Дневник WCG-2008. Часть 2

(Окончание, начало в №46)

Продолжаем публиковать дневник нашего корреспондента, который принимал участие в самом грандиозном событии геймерского мира - финале WCG-2008 в Кёльне.


6 ноября. Семь раз отмерь, один - зарежь...

Шестого ноября, пожалуй, у нас был самый ответственный день перед решающими стартами. Поэтому все вредные привычки в сторону: никакого шопинга и личной буржуйской жизни (надо сказать, такое огромное количество молодых людей на квадратный метр наконец-то привлекло внимание местного женского пола - в хостеле появились девушки, согласные знакомиться или просто выпить бутылочку пива) - сразу после Церемонии открытия (5 ноября) все отправились спать.

У нашей команды CS сложилась абсурдная ситуация, о которой организаторы даже не предупреждали - в Practice Zone не было клавиатур. Вообще никаких! Такой подставы не ожидал никто. Несмотря на то, что судьи свято пообещали - клавы во время официальных игр будут! - капитан CS-команды Ugin с тимейтами ломанулись в город за девайсами. Впоследствии капитан "Катаны" поделился, как ещё в Минске перед отлётом полчаса медитировал на свою родную клавиатуру на тему "Взять - не взять", но, посоветовавшись со всеми, решил, что мышек может не быть, а вот "кнопки" на чемпионате уж точно будут обычными. Как мы убедились, организаторы их вообще не предусмотрели. В итоге команда потеряла два часа времени, прежде чем все вернулись в зону разминки, подключились и начали искать соперника. Первой подвернулась команда "Монти Пайтона" и ещё четырёх "негров" из Montenegro, т.е. Черногории. Да простят меня двоюродные братья-славяне, но их уровень проще сопоставить с четвертьфиналами регулярных чемпионатов SnG Cup. Да, самые слабые остались дома, но и самые сильные больше чем 3-4 раунда за игру взять не могут. Сыграв две карты, K.29 пошла искать себе более достойных соперников - и они нашлись. Были это не кто иной, как испанцы (existance). Сыграв на двух картах 16:14 и 16:10, на третьей (De_Tuskan) команда "поплыла" и не смогла взять больше 4 раундов за матч. Сказалось и незнание карты, и некоторая моральная неустойчивость в откровенно безнадёжных ситуациях, и, конечно же, хорошая игра сборной Испании. Сразу чувствовалось, что Tuskan для них не в новинку.

Чтобы поднять себе мораль, Ugin договорился попробовать себя с австрийцами - последние только-только в прямом смысле слова "выползли" из-под Virtus.pro, которые гоняли их и в хвост, и в гриву. Смена противника соседке Германии удачи не принесла - белорусы австрийцев не гоняли взашей, но выиграли уверенно. Наверное, частично мстили за 41-й год и блокаду Ленинграда. В результате команда провела за CS почти 5 часов без перерыва (только на обед) и ушла из зоны только по её закрытию. При этом, проявив спортивную дисциплину, ребята с пользой провели ещё час своего времени, отсмотрев игры "группы смерти". Впечатление от игры Estro, mYm и Mybr сложились совершенно двоякие. Например, бразильцам поделом: им не просто не повезло - они сломались психологически и внутренне сдались ещё до того, как закончились игры. mYm играли очень чётко, но... не жёстко. А вот корейцы - это жесть. Многие стандарты и прострелы отточены так, что хэдшоты раздаются на "автомате" и через полкарты. От такой игры "прифигели" не только белорусы, но даже "виртусы" открыли рот и смогли сказать только "Э-э-э...".

В других дисциплинах всё обстояло и полегче, и поспокойней, но отнюдь не продуктивнее. Например, NightWolf (Ярослав NightWolf Кавецкий. Из характеристики участника Гранд Финала: Истинный не от мира всего. Характер непонятный, целенаправленный, склонный к непрогнозируемым реакциям. С товарищами по команде поддерживает ровные отношения. Непредсказуем к соперникам по турниру. Отличный спортсмен: многократный чемпион Беларуси по World of Warcraft III. Свободно говорит на двух языках. Не женат, но состоит в связях, ничем его не порочащих) за весь день не смог найти спарринг-партнёра. Разминка с компьютером не считается, но на предложение размяться не откликнулся никто (а знакомых у Волка в мире Warcraft - достаточно). Гораздо больше повезло Flexxus'у - он сумел подержать гитару в руках и, более того, "слабать" пару песен со сравнительно неплохим результатом. Mel отыграл с тремя соперниками (без проигрыша) и сказал: "Да ну его - надоело".

