(Окончание. Начало в "КВ" №25)
ASCII Art
ASCII графика - вид
изобразительного искусства, где в
качестве кисти используются
символы ASCII (буквенные, цифровые и
символы знаков пунктуации из числа
95 символов таблицы ASCII, где, дабы
избежать путаницы с отображением
национальных вариантов таблицы,
остальные 160 символов исключены из
"инструментария" художников).
В качестве холста, как вы уже,
наверное, догадались, выступает
монитор персонального компьютера.
Зарождение данного жанра обязано
своим появлением медленному
развитию компьютерной техники
конца 20-го века. В 80-90 годах
использование псевдографики было
единственным способом оформления
документов (вспомнить хотя бы Lexicon),
а потом, с появлением новых
производственных мощностей, данное
занятие успешно перекочевало в
область развлечений и цифрового
изобразительного искусства. На
сегодняшний день ASCII Art обрёл вторую
жизнь в связи с обилием
всевозможных чатов и социальных
сетей, где часто можно увидеть
картинки, составленные из букв и
символов. Не забывают про ASCII Art и
всевозможные реверс-инженеры и
крякеры со своими nfo-файлами. Хотя
там всё чаще используется
эволюционировавшая версия - ANSI Art.
Существует всего два способа
рисования в ASCII Art: Line style - рисование
при помощи линий и Solid style - при
помощи букв, цифр и других символов.
Правда, с течением времени
создавать рукотворные шедевры
становится всё легче, так как
постоянно появляются всё новые
утилиты, которые без особых затрат
времени и сил позволяют быстро и
довольно качественно создать из
любой картинки её копию в ASCII. Но
вряд ли результат такой работы
можно будет считать произведением
искусства, потому что хоть и нет в
цифровом искусстве оригинала,
уникальность рисунка в ASCII Art, как и
в любом другом продукте творчества,
ценится превыше всего. Всем эстетам
и интересующимся рекомендую
посетить страничку ASCII-tism
(chaos.lenin.ru/ascii) c неплохой коллекцией
всевозможных рисунков, выполненных
в данном стиле. Кроме статических
картин, с помощью ASCII-графики можно
создавать и настоящие анимационные
фильмы. Для этого просто рисуются
наборы ASCII-картинок, при
пролистывании которых получаются
мультфильмы. Обычно высота
картинки выбирается равной
стандартной высоте программы
просмотрщика текста, под которую он
оптимизируется. Желающие могут
зайти по адресу antiflux.org/~grant/star-wars-asciimation-old.html
и оценить ASCII-версию IV эпизода
"Звёздных войн". Кстати,
смайлики тоже относятся к ASCII Art ;)
ANSI Art
Как уже было сказано
выше, в результате эволюционного
развития рисование в чёрно-белом
цвете переродилось в рисование в
палитре с 8-ю цветами для фона
символов и 16-ю цветами для
отображения самих символов.
Разница ещё и в том, что
используются не только символы,
предлагаемые кодировкой ASCII, а все
224 печатных символа, 16 цветов шрифта
и 8 фоновых цветов, поддерживаемых
драйвером ANSI.SYS, который
использовался в системе DOS. К
сожалению, с течением времени
просматривать ANSI-графику
свойствами операционной системы
(как это возможно с псевдо-графикой
ASCII) стало невозможно. Эмулятор
среды DOS под Windows NT (NTVDM) не
использует ANSI.SYS; даже просмотр
ANSI-графики в среде Windows NT требует
специальных программ. Однако,
графика ANSI по-прежнему
поддерживается консольным
текстовым драйвером Linux. Поэтому
единственный вариант -
устанавливать стороннее
программное обеспечение, которое
одновременно будет выступать и
редактором, и просмотрщиком. К
примеру, легендарный редактор TheDraw (www.syaross.org/thedraw),
который позволяет создавать
анимацию, а также уже имеет наборы
так называемых "шрифтов", то
есть собрания больших символов,
составленных из мириад маленьких.
Сами файлы, как правило, имеют
расширение .ans . Долгое время ANSI
использовался для украшения
BulletinBoardSystem (BBS), сейчас же рядовой
пользователь может увидеть такие
"украшательства" только в
архивах крякерских и варезных
групп. Для любителей и энтузиастов,
а также тех, кто хотел бы
попробовать свои силы на ниве
рисования цифровых шедевров,
рекомендую посетить галерею
ANSI-картинок ansiart.org.ua.
