Создание мультфильмов: обзор программного обеспечения
2D-анимация - одна из интереснейших сфер использования возможностей современного ПК. Имея какой-нибудь творческий замысел, визуально вы его сможете реализовать быстрее всего в мультипликации. С другой стороны, 2D - это очень хорошая практика для тех, кто захочет свою дальнейшую жизнь связать с компьютерной графикой и анимацией. Сегодня рассмотрим несколько программ, на которые следует обратить внимание.
Наиболее популярным продуктом 2D-анимации в компьютерном сообществе является Adobe Flash. Правда, сейчас его с натяжкой можно назвать профессиональным пакетом для создания мультипликации, хотя изначально Flash проектировался именно для этого. Впрочем, для тех, кто знаком с флэшем, программы двухмерной анимации не представляют чего-либо особенно сложного в изучении. Можно отметить некий общий подход к формированию пользовательских интерфейсов программ в этой сфере.
На данный момент начинающим специалистам и профессионалам в области анимации предлагается широкий инструментарий с расширенными специализированными возможностями от различных разработчиков.
Причём современные 3D-пакеты стали уже напоминать сложные конструкторы с множеством сопутствующих библиотек, они требуют, скорее, инженерного подхода, нежели художественного. В 2D же пользователь больше занимается рисованием. А эта практика для сопутствующих профессий просто необходима.
Сейчас мы рассмотрим несколько ключевых пакетов по созданию 2D-анимации, которые популярны в среде профессионалов, но при этом отображают разные подходы к этой непростой работе.
Toon Boom Studio
По существу, это уникальный продукт, который объединяет в себе сразу два подхода к созданию анимации - классический профессиональный и новомодный компьютерный. Нужно отметить, что Toon Boom Studio подразумевает некую собственную рабочую концепцию, и она очень удобна. Программа понравится скорее тем, кто любит рисовать, а не пользоваться автоматизированными средствами анимации. То есть, она большей частью предназначена для выпуска профессиональной продукции высокого класса.
Сам этап рисования подразумевает использование стандартного инструментария, какой мы можем наблюдать в ряде других программ, в том числе и во Flash. Хотя есть несколько других чисто профессиональных моментов, которые выделяют Toon Boom Studio. Например, рисунок для определённого кадра можно делать на фоне любого из предыдущих или последующих (в анимации это известно под названием светового стола - Light Table). А само создание анимации реализовано ещё на нескольких весьма удобных ноу-хау от разработчиков.
Во-первых, это сама организация интерфейса. В его рамках анимационный процесс отображается и управляется в нескольких окнах, ключевыми из которых являются стандартное Timeline, в котором мы можем работать со слоями во временном разрезе. С точки зрения профессиональной анимации имеется другое окно Exposure Sheet, то есть страница экспозиции. В ней показана таблица, в рамках которой покадрово описывается каждый из слоёв. На самом деле она очень удобна, особенно для тех случаев, когда вы создаёте анимацию движения для каждого персонажа в виде отдельных рисунков, то есть не пользуетесь автоматизацией. Помимо этого, вы можете руководить самим процессом в максимально возможном развёрнутом виде.
Поскольку наш обзор не подразумевает глубокого проникновения в суть продуктов, опишем один из рабочих примеров. Допустим, ваш персонаж должен произнести определённую фразу. Вы создаёте несколько рисунков для различных позиций рта при произнесении определённых звуков, сохраняя всё в отдельные файлы со специальными названиями, например: Danny_A, Danny_O и так далее. Но как это синхронизировать со звуковым файлом с записанной фразой? А всё очень просто. Нужно импортировать аудиофайл в специальный редактор, в котором на базе анализа в автоматическом режиме определяются произносимые звуки (технология Lip Synching), после чего полученные данные можно импортировать в покадровую таблицу Exposure Sheet. Затем нужно просто расставить рисунки в соответствии с тем, что было автоматически определено. То есть, в кадре, где найден звук "а", просто ставите Danny_A, где "о" - Danny_O и так далее. И это только один из примеров удобств, которые даёт решение в виде Exposure Sheet.
Во-вторых, если во многих других пакетах мы фактически не можем конкретно управлять расстановкой слоёв и объектов в глубину, то здесь это предусмотрено априори. И в данном случае нет особой необходимости строгого слежения за очерёдностью расстановки слоёв в Timeline, поскольку их координаты вы указываете в рамках отдельного окна формирования сцены. Такой момент является важным, особенно для случаев, когда вы управляете движением камеры вглубь по определённой траектории и хотите создать полноценную динамическую картину.
Что касается автоматизации анимации компьютерным способом, то тут всё предельно стандартно - в рамках Timeline можно задавать изменения форм, размеров, углов наклона и поворота, параметров смещения и трансформации за указанное количество кадров. К автоматизированным моментам можно отнести и возможность создания тени для того или иного объекта, а также изменения цвета в процессе времени.
TVPaint Animation
Разработка компании TVPaint Developpement, TVPaint Animation, отличается от других программ анимации прежде всего очень разнообразным инструментарием для рисования и наличием множества эффектов. Пользователю даётся очень широкий арсенал различного вида кистей, предусмотрены и шаблонные графические элементы (например, чтобы нарисовать траву, вы выбираете соответствующий инструмент). Количество эффектов сравнимо с тем, что имеется в стандартном наборе пакета Photoshop, хотя есть большое количество собственных уникальных вещей. Конечно, возможности рисования представлены просто отлично, в рамках этой программы хватает инструментария для создания великолепных эффектных заставок и анимации, которая выглядит абсолютно не примитивно. В данном случае стоит упомянуть возможности рисования на фоне предыдущих или последующих кадров (Light Table), а также отдельную хорошо реализованную функцию для работы с тенями (Toon Shading), которая может быть применена как к отдельному объекту, так и к определённой области заливки.