Глобально за сегодняшний день выделю всего несколько моментов: проигрыш российского молодого фифера Slayer в решающем поединке с немцем bvbstar. Прикол заключался в том, что они играли на сцене. Написали друг другу: "Ready" и стартанули. Россиянин успел забить гол, после чего оказалось, что надо начинать заново и только по команде организаторов (!!!), т.к. их игру ещё не начали транслировать на экранах. При этом игра у Slayer не задалась - из пяти проведённых атак и ударов в створ ворот он забил один гол. Немец сделал всего два удачных выстрела - и оба в десятку (точнее, в девятку). В результате по сумме очков из группы "F" на втором месте вышел колумбиец MO3_, не показавший по-настоящему яркой игры, но сделавший всё возможное для выхода в Single-стадию турнира.

Вторым интересным моментом дня стала отличная игра в группе CS-команды из Казахстана (К23_). Они целенаправленно обыграли словаков, словенцев, индусов и как вершина мастерства - немцев, которые в итоге вылетели. Проиграли только датчанам (mTw) на Nuke (16:3). Одним словом, молодцы, несмотря на то, что у них уже была крупная победа на WCG 2005, но на CS:Source и не в этом составе.


7 ноября. Красный день календаря

День начался очень радужно - за окном солнце, c самого утра теплынь такая, что нам и в байках жарко. У народа настрой очень боевой - даже не совсем оптимистичный Паша Flexxus Логвинов настроен по-боевому. С самого утра он набором отвёрток раскрутил свою гитару - намазал карандашом (грифель - отличный проводник электричества) плохо работающие контакты своей "старушки" и любя протёр её влажной тряпочкой.

Вся команда собралась за час до стартов. Страйкеры получили порядковые номера и сели подключаться и настраиваться к бою с филиппинцами (HoA), невозмутимый NightWolf сел за компьютер и, кажется, забыл обо всех на свете. По его словам, он никогда не настраивается на победу - только на то, что он сегодня покажет свою лучшую игру. Mel чувствовал мандраж, но вчера он, кажется, поверил, что "воронка неудач" над ним рассосалась (уже во второй раз на границе его опять не хотели выпускать - проверка обновлённого "чёрного" списка затянулась на два часа и если бы не опоздавший самолёт чешских авиалиний, мы бы не дождались нашего "фифера" в Кёльне).

В очень сложной борьбе "Катана" вырвала победу у НоА. Ребята хорошо начали на Dust2 за атаку, но нервы оказались крепче у филиппинцев и после смены сторон они почти вытащили игру. При счёте 14:15 в пользу белорусов филиппинцы прошли вчетвером на плант "А", потеряв двоих (спасибо Mario. Из характеристики участника Гранд Финала: Марио Mario Баазис. Истинно указательный перст правой руки Бога CS. Страйкер с большой буквы "С". Характер - стойкий, прагматичный. С тимэйтами поддерживает. Безукоризненно выполняет долг по защите любой точки на карте. Беспощаден к головам без пули. Отличный спортсмен: чемпион SnG CS Summer Cup. Не женат; в связи с чем замечен, но уличён не был), заминировали плант и остались два в два против Ugin и Hitmouse. AWP капитана не пригодилось - Женя "получил своё" на подъёме. А вот Хиток был молодцом - не только отстрелил с респа одного противника, но и в дуэли снял второго - 16:14.

После краткого отдыха ребята сели играть с вьетнамской 1st.vn. За атаку на Tuskan'e пока 5:3. На смене сторон 10:5. За оборону опять немного лидируем 4:3. Итоговый счёт - 22:8 в нашу пользу.

