Приветствую читателей нашей постоянной рубрики "На досуге"! В 2008 году в игровой индустрии произошло немало интересных событий. Выходили долгожданные сиквелы и триквелы любимых миллионами игр. Анонсировались амбициозные мега-проекты. Открывались аппетитные подробности об уже находящихся в разработке игрушках... В общем, всё как всегда.
Вообще, прошлый год прошёл довольно ровно: консоли так и не одержали сокрушительной победы над платформой PC (хотя их количество увеличилось ещё больше), Blu-Ray так и не стал "народным" форматом (но сильно приблизился к этому показателю), не было замечено громких прорывов в интерфейсах или устройствах управления и т. д. И мы бы рады резюмировать, что 2008-й оказался "ещё одним хорошим годом", если бы не его конец. Злополучный финансовый кризис подкрался незаметно и здорово шарахнул по всем отраслям экономики, изрядно "зацепив" и IT-сферу. Массовые сокращения в, казалось бы, стабильных компаниях, расформирование в одночасье признанных "неперспективными" коллективов, "заморозка" или полная отмена проектов, финансовое будущее которых не выглядело однозначным...
Сегодня, спустя несколько месяцев с начала кризиса, с уверенностью можно утверждать только две вещи: 1) индустрия электронных развлечений выживет, и 2) она уже не будет той, что прежде.
Сложно сказать, в каком именно направлении будут развиваться события в 2009-м, но коллектив "КВ", включая вашего покорного слугу, сделал собственный прогноз. Во-первых, ожидается значительное увеличение сектора мобильных игр, обусловленное как развитием и распространением устройств с сенсорными экранами (значительная часть которых оснащена ещё и акселерометрами), так и относительной дешевизной разработки такого ПО. Уже сегодня существует масса игр и развлекательных приложений для iPhone и иже с ним, оглашены spin-off'ы знаменитых игровых брендов и, в целом, заметно ускорение работы в данном направлении. Во-вторых, 2009-й вполне может стать годом если и не запуска в серию (вряд ли кто-то решится на это в нынешних финансовых условиях), то хотя бы анонса нового поколения консолей. Здесь наиболее вероятными "претендентами" выглядят Sony (слухи об идейном последователе PSP муссируются уже давно) и Nintendo (вроде бы, собирающаяся шокировать общество некими невиданными доселе контроллерами). В-третьих (и это направление выглядит самым многообещающим), 2009-й вполне может стать началом эпохи расцвета стерео. Nvidia реанимировала свою стереотехнологию, приурочив к её "запуску" выход беспроводных 3D-очков, а все ведущие производители устройств вывода изображения тут же откликнулись анонсом моделей мониторов, телевизоров и проекторов, поддерживающих перспективное направление. Практически та же ситуация наблюдается и в консольном "королевстве" - Microsoft и Sony уже объявили о возможности частичной или полной поддержки стереоигр. С киноиндустрией (поддержка которой просто необходима для массового распространения стерео) ситуация обстоит посложнее. Если в играх стереофункция активируется довольно просто (на уровне драйверов, которые "подвигают" виртуальную камеру на нужное количество сантиметров для создания левого и правого кадров), то съёмка стереофильма требует наличия специальной камеры, и никакими полумерами здесь не обойтись. Однако есть прогресс и в этой области: всё больше и больше режиссёров начинают снимать в 3D, отдавая себе отчёт, что именно за этой технологией будущее (навскидку можно вспомнить хотя бы заведомо культовый "Аватар" Кэмерона, выходящий в этом году). Поэтому скрестим пальцы за то, чтобы у всех всё получилось, и потихоньку перейдём к чествованию героев ушедшего года.