Трекерная музыка
"В прошлом тысячелетии, во времена MS-DOS и SoundBlasterPro, люди научились писать музыку на компьютерах. Говорят, компьютеры тогда были похожи на контейнеры для овощей и были размером с дом. Правды нам узнать, видимо, уже не дано, но с тех былинных времён дошла до нас самобытная и удивительная культура, именуемая себя трекерной..." |
Каждый раз, запуская очередной кейген или игрушку на мобильном телефоне, многие из нас напрямую соприкасаются с этим кусочком scene - с трекерной музыкой, которая умеет быть невероятно красивой, даже несмотря на свою древнюю историю. Что же называют трекерной музыкой? Не мудрствуя особо, отвечу: это музыка, которая пишется с помощью специальных программ - трекеров. Они напоминают собой теперешние комбайны, только без понятного и дружелюбного интерфейса (оказывается, есть и такие). Интерфейс трекеров, в основном, числовой. Ноты набираются с клавиатуры, в то время как параметры, эффекты и прочее вводится в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Именно поэтому процесс написания мелодии напоминает, скорее, работу программиста, нежели композитора. Это не особенно удобно для профессионального музыканта с устоявшимися стереотипами и предрассудками (сразу вспоминается слово „аудиофилия"). Но одновременно доступ к творчеству на поприще композитора могут получить талантливые люди без музыкального образования, так сказать „чувствующие музыку душой". Это и делает трекерную музыку своеобразной и неповторимой. Кроме того, освоив трекеры, человек знакомится с самой сутью электронной музыки, с основами, и в дальнейшем освоить профессиональные пакеты уже не составляет труда. Принцип написания заключается в проигрывании сэмплов (кусочков звуковых файлов) с различной скоростью, что на слух принимается как разной высоты ноты. Так же, как и в синтезаторах, где определённому количеству нот присваивается звук, который играется с разной скоростью. Файлы, в которых содержатся музыкальные произведения, называются модулями. Есть разные форматы модулей. Наиболее распространённые - *.MOD (устаревший, но ещё живой в многочисленных архивах формат), *.XM (с ним работает серия FastTracker и все современные трекеры), *.S3M (серия ScreamTracker). Любой модуль хранит в себе информацию о нотах и применяемых эффектах, нечто вроде партитуры, и сэмплы, то есть звуки, которые используются в композиции.
Ещё одним подвидом, если можно так сказать, трекерной сцены является направление "чиптюн" (Chiptune). Основная его особенность в том, что звук синтезируется аудиочипом компьютера или игровой приставки в реальном времени (а не составляется из набора заранее записанных сэмплов). В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Расцвет данного направления пришёлся на эпоху ZX-Spectrum. Примерно в то же время появилась традиция добавлять в кряки и кейгены маленькие кусочки музыки в формате чиптюн. И до сих пор в некоторых демопати существует дисциплина "chiptune" - соревнование в создании музыки из звуковых волн различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, "пила" и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты.
Отдельно хотелось бы упомянуть и направление "8BIT", которое многие ошибочно путают с чиптюн. Изначально особенность данного жанра в том, что используется звучание аудиочипа Ricoh 2A03 (платформа NES, известная у нас по приставкам "Денди" и "Сега"). Музыка эта напоминает обычную поп-музыку и выкладывается авторами в формате MP3/WAV/OGG. В то же время традиционный чиптюн, помимо крошечного размера композиций, ещё и существует либо в трекерных форматах, как традиционных (MOD, S3M, XM, IT и т.д.), так и в характерных для отдельных платформ (STC, PT2 и т.д.), либо в виде дампа с программой и модулем (SID, NES и т.д.), либо в виде данных, предназначенных для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX).
В Интернете существуют многочисленные файловые архивы с различными вариациями трекерной музыки. Из наиболее известных можно назвать великолепную коллекцию WEBSOUND (websound.ru//tracked_modules), собрание MOD ARCHIVE (www.modarchive.com) и ещё сотни и тысячи композиций в коллекциях энтузиастов... Прослушать то, что вы оттуда скачаете, можно либо с помощью популярного проигрывателя WinAmp, либо воспользовавшись крошкой XMPlay (который, как следует из названия, именно для трекерной музыки и предназначен).
Надеюсь, что прочтение моей статьи поможет вам другими глазами взглянуть на свои железные игрушки. И перед тем, как сказать кому-то "ты холодный и пустой - как компьютер", вы на секунду задумаетесь и вспомните неземную красоту demo или нежную трекерную музыку...
Сергей БЕСАРАБ aka stean