В третьей игре всё было далеко не однозначно - с бельгийцами (tek-9) на Inferno ребята сыграли 7:8 за оборону и относительно неплохо начали за атаку. Ближе к концу поединка счёт был вполне победный 15:14, но у всех полная закупка оружия и неудачный размен на планте "В" (2х2) дал tek-9 возможность свести игру вничью.

Теперь вся надежда на Украину - от нашей игры с "жовто-блакитными" будет решаться, кто попадёт в Single: выиграем - мы в шоколаде, проиграем - будут смотреть по количеству выигранных раундов (пока у бельгийцев это соотношение лучше).

В последнем матче против DTS (Украина) у наших ребят было всего два шанса пройти в следующий тур: либо выиграть, либо сыграть вничью с братьями-славянами. Ни о каких договорённостях речь даже не шла - всё должно было быть максимально честно. Так сказать, "Fair Play".

На карте Train за оборону "Катана" начала очень хорошо: 7:1, но дальше DTS стала тащить раунд за раундом. В итоге к смене сторон подошли со счётом 10:5, хотя могло быть и 11:4, но Mario в пятнадцатом раунде в дуэли 1:1 просто не повезло (он уже был "в красном" и дело решало одно точное попадание). Отыгрывая за "террористов", "пистолетка" белорусами была проиграна и всё покатилось в обратную сторону. Да, было достаточно раундов, где могли бы "вытащить" и сломить ситуацию, но то ли нервы, то ли просто невезение. В итоге мы смогли взять за атаку только 1 раунд и рефери зафиксировал 11:19 в пользу Украины. Обидно? Наверное, да - игра команды Бельгии выглядела более бедной, в сравнении с белорусами. Однако всё сложилось как есть - второе место в группе занимают tek-9 и выходят на Estro (Корея).

В других дисциплинах у нас также не сложилось. У Волка выдался очень сложный день: за второе место в группе боролись сразу три игрока (мексиканец Raspot выиграл у NightWolf и австралийца Kowi, но проиграл двум аутсайдерам и набрал 12 очков. Белорус также набрал 12 очков, как и мексиканец, как и австралиец). Назначили переигровки для этой тройки - каждый проиграл одну партию и выиграл одну. Так продолжалось три раза подряд (!!!). Первым нервы не выдержали у Kowi (Австралия) - он проиграл мексиканцу и белорусу в очередной раз. Теперь NightWolf'у было просто необходимо выигрывать у Raspot и проходить дальше! И он сделал это, доказав, что он один из немногих действительно профессиональных игроков Беларуси. Я стоял за спиной у Ярослава и поддерживал его в опустевшей геймерской зоне. Когда он уставший, но довольный, поднялся со стула - мы просто радовались, ещё не зная, что произошла нелепая судейская ошибка и второе место группы уже давно определено.

На следующее утро как гром среди ясного неба, когда прошли разминочные матчи, NightWolf'а попросили удалиться из игровой зоны и его место занял мексиканец Raspot. Всё по правилам (Raspot хоть и набрал вначале равное количество очков с двумя другими игроками, но в ходе групповых игр сумел обоих одолеть), но как же было досадно, что в Single-этапе не будет ни одного представителя от Беларуси.

Очень интересная ситуация у Mel'a. Первую игру с немцем он вполне мог выиграть, но при счёте 1:1 немец закручивает с углового в ближний угол - в FIFA 08 это 100% гол, т.к. вратарь за 2 сек никак не успевает допрыгнуть к мячу. Используя такой ход дела, SK.Era специально три раза выводил мяч на угловой и в результате сделал итоговый результат 4:1 в свою пользу. По словам Mel'a, такой приём знают и умеют использовать всего два человека в мире: два брата-немца (в прошлом победители WCG), которые были уличены в его использовании, когда перед WCG 2008 в on-line играх смогли одолеть самых топовых игроков мира с крупным счётом. На немецком финале WCG "читерский" приём запретили, и братья "пролетели" мимо пьедестала почёта. Но, похоже, что братья рассказали об этом своему соотечественнику SK.Era. На наш протест судья соревнований ответил, что данный приём не запрещён правилами. Это достаточно сильно ударило по нервам нашего футболиста. В следующие два часа Mel проиграл бразильцу. В той игре всё не заладилось с самого начала: белорус не реализовал 100% выход один на один с вратарём и в ответной атаке сразу получил "банку" - 1:0. А когда в первой половине матча счёт стал 3:0, Мел просто сломался. Забив гол престижа, он тут же пропустил ответный. Итог: 4:1. Уже потом, гораздо позже, Денис скажет, что его очень напрягает рваный ритм матчей, когда соперника приходилось дожидаться чуть ли не час. Однако не сможет скрыть главного - он в большей степени психологически оказался не готов к таким соревнованиям. Даже в последующих играх у него оставались шансы на выход из группы (случилась ситуация, когда фаворит стал "сливать" всем подряд), но для этого надо было бороться до конца. Не получилось.