Лучший экшен
Всё ещё одна из самых обширных номинаций. В категорию "экшен" с некоторой натяжкой можно записать и аркады, и TPS, и даже автомобильные "покатушки", далёкие от понятия "симулятор". Кроме того, именно экшены (особенно - от первого лица) по-прежнему считаются самыми дорогими в разработке, но и самыми востребованными активно играющим населением. В 2008 году мы увидели много достойных проектов в этом жанре, поэтому не удивительно, что мнения в редакции разделились. Часть авторов высказалась в пользу GTA 4, другая часть проголосовала за Dead Space. Волевым усилием ваш покорный слуга отринул притязания новой части знаменитого "бандитского" сериала по одной простой причине: GTA4 - это не совсем "экшен", хотя его там и немало. Таким образом, призовые места распределились следующим образом:
- Dead Space
- Devil May Cry 4
- Assassin's Creed/Prince of Persia (2008)
Первое место досталось победителю по одной простой причине: ребята из EA Redwood Shores создали игру, не только показательную со всех точек зрения (включая технические аспекты), но и добросовестно отнеслись к конечному потребителю. Проще говоря, отшлифовали код таким образом, чтобы игрок мог исследовать созданный мир без головных болей и постоянного "патчевания". Красочный sci-fi-шутер оказался практически безупречным: красивым, страшным, стабильно интересным. До шедевра проекту не хватило самой малости - оригинальности. Но не было этого качества и у всех остальных претендентов.
Четвёртый по счёту "Плач дьявола" (и всего второй на ПК-платформе) удостоился второго места по тем же соображениям. Образцовый по стабильности порт, высочайшая динамика, грамотная боевая система и, в целом, отличная история - ни один из "чисто компьютерных" претендентов не смог похвастаться теми же достижениями в тех же пропорциях.
За третье место сражались проекты, также (по большому счёту) не являющиеся чистыми экшенами. Наличие весомой доли акробатики в геймплее и вид от третьего лица вполне позволяли отнести "подсудимых" к жанру аркад или платформерам. Однако слово "действие" в обоих случаях оказалось превалирующим аспектом, поэтому персидский принц под ручку с молчаливым убийцей прошествовали на третью позицию пьедестала. Удосужься руководство компании Ubisoft уделить наполнению и кинематографии своих разработок чуть больше внимания - и два красивейших проекта вполне могли бы занять строчки повыше. Увы - не в этот раз.
Лучшая стратегия
Стратегий в 2008 году было, ни много, ни мало, а в самый раз. По-настоящему громких прорывов сделано не было, поэтому просто перечислим наиболее заметных участников этой номинации.
- Spore
- Command & Conquer: Red Alert 3
- Операция "Багратион"
Уникальный случай: первое место заняла как бы и не совсем стратегия, а, скорее, симулятор, причём - самый глобальный из всех, которые когда-либо видела индустрия. Но поскольку самой стратегии места в геймплее также уделялось немало - Spore по праву занимает первое место. Изумительный редактор "всего и вся", бесчисленные варианты создания "внешности" цивилизации, плюс "многослойный" процесс превратили проект Уилла Райта в одно из самых ярких событий прошлого года. Увы, самой игры в этом продукте оказалось не так уж и много, вследствие чего Spore войдёт в историю, скорее, как "редактор с игровыми функциями", нежели наоборот.
Второе место заняло классическое "клюквенное" ответвление вселенной Command & Conquer под названием Red Alert 3. Переход на трёхмерную графику наконец-то состоялся, а вместе с ней в игре появилась и третья полноценная фракция. Забавная кампания и неплохо сбалансированный мультиплеер сделали из проекта яркое... но быстро забываемое событие. И, тем не менее, - второе место.
"Бронза" - у наших соотечественников, наконец-то закончивших свою Главную Игру. Снова Вторая Мировая - зато какая! Масштабные сражения, оперативные маневры, аутентичная боевая техника - раздолье для настоящего хардкорного стратега. А вот всех прочих некоторая сложность и неторопливость разворачивающихся событий может и отпугнуть. Проще говоря, проект получился замечательным в своём классе, но не мэйнстримовым.
Лучшая ролевая игра
В отличие от прошлого года, в 2009-м "ролевикам" было чем заняться. Судите сами:
- Fallout 3
- Mass Effect
- Mount & Blade/ King's Bounty. Легенда о рыцаре
На первом месте ожидаемое миллионами событие - реинкарнация культовой пост-апокалиптической истории. Fallout 3 не просто обзавелась новым сюжетом и "переехала" на современную технологическую базу, она явила поклонникам совершенно новый подход к игре... который приняли далеко не все. Пошагово-реалтаймовая схема боёв, чересчур короткая основная сюжетная линия, а также чрезмерная схожесть с последней частью The Elder Scrolls, отпугнули многих хардкорных фанатов. И привлекли целую армию новичков. Как бы там ни было, но именно эта игра стала самой "ролевой" в 2009 году.
