Компьютерная диагностика автомобилей

Обзор отечественных автомобилей

Электронные блоки управления (ЭБУ) на отечественные автомобили начали устанавливаться намного позже, чем на зарубежных "коллег". Это было связано с отсутствием технологий и поддержкой каких-либо стандартов типа EURO 2 и т.д. Но здоровая конкуренция всё-таки двигает прогресс. Насколько мне известно, первыми выпустили инжекторный автомобиль с ЭБУ Горьковский автозавод, хотя ВАЗ разработку отечественного инжектора начал раньше. Поэтому на сегодняшний день только два (а других просто и нет) автомобиля, ВАЗ и ГАЗ, имеют ЭБУ и, соответственно, могут продиагностироваться при помощи специальных программ. Если европейские автомобили в большинстве своём остановили выбор на OBD-II, то у нас, как обычно, всё по-другому (надо же выпендриться, рельсы пошире сделать, чтобы вражеский бронепоезд не заехал за русской водкой). Так вот, на автомобилях ГАЗ используются прошивки ЭБУ-стандарта МИКАС 5.4.или 7.х и стандартный 406-й двигатель с вариациями литража. А вот на ВАЗе немного по-другому, там используется лицензионный BOSH различных версий и собственная разработка, прошивка "Январь" с 5-й по 7-ю версию (вроде бы, уже есть и восьмая).

Адаптер для ЭБУ МИКАС тоже отличается от ВАГ-комовского и имеет только одну К-линию. Я собрал себе простенький, на двух транзисторах, и работает без проблем. Вообще-то, ЭБУ МИКАС можно продиагностировать и без компьютера (поддерживает "блинк"-коды), а вот чтобы отстроить двигатель по расходу топлива, СО и т.д., необходим специальный софт. Первая программа, которая мне попалась, так и называется "Авто-тестер", автор Тимофеев Сергей. И хотя релиз 2003 года, актуальна и по сей день. Ведь для нас пять лет ничего не значит.

Вообще, программа мне очень понравилась, особенно возможность перепрошить сам ЭБУ и отображение в графическом виде всех возможных сигналов. Программа позволяет сделать не только регулировки холостого хода, угла опережения зажигания, состава смеси, угла начала впрыска и т.д., но и провести тесты разгона, торможения, исполнительных механизмов и даже тест карбюратора 406А.

А вот для ВАЗа необходимо что-то другое, подходящее для стандарта "Январь" и BOSH (про рельсы помните?), но здесь тоже отечественные мастера не растерялись. Например, ResearchMotor, MyTesterVaz или "Сканер_ВАЗ" делают всё то же самое, что и Авто-тестер для ГАЗа, но используют двухпроводный K-L-Line адаптер.

Я намеренно не привожу программы для профессионалов, они очень дорогие и требуют дополнительного оборудования, как то газоанализаторы, цифровые стробоскопы и т.д. Имея под рукой хотя бы этот минимум, можно вполне сносно решить практически любую проблему.

Ещё остаётся вопрос с американскими, французскими и японо-корейско-китайскими автомобилями. Американцы, слышал, используют стандарт ALDL, восточные страны - вообще отдельная тема для разговора (ибо дело тонкое, это точно), а вот с "Рено" я столкнулся. Простых и доступных программ нет! Хотя нашёл профессиональную версию DDT2000. Читает всех "французов" плюс Nissan. Но очень сложна в понимании и применении для неподготовленного человека. Поэтому лучше не лезть, можно только всё испортить.

P.S. В следующий раз постараюсь выложить ссылки на интересные сайты по автодиагностике и ремонту автомобилей.

Вадим КАНАШКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!