Про Guitar Hero III даже рассказывать нечего: Flexxus занял последнее место в группе и зачехлил гитару. "Домашность" наших соревнований по Guitar Hero дала о себе знать: на международных соревнованиях противники набирали столько очков, что белорусам и не снилось. С другой стороны, Павел "похоронил" себя заранее - культурный шок от заграницы был слишком велик, чтобы поставить себя на одну планку с местными властителями настоящего грифа и виртуальных струн.


8-9 ноября. Выживает только сильнейший

Весьма непростая и неоднозначная игра была с самого утра между узбекской Just и шведской SK-Gaming. Узбеки очень сильно играли, но ощущалось мало опыта - шведы быстро перестроились и нашли слабое место у соперника, выиграв обе карты.

Корейцы из Estro жёстко "нагнули" наших обидчиков - бельгийцев (поделом). Достаточно сильно удивили россияне: сдали все карты Казахстану (K_23). Для прояснения ситуации я попросил Lex'а, капитана российской команды, прокомментировать ситуацию. В это время К_23 (Казахстан) уже доигрывали 1\8 финала с теми же корейцами, поэтому разговор пошёл не только о игре россиян, но и корейской команды тоже.

"Если вы меня спросите, что нам не хватило, то ответ будет достаточно прост - командной игры. Мы играли как микс, а К_23 как настоящая сыгранная команда. Не стоит искать серых кошек в тёмной комнате - мы играли плохо, а они - хорошо. Сейчас, конечно, болельщики видят, как казахи проигрывают, но правильнее будет сказать, что это Estro выигрывает. Последние очень сильная команда, которая обязательно войдёт в ТОП-3 этого чемпионата. Они исповедуют азиатский стиль игры, когда очень большое количество, наконец, переросло в качество - их бесконечное оттачивание стандартных позиций, стрельбы и общих тактик даёт им важное преимущество: в ситуации, которую можно назвать "стандартом", они почти не думают - всё на автоматизме. Плюс корейцы сильно подросли в плане стрельбы, в том числе и по стандартным точкам. Неудивительно, что они раздают хэды налево и направо и... через полкарты. На их стороне большая сыгранность и опыт крупных турниров. Интересный факт, но вы не найдёте других демок Estro, кроме тех, что сделаны на серьёзных турнирах. В этом тоже есть своё и психологическое, и тактическое преимущество. Мне тут задавали вопрос: чемпионская ли у них игра? Думаю, нет - даже если они "поднимут" этот WCG. Настоящие чемпионы - это были поляки из PGT или в своё время SK. Они брали не только стрельбой или наработанными тактиками, а сплочённостью, поддержкой друг друга, Сопережеванием с большой буквы. Нынешняя Estro - это те, кого принято называть "Задротами" и тоже с большой буквы".

Отдельно выделю игру датчан из mTw. На то, как они жестоко разделались с фаворитами соревнований MYM, здесь многим стоит посмотреть и поучиться.

