Пока наиболее активное (в психологическом плане) мировое сообщество метается в попытках ответить на два исконно русских вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?", последний уже стал явью для многих айтишников. Многие озадачены вопросом приработка, а другие и просто ищут хоть какой-то источник доходов. Ну что же, поговорить есть о чём... Данный материал предназначен как рекомендательный для начинающих фрилансеров, а таковыми могут быть (или стать) и очень опытные специалисты.
На сегодня можно отметить тенденцию увеличения спроса на услуги фрилансеров, причём на достаточно серьёзном уровне, и возросшую конкуренцию. Какие правила нужно соблюдать, чтобы добиться успеха?
На самом деле, понятие "фрилансера" ничего страшного под собой не подразумевает. Например, однажды, несколько лет назад, ваш покорный слуга напугал одного HR-менеджера словом "freelance". Да, это отдельный, достаточно сложный рынок, который многим напоминает понятие "дикого", но он даёт ряд перспектив, и при нормальном "умении плавать" без работы вы точно не останетесь. Также он даёт вам право выбора, а иногда предоставляет возможности, которых достичь обычными методами трудно. Помимо этого, вы знакомитесь со специалистами смежных профессий, приобретаете связи. Например, плодотворно поработав совместно с кем-то над одним проектом, вы потом через этого человека можете получить заказ на второй. Да, и команды фрилансеров - это нормальная вещь, которая имеет место быть.
Существует два мифа:
- Фрилансеры - абсолютно неорганизованный народ.
- Фрилансеры = начинающие специалисты.
Оба не верны. Причём первый миф рождён в силу того, что часто сам заказчик неопытен и выбирает не тех, а после составляет отрицательное мнение огульно. Второй опровергается сразу же после посещения разделов с резюме.
Итак, вы - один из списка: программист, тестер, SEO, маркетолог, проектировщик, дизайнер, художник, аниматор, журналист, композитор, переводчик и так далее...
Первое, с чем нужно определиться, когда вы только начинаете забег, это ваша стоимость. К этому вопросу нужно подходить трезво. Почему? Дело в том, что если вы составите "лёгкое" резюме, построите общение "спустя рукава", отдельные моменты оставите на "я потом подучу", но скроете это, то можете натолкнуться на "лёгкого" заказчика, который ко всему прочему может оказаться неплатёжеспособным или просто мошенником. Опытный работодатель многие моменты определяет сразу же. Поэтому вся ситуация увязана на первоначальной расстановке позиций и разворачивается с движением в двухстороннем направлении. То есть, заказчик смотрит внимательно на вас, а вы - на него. Как отделить зёрна от плевел и не оказаться в неприглядной ситуации? Возможно, наши рекомендации кому-то покажутся тривиальными, но они не бесполезны, потому как основаны на опыте.
Начальный этап
- Сначала идёт создание резюме. Тут нужно наиболее полно указать все тонкости вашей специализации (например, языки программирования, технологии и т.п., которыми вы владеете), опыт работы, ссылки на проекты и портфолио, если таковые есть. Если вы собираетесь искать работу в мировом масштабе, то резюме должно быть и на английском. В случаях, когда портфолио отсутствует, рассчитывайте на небольшие деньги.
- Желательно не пользоваться активно ником, потому как многие заказчики этого не приветствуют, хотя это верно далеко не для всех случаев. Важно другое - нужно сделать ваш ник или имя более-менее популярным в Сети. То есть, если вы программист, то поучаствуйте в специализированных форумах, конференциях, если есть несколько опубликованных статей или заметок в прессе или на сайтах - только плюс. В данном случае, опытный заказчик почти всегда поищет в Интернете дополнительную информацию о вас. Такую ситуацию нужно предусмотреть заранее и выйти во всеоружии.
Крайне не рекомендуется использовать чужое портфолио в качестве своего, а также переопубликовывать чужие материалы под своим именем. Это легко вычисляется.
Второй этап
Следующим этапом идёт поиск заказа, для чего вы делаете сёрфинг по специализированным сайтам, причём не только в рамках фриланс-сообществ, но и просто ресурсов по поиску работы, а также нужно прошерстить сайты фирм, которые занимаются деятельностью в интересующей вас области, заглянув в разделы "Вакансии" либо "Job", "Career" или "Employment". В последнем случае нужно обратить внимание на обновления сайта как такового, потому как с "кризисом" в Интернете многие из них уже являются мёртвыми душами. Хотя, это не факт...
Третий этап - общение
Заказчик откликнулся на ваше резюме... Проверьте в Интернете информацию о потенциальном будущем партнёре, есть ли он "в чёрных списках", почитайте отклики о нём. При этом изначально определитесь с тем, какой формат общения подойдёт вам лучше всего: e-mail, ICQ, Skype.
После этого рекомендуется следовать следующим правилам:
- В общении проявляйте вежливость и такт. Желательно избегайте сленга типа "нравиццо", "превед" и так далее, поскольку это не располагает к деловой беседе, и заказчик составит о вас соответствующее мнение. При этом обратите внимание и на то, как он общается с вами. Например, если беседа идёт на русском языке, то обращение на "ты" без предварительного согласования будет указывать на отношение.