С Mass Effect ситуация обстоит несколько иначе. Красивый, качественный порт с консолей предложил PC-игрокам глобальную историю, широкие возможности развития подконтрольного персонажа и некоторую нелинейность. Но вместе с тем - недостаточно разнообразия, не самый высокий "драйв" и некоторая ощущаемая буквально на уровне подсознания "синтетичность". Поэтому - всего лишь второе место.
Третью позицию делят представители двух подходов - реалистично-исторического и сказочно-фэнтезийного. И у того, и у другого есть свои поклонники, свои плюсы и минусы в реализации. Поэтому от комментариев мы в данном случае воздержимся, предоставив выбор лучшего на усмотрение читателя.
Лучший автомобильный симулятор
В этой категории всё оказалось очень непросто. В отличие от прошлых лет, в тройку не попала очередная игра серии Need for Speed под названием Undercover. Минимум новых идей и посредственная реализация старых отпугнули (и совершенно правильно) игроков от этой поделки, при создании которой разработчики в седьмой раз наступили на все ими же разложенные грабли. Поэтому тройка победителей выглядит так:
- Race Driver: GRID
- Pure
- FlatOut: Ultimate Carnage
На первом месте - "чистый" автомобильный симулятор, сумевший по совокупности показателей выбиться на первое место. Это качественная, красивая игра с неплохой моделью управления и достаточно динамичными заездами. Больше про неё сказать нечего, но в отсутствие конкурентов именно она максимально приблизилась к званию идеального авто-симулятора.
На втором месте - неожиданно "драйвовый" и красивый симулятор езды на квадроциклах. За грамотную реализацию и общую добросовестность разработчиков - почётное второе место и наши рекомендации к приобретению.
Последнюю строчку пьедестала занимает даже и не полноценная игра, а, скорее, дополнение. Ultimate Carnage, практически не отличимая от Flatout 2, сумела предоставить достаточно игровой динамики для того, чтобы войти в тройку лидеров. Но будь в этом жанре чуть больше участников - игре бы вряд ли что-нибудь перепало.
Лучшая приключенческая игра
В этой категории мы по-прежнему включаем игры, предлагающие приключения в широком смысле слова: авантюрные истории, путешествия, сражения и т.п. "чудесачества". На строгую "жанровую" принадлежность кандидата лучше всего просто не обращать внимания. Итак, список лучших:
- Dead Space
- A Vampire Story
- Tale of a Hero
Не спешите удивляться: на первом месте - вовсе не опечатка. Просто, проанализировав именно "приключенческую" составляющую всех игр 2008 года, мы решили, что Dead Space отвечает этим условиям как нельзя больше. Захватывающая история Айзека Кларка вряд ли оставит равнодушным даже самых закоренелых скептиков.
Второе место - у очаровательной новоприбывшей вампирши. "История вампира" - самая настоящая гротескная сказка, наполненная удивительными событиями, яркими постановками и тонким юмором. Даже если абстрагироваться от квестовой принадлежности игры, своё место она занимает вполне заслуженно.
На третьем месте оказалась игра, не лишённая оригинальности. Побывать в шкуре героя хоть когда-нибудь мечтал каждый, и вот теперь игрокам такую возможность наконец-то предоставили. Реализация получилась местами неровная, местами - на любителя, но, в целом, достойная. За это, а также за попытку объять необъятное - бронзовая медаль.
Лучший мультиплеер
Вот тут пришлось совсем непросто. С одной стороны, понятно, что каждая игра, имеющая, помимо однопользовательской кампании, ещё и многопользовательскую составляющую, вполне может претендовать на рассмотрение в данной категории. С другой, куда же тогда отнести сугубо мультиплеерные, массовые онлайн-проекты? Соломоново решение в данном случае не подходит, а потому - представляем номинантов в обеих категориях.
Лучшая MMORPG
- World of Warcraft: Wrath of the Lich King
- Warhammer Online: Age of Reckoning
- Age of Conan: Hyborian Adventures
Здесь всё понятно практически без комментариев: колосса в лице WoW не смог пошатнуть никто. Долгожданное дополнение для высокоуровневых игроков (в первую очередь) продолжает бить рекорды продаж по всему миру. Хотя долгожданный выход "в большой онлайн" вселенной Warhammer и новые похождения киммерийца Конана сумели "откушать" у лидера значимую часть аудитории. Вопрос "Надолго ли?" остаётся открытым.
Лучший мультиплеер смешанного типа
- Left 4 Dead
- Grand Theft Auto 4
- Call of Duty: World at War
Здесь всё куда проще. Лидером в категории стало новое детище компании Valve, представившей публике идеальное развлечение под видом массового отстрела зомби. Несмотря на куцый арсенал и всякое отсутствие деления по классам, проект вызвал целую бурю в обществе поклонников многопользовательских экшенов. Однако без подключения к Интернету в данном случае не удастся обойтись никакими средствами. Вторая строчка - у "бандитского" GTA4, разработчики которого, наконец-то, уделили должное внимание мультиплееру. Чего-то из ряда вон выходящего обнаружить не удалось, но на волне успеха однопользовательской части проект "выплыл" и здесь. Ну а замыкает тройку лидеров новая часть популярного франчайза Call of Duty. Редкий случай, когда многопользовательская составляющая игры оказалась намного привлекательнее насквозь вторичной, клишированной одиночной кампании.
Лучшая игра вне категорий
Она же - "Игра года". Естественно, оказаться на пьедестале почёта могли только "лучшие из лучших". Но по какому критерию их определять? По количеству проданных копий? По итогам голосования игроков? По среднему баллу, полученному из обзоров СМИ? В этом году мы решили провести жёсткий "естественный отбор", результаты которого многие из вас могут назвать странными. Тем не менее, перед вами - тройка лучших игр года:
- Dead Space
- Fallout 3
- Spore
И вот тут, конечно, без объяснений не обойтись. Многие из вас наверняка недоумевают, почему в списке не оказалось обожаемой миллионами GTA4. Что ж, постараемся объяснить. Сегодня огромное влияние на умы потенциальных потребителей стала оказывать реклама, пиар. Благодаря им стало возможным "втюхать" даже откровенно второсортный товар огромному количеству людей. При этом показатели качества продукта зачастую отходят на второй план. Мы не будем утверждать, что именно по такому принципу сработали в Rockstar Games. GTA4 - достаточно качественная и затягивающая игра. Однако не обошлось и без недостатков, в числе которых: отвратительная оптимизация продукта, наличие досадных технических багов, необходимость инсталлировать при установке игры дополнительные службы, а главное - отсутствие значимых нововведений. Новый движок - это, конечно, хорошо. Гигантский, проработанный город и забавная модель поведения его жителей - тоже. Но достаточно вторичная сюжетная линия, отсутствие ярких побочных квестов и даже некоторая монотонность рецепта достижения "американской мечты" не позволяют нам заявить, что разработчики выложились по полной. Скорее, даже наоборот - они чересчур расслабились, понадеявшись на былые достижения. В принципе, им уже удалось продать свой продукт необходимыми тиражами и даже получить хорошие отзывы в СМИ. Но за отсутствие должного рвения, нежелание бороться за качество и прохладное отношение к конечному пользователю, в списки лучших по версии "КВ" GTA4 не попадает.
А попадают в него те, кто смог без лишнего "шума и пыли" выпустить идеально проработанный, красивый, затягивающий проект с великолепной "родословной" (Dead Space). Те, кто рискнул возродить из пепла (пускай и по своим лекалам) незаслуженно забытую массами культовую ролевую игру (Fallout 3). Те, кто поставил во главу процесса разработки практически недостижимую мечту и смог её реализовать на недосягаемом уровне, практически без нюансов (Spore). Это - подлинные герои нашего времени. И нашей редакции. На этом я с вами прощаюсь, до встречи через год! А до тех пор - играйте только в хорошее.
Highcoaster,
highcoaster@list.ru
Комментарии