Начало финала по CS (SK vs mTw) было намечен на 14.30 9 ноября по стандартному европейскому времени. К сожалению, показывали (как, собственно, и играли) их в закрытой зоне Age +18, которую не сравнить с Main Stage ни по удобству, ни по вместительности. Надо сказать, такое разделение игры (как и допуск на них) было сделано в угоду немецкому законодательству: в закрытой зоне Age+16 играют CS и Virtual Fighting Online, в Age +18 - Halo и C&C. Поэтому часть турнира закрыта от посетителей, которым меньше 16 или 18 или которые не могут подтвердить свой возраст (все игроки носят с собой либо паспорт, либо копию паспорта). Комментировать финалы можно очень долго: каждый раунд достоин отдельного анализа. Фанаты, конечно, уже просмотрели демки и сделали выводы. Главное, что можно было вынести от личного присутствия - побеждает тот, кто чувствует себя командой, кто уважает соперника (шведы выиграли один раунд, играя 5 в 4, т.к. в mTw один игрок "завис", но не стал ставить паузу - надеясь, что его команда победит. Узнав об этом, SK предложила переиграть раунд - mTw тактично отказались) и верит в себя.

Именно на WCG 2008 я почувствовал, какое шоу можно сделать из таких популярных игр, как Warcraft, Starcraft или FIFA. До этого я мог читать о подобных мероприятиях из корейских репортажей. Представьте себе: играют два корейца в Starcraft (в звуконепроницамых кабинах на главной сцене). На них смотрят 1000 человек (людей больше, чем на церемонии открытия). Все более или менее разбираются в игре и переживают за игроков. Каждое движение или удачная атака поддерживаются шквалом эмоций, народ в камеру тычет от руки нарисованные плакаты и послания (типа "Вперёд, чувак!"), а по окончании красивой игры встаёт со своих мест и аплодирует стоя несколько минут. Это стоит почувствовать - это стоит увидеть (всё сделано максимально удобно для просмотра из любой точки зала). Единственный минус организаторов - комментарии на немецком (английские и корейские комментаторы вещают через Интернет), хотя официальным языком WCG 2008 объявлен английский. Я более чем уверен, что 3/4 зала слабо понимали по-немецки и не реагировали на многие шутки и высказывания тех, кто вёл репортаж. Хотя надо отдать должное работе комментаторов - всё было очень здорово и "заводно" в плане эмоций и подачи материала.

Возвращаясь к Starcraft'у, никого не удивлю, сказав, что в очередной раз мы смотрели корейский финал. Небольшую репетицию оного зрители видели в поединке n.Die_Jaedo и Stork (последний в духе азиатской школы - победил). Девятого ноября бой повторился, но в исполнении Stork и Luxury. На этот раз выиграл Luxury. А в борьбе за третье место столкнулись китаец SCiloveyouk и украинец Strelok. Мало кто сомневался, что украинский игрок, входящий в состав одной из самых известных ныне команд MYM, сможет одолеть своего визави. Китаец волновался, нервничал и... очень хотел выиграть. Не получилось. Strelok пресёк все атаки соперника на корню и классически завершил свою атаку - попросту задавив экономику врага.

В течение этого дня, уже не будучи привязанным к играм белорусов, мне удалось достаточно много пообщаться с игроками различного уровня из разных стран. Некоторые интервью меня удивили - геймеры разных стран исповедуют совершенно различные подходы к достижению успеха, но становятся вполне обычными, когда проигрывают. Я видел, как некоторые менеджеры команд опекают своих игроков так, будто каждый автограф стоит бешеных денег, а каждый вопрос интервью - лишь бестолковая трата времени. Очень правильно была организована работа пресс-центра, почти никто не жаловался на то, что не смог вовремя донести свою информацию до читателей или слушателей. Это очень высокий уровень не только финансовых вложений (по приблизительным подсчётам, всё мероприятие только компании Samsung обошлось в $3 млн, не считая партнёрских дотаций), но и организаторского мастерства.

Одним словом, WCG - это огромный и многогранный алмаз, который можно поворачивать на солнце и каждый раз находить новую интересную игру света. В мире профессионального киберспорта это сравнимо с Олимпиадой в реале, хотя в гораздо меньших масштабах. Уже во время Церемонии закрытия я понимал, что даже те, кто не выиграл, получили многое: общение, иное понимание игры от лидеров, желание вернуться и что-то доказать, в первую очередь, себе. Данный турнир стоит того, чтобы к нему готовиться не только два месяца до отборочных, он стоит того, чтобы на него попасть. Ибо это больше, чем киберспорт, и даже больше, чем Игра - это маленькая жизнь...

Артём БОРОВИКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2008 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!