- Внимательно прочитайте ТЗ, старайтесь не задавать глупых вопросов. При этом будьте внимательны к деталям, беседа должна строиться конструктивно, вопросы должны быть грамотными. Желательно быть честным в случаях, когда вы понимаете, что немного не дотягиваете до уровня заказа, и трезво смотреть на вещи. Иногда бывают ситуации, когда присланное ТЗ выглядит как наброски в нескольких строках, т.е. "программа будет делать то-то и то-то и похожа на такую-то". Не стоит пугаться такого варианта, тем более, что он даёт возможности для лавирования. Но более подробно обсудить ситуацию всё-таки стоит. Причём обратите внимание при уточнении на то, меняет ли заказчик некоторые первоначальные установки проекта в процессе обсуждения. Если да, то есть опасность, что вы завязнете в проекте, постоянно переделывая ту или иную его часть, а заказчик будет отказываться принимать (иногда он это может делать с умыслом в случае нечистоплотности - всегда нужно иметь в виду и этот вариант).
- При обсуждении деталей старайтесь не вдаваться в слишком мелкие подробности - это обсуждение носит первоначальный характер. Также не нужно применять множество специализированных терминов. Многие думают, что этим они показывают свой профессиональный уровень, но... заказчик может и не так хорошо разбираться в вашей специализации. Он ответит: "Сейчас уточню", что замедлит переговоры, а в это время в выигрыше может оказаться ваш конкурент, который более понятным языком изложит ситуацию.
- После изучения ТЗ и уточнения всех технических деталей следует начинать беседу о финансовом вопросе (а не до этого), после чего составляется договор.
- При определении сроков выполнения опытный заказчик всегда предусмотрит вариант вычета из оплаты при условии задержек с вашей стороны. Это правильный подход, и не стоит пугаться. Но довольно часто вы можете встретиться с требованием, касающимся бесплатного исправления ошибок или переделки. Тут палка о двух концах, ведь может получиться ситуация, описанная в последнем предложении пункта 2, причём вы будете всё делать уже бесплатно.
- Стоит учесть тот факт, что общение идёт с двух сторон, каждая из которых в ряде случаев может пытаться использовать неопределённости в своих целях. То есть, некоторые фразы заказчика могут оказаться размытыми, не имеющими конкретики. Это не очень удобно для вас, но ещё хуже, если конкретика будет отсутствовать в ответах с вашей стороны. Например: "Всё зависит от того, как у меня будет со временем". Расплывчивостью фраз наниматель частично защищает себя, но с вашей стороны это будет выглядеть как отсутствие делового подхода.
- Если общение проходит более-менее стремительно (например, по ICQ или Skype), оставьте себе некоторое время, чтобы подумать и проанализировать ситуацию, сделать обобщающую оценку. Это важно, потому как иногда, взвесив все "за" и "против", лучше отказаться.
- Желательно не затягивать с ответами. Но взвешивайте каждое слово, оно может быть направлено против вас, выдрано из контекста и так далее.
Некоторые замечания
Конечно, здравая оценка того или иного предлагаемого проекта, а также стоимости его выполнения приходит с опытом. Но не стоит наступать на грабли. Например, есть несколько классических вариантов, когда заказчик может оказаться нечистоплотным. Допустим, вы - переводчик (или хорошо владеете иностранным языком), и вам в качестве теста присылают несколько страниц текста. Вы выполняете свои функции и ждёте ответа. Но параллельно с этим множество других переводчиков откликнулись на объявление и сделали то же самое, а в итоге все в общей массе перевели весь необходимый объём текста. Такая модель встречается и в подготовке материалов для интернет-порталов и т.п. То есть, у заказчика и в помине нет никаких идей по дальнейшему сотрудничеству. А как он может привлечь? Прежде всего, высокой оплатой труда в перспективе, при этом зачастую значительно превышающей цены на рынке.
Другой распространённый вариант - вас приглашают в какой-нибудь супер-мега проект, который открывает перед вами огромные перспективы, но потом почему-то возникают постоянные проблемы с его финансированием и выплатами. И объясняется это разными причинами.
Вообще, схем одурачивания может быть сколь угодно много, но в большинстве своём заказчики чистоплотны. Всё как и в реальной жизни. Успехов!
Кристофер,
christopher@tut.by
Комментарии
И тут я понял, кто автор.
По опыту могу сказать что это могут делть только те кто уже специалист а не только учится. Да и при условии 12-и часового рабочего дня можно наскрести на средненькую зарплатку. Потому как заказчик работающий с фрилансерами ищет очень очень дешево. А серьезный заказчик к фрилансеру не пойдет. (Сами фрилансеры до такого довели) А если работаете то еще и основную работу потерять можете. Сейчас многие компании ищут повод под каким соусом сокращать расходики. А тут сотрудник на сторону работает :)
Так что эта статья о том как это было а не о том что есть сейчас