Программа работает и со сканированными изображениями, при этом имеет специальную функцию по оптимизации чёткости линий (режим Clean-up), а также позволяет удалять фон из отсканированных эпизодов (Scan Cleaner).
Но стоит отметить, что TVPaint Animation - это всё-таки специфичный продукт, хотя и предусматривает огромные возможности. С точки зрения быстроты создания анимации он не так гибок, как, например, Toon Boom Studio, но по некоторым моментам выглядит сильнее.
Например, камера. Во-первых, предусмотрена эмуляция линз с помощью соответствующих эффектов, во-вторых, можно создать эффект изменения фокусного расстояния (эта технология называется многоплановой камерой - Multiplane Camera). А главным коньком TVPaint Animation является специальный движок для работы с частицами Particles Generator. С его помощью вы без труда сможете сделать эффектный салют, взрыв, клубы дыма и так далее, причём большинство рутинной работы автоматизировано.
Что самое интересное, в рамках TVPaint Animation можно создать анимацию, которая будет выглядеть очень реалистично, практически 3D, а при желании создать нечто сюрреалистичное, и оно также будет выглядеть вполне естественно.
e frontier Anime Studio Pro
Anime Studio Pro - весьма занятный продукт. Его авторы предприняли попытку перенести возможности пакетов по созданию 3D-анимации в 2D. Причём этот момент идёт красной нитью, e frontier широко известна благодаря своему другому продукту в области 3D-моделирования и анимации - Posix.
Например, для каждого нарисованного объекта можно создать скелет, состоящий из отдельных костей (Bones). И на самом деле этот вариант оказался неплох. Каждая из костей имеет свой радиус действия, то есть область, охватывающую определённое количество точек (её можно увеличивать и уменьшать по своему усмотрению). Создавая движение, вы можете просто менять положение таких костей, а само изображение объекта, таким образом, меняется по определённому закону. Нет необходимости в прорисовке каждого кадра движения, достаточно указать необходимые траектории. Хотя именно такое решение уместно далеко не во всех случаях, ведь нужно обязательно следить за пропорциями в рамках происходящих трансформаций, то есть к данному методу нужно просто приноровиться.
Отдельно стоит отметить достаточно интересную специфику продукта по работе с 3D. В буквальном смысле инструментарий не позволяет создавать полноценные трёхмерные объекты и миры, хотя возможен импорт оных из других пакетов, в частности, из Posix от этого же разработчика.
Помимо перечисленного, предусмотрен вариант эмуляции 3D в рамках 2D, для чего нужно хитрить со слоями. И в данной программе это совсем не трудно. Допустим, у нас есть два слоя, на одном из которых мы рисуем землю с множеством элементов типа тропинок и т.п. В инструментарии работы со слоями в Anime Studio Pro имеются варианты их вращения по осям X, Y и Z. Таким образом, нарисованную землю можно наклонять как угодно.
На втором слое создаём массив деревьев. На самом деле он является комбинированным, ведь каждое дерево в нём - это отдельный дочерний слой, при формировании которого необходимо сделать только одну вещь, а именно - сделать активным указатель Rotate to face camera (всегда поворачиваться лицом к камере). После этого остаётся только задать траекторию движения самой камеры - и вы в виртуальном мире!
Весьма интересная находка. Видно, что фирма e frontier занимается 3D, поэтому они даже и в программу для двухмерной анимации вложили "объёмные" возможности.
Подытожим
Итак, мы рассмотрели три программных продукта, которые подразумевают различные подходы к созданию 2D-анимации на профессиональном уровне. Можно отметить только одну схожую черту для всех пакетов - в большинстве случаев их интерфейсы Adobe-подобные. Кстати, за это в своё время журили и Macromedia. А в остальном мы имеем больше различий, чем сходств. Для экономии места мы не описывали форматы импорта/экспорта для данных программ, потому как эти списки займут много места и, в целом, они практически идентичны. Для общей информации имеет смысл отметить тот момент, что все пакеты имеют возможности экспорта в swf-файлы (Adobe Flash).
Пакет | Toon Boom Studio | TVPaint Animation | Anime Studio Pro |
Инструментарий для рисования | Стандарт | Расширенный | Стандарт |
Графические эффекты | Стандарт | Расширенный набор | Стандарт |
Инструментарий для анимации | Расширенный | Тривиальный timeline | Тривиальный timeline |
Работа со звуковыми треками | Отлично, есть автоматизация по распознаванию звуков в аудио-файлах с речью | Стандартно | Плохо, звуковые треки присутствуют неявно |
Работа с камерой и слоями | Произвольная расстановка слоёв в пространстве, возможности указания траекторий движения для камеры и объектов в пространстве | Слои статичны, многоплановая камера, эмуляция линз | Произвольная расстановка слоёв в пространстве, возможности указания траекторий движения для камеры и объектов в пространстве, X, Y и Z для каждого слоя можно менять |
Автоматизация анимации | Есть | Есть, хотя реализация модуля Timeline не самая лучшая | Есть |
Отличительные элементы | Exposure Sheet, Lip Synching, Light Table... | Light Table, Toon Shading, Scan Cleaner, Particles Generator... | Создание скелета, инструментарий для костей (bones), тяготение к 3D |
Эргономика интерфейса | Отлично | Хорошо | Средне |
Общая оценка | ***** | ***** | **** |
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы