Перед Новым годом в Рунете и Байнете сайты запестрели новостями о проблемах социальной сети "Одноклассники.ру", администрация которой ввела плату за многие услуги и фактически принудила пользователей платить за право пользоваться своей любимой социальной сетью.
Естественно, пользователи, привыкшие к тому, что всё было бесплатно, а платными были дополнительные услуги, мало кому, в общем-то, интересные, стали, мягко говоря, не очень довольны. И протест рискует обернуться нешуточными убытками для владельцев "Одноклассников", поскольку от демонстрации рекламы на сайте они деньги всё-таки получают, а снижение численности аудитории социальной сети вряд ли, скажем прямо, поспособствует росту доходов от рекламы.
Инцидент с "Одноклассниками" хотя и кажется, пардон, мышиной вознёй на фоне общемировых событий (экономического кризиса, то есть), но даёт повод задуматься о кризисе менее глобальном, но, тем не менее, всё же вполне реальном в обозримом будущем - о кризисе социальных сетей. Здесь мы будем брать в расчёт только экономические факторы, а не возможное изменение поведения пользователей этих самых сетей под влиянием насыщения потребности в общении через социальную сеть. Увидим ли мы, как лопнет мыльный пузырь социальных сетей, как когда-то (не столь уж, впрочем, и давно) лопнул пузырь доткомов, или же социальные сети пройдут естественный отбор и докажут свою состоятельность, и в будущем, может быть, даже станут такой же классикой, как электронная почта и ICQ? В общем-то, конечно, это всё покажет время, но пока что мы можем просто порассуждать.
Итак, давайте для начала посмотрим, на чём социальные сети могут зарабатывать деньги. Вариантов, в общем-то, не так уж и много - всё-таки за общение в Интернете люди деньги платить не привыкли (не считая трафика), а потому взимать плату за регистрацию (или, тем более, абонентскую плату за пользование социальной сетью) отваживаются немногие - даже те же самые "Одноклассники" сделали регистрацию платной совсем недавно. Поэтому самыми прибыльными статьями остаются реклама, демонстрируемая зарегистрированным пользователям социальной сети, инвестиции и продажа всяческих дополнительных опций, которые нужны тем, кто хочет выглядеть более респектабельно среди пользователей социальной сети: то есть, это могут быть "VIP-экаунты", различные дополнительные регалии от администрации сети, режим "невидимки" и т.д., и т.п. Вот каждый из этих способов заработка на социальных сетях давайте рассмотрим чуть пристальнее.
Реклама... Ну что ж, реклама - она и в Африке реклама. Конечно, социальные сети, даже самые успешные, зарабатывают на рекламе, скажем так, несколько меньше, чем корпорация Google, но всё равно источник дохода не самый плохой. Плохо только то, что, в отличие от пользователей поисковика Google, пользователи социальных сетей выдают не очень хороший процент конверсии кликов в покупки. Мне, правда, известны цифры только по продажам различных программных продуктов, которые рекламировались в социальных сетях (от скринсейверов до профессиональных дизайнерских продуктов). Если для посетителей, пришедших по рекламной ссылке от Google, средняя конверсия была в районе 3% (для отдельных продуктов она достигала и 10%), то для пользователей, пришедших из социальных сетей, конверсия составляла сотые доли процента. Впрочем, конечно, не все товары рекламируются одинаково, но общая тенденция прослеживается. Многие пользователи, ищущие что-либо в Google и кликающие там на рекламную ссылку, уже заранее настроены на покупку чего-либо. В социальную же сеть люди приходят совсем за другим, и кликают на рекламные ссылки, скорее, из любопытства, из-за чего и конверсия получается такая невесёлая для рекламодателей. Учитывая, что, как правило, оплата идёт за каждый клик, реклама в социальных сетях менее выгодна рекламодателям, чем реклама в Google. Соответственно, и денег в неё в обозримой перспективе будет вкладываться существенно меньше.
Второй пункт в списке источников дохода, безусловно, самый любопытный. Павел Дуров, основатель сети "В Контакте", в интервью "Компьютерным вестям" сказал, что "мы существуем за счет инвестиций". Что же такое инвестиции? Это, в общем-то, если вкратце, нечто вроде кредита создателям того или иного бизнеса. Эти кредиты выдаются в надежде на будущие прибыли, но сами по себе, конечно, как источник прибыли рассматриваться могут с очень большой натяжкой. Инвестиции, кстати, в своё время и сгубили доткомы, которым было отсыпано слишком щедро денег.
Что касается продажи дополнительных бонусов, то этот бизнес хоть с виду и надёжен, но далеко не так прибылен, как демонстрация рекламных ссылок и баннеров. Во-первых, среди пользователей социальной сети не так уж и много тех, кто страстно возжелал бы иметь всяческие бонусы - на самом деле, попытайтесь вспомнить, кто из ваших знакомых в социальных сетях с готовностью бы тратил деньги на подобные вещи. Но аудитории успешных социальных сетей столь велики, что важен даже очень малый процент тех, кто гарантирует неплохое число покупателей. Настоящая же проблема в том, что это, в общем-то, одноразовая услуга, и очень сложно поставить на поток продажу этих благ пользователям. Вот пользователь, скажем, купил себе VIP-экаунт - и всё, деньги получены, второй VIP-экаунт ему совершенно не нужен. Эх, если бы только можно было брать с пользователей абонентскую плату...
В общем-то, как видите, социальные сети действительно не так уж и прибыльны, хотя, безусловно, потенциал монетизации у них есть, и даже в таких небогатых регионах, как постсоветское пространство, где покупка виртуальных благ для множества жителей кажется чем-то совершенно немыслимым. Но пока создатели социальных сетей не придут к каким-то реально новым способам заработка денег с помощью своей аудитории, угроза того, что мыльный пузырь социальных сетей лопнет, будет непрестанно висеть над их головами.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]
Горячие темы