из самых бурно обсуждаемых в Рунете тем.
Для начала давайте все же вспомним о "роли и месте" браузера Opera в мире и на постсоветском пространстве. Сегодня в сегменте ПК мировое лидерство остается за Internet Explorer (63,3%, по данным Net Applications), но в России, как утверждают разработчики из Opera Software, их браузер уже близок к 1-му месту. При этом в Украине и в Беларуси, по данным норвежцев, у него однозначно 1-е место в данном сегменте. (Лично у меня это вызывает большие сомнения, но сейчас не время и не место для холивара.)
По оценкам инвесткомпании "Финам", известной своими удачными интернет-проектами, по популярности среди российских пользователей Opera занимает III место с долей рынка в 15-17%. Доли Internet Explorer и Firefox при этом оцениваются в 52-55% и 22-25%, соответственно.
В целом же по миру, Net Applications оценивает долю Opera в 2,3%, при этом у Firefox - 25,1%, у Apple Safari - 4,4%, Google Chrome - 3,9%. Совокупно в мире у мобильной и настольной версий браузера Opera около 100 млн пользователей. Отмечу, что в октябре нынешнего года число приверженцев Opera Mini увеличилось на 155% до 39,6 млн человек, Opera для ПК - примерно на 50-60%. Топ-10 стран по числу пользователей Opera Mini в октябре выглядел следующим образом (по убыванию): Россия, Индонезия, Индия, Китай, Украина, ЮАР, США, Великобритания, Польша и Вьетнам. Такие данные приводит издание CNews.
Генеральный директор и сооснователь Opera Software Йон фон Течнер признался российским журналистам, что популярность Opera в России и других странах СНГ всегда была загадкой для самой компании. Цитата: "Этот же вопрос я задал четыре года назад на первой встрече с сообществом пользователей Opera. При этом однозначного ответа на него никто не дал. В 2005 году доля Opera на российском рынке достигала 10% без всяких маркетинговых усилий. Впоследствии мы объяснили это активностью местного сообщества приверженцев браузера. Мы даже боялись, что если начнем предпринимать какие-то дополнительные усилия, наша популярность упадет".
Сейчас Opera Software открывает в России свой локальный офис, но пока не раскрывает долю России в структуре своих доходов, отмечая лишь, что это один из приоритетных для компании рынков. Соответственно, появление местного российского центра разработки будет способствовать появлению новых бесплатных продуктов под маркой Opera с учетом потребностей российских пользователей, и их локализации для использования на территории России и стран СНГ.
Однако ошибкой было бы считать, что за бесплатный софт действительно никто не платит. Йон фон Течнер назвал три основные бизнес-модели, которые использует компания: во-первых, это сотрудничество со сборщиками (OEM-производителями) мобильных телефонов, игровых консолей и ТV-приставок (Opera получает отчисления от каждого проданного устройства, на котором установлен ее браузер). Другой источник дохода - взаимодействие с контент-провайдерами, включая размещение в браузере строки поиска. В России деловыми партнерами Opera Software являются, в частности, "Яндекс", Mail.ru, "Вконтакте" и Ozon. Ну и, наконец, третья бизнес-модель - работа с телекоммуникационными операторами. В этом секторе доходы Opera напрямую зависят от размера ежемесячной аудитории активных пользователей Opera Mini, которые генерируют трафик для оператора. В России, по словам фон Течнера, компания имеет подобное соглашение с "Мегафоном". Сейчас ведутся переговоры со всеми другими операторами "большой десятки". Данные же по другим странам бывшего СССР пока не называются.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Норвежцы скорее всего весьма близки к реальной оценке доли Оперы среди пользователей xUSSR. На моих сайтах посетители рускоязычных страниц однозначно отдают предпочтение Опере. В общем трафике Опера занимает второе место по популярности.