Как построить электромобиль своими руками

Микроэлектромобили

В предыдущих статьях цикла мы ознакомились с полноразмерными и внутригородскими электромобилями. Перед тем, как перейти непосредственно к теме постройки электромобиля своими руками, нам осталось разобраться с перспективной разновидностью электромобилей - микроэлектромобилями.

Микроэлектромобили являются комплексным решением не только проблемы ограниченной емкости аккумуляторной батареи, но и проблемы все увеличивающегося внутригородского трафика, создающего большое количество транспортных пробок.

Во внутригородских условиях большинство перемещений жителей осуществляется в цикле дом-работа-магазин-дом. Среднее значение преодолеваемого расстояния для средних городов составляет 25-35 километров в день, причем в большинстве случаев автомобиль везет только своего водителя. Опираясь на данный факт, можно отметить вопиющую неэффективность использования личного автотранспорта.

Обычный личный автомобиль стал настолько распространенным средством передвижения, что существующие дороги часто не позволяют передвигаться по ним с приемлемой скоростью. Дороги можно и расширить, однако это проблему не решит. Одним из выходов является широкое внедрение одно-двухместных микроавтомобилей. Благодаря своим габаритам на двухполосной трассе может поместиться до 3-4 таких самобеглых колясок в ряд (удвоение пропускной способности дороги). Мало того, меньшие размеры требуют меньшей площади парковок (в три-четыре раза меньшей, чем для парковки полноразмерного автомобиля).

Для электромобиля уменьшение размеров приводит к уменьшению количества аккумуляторов в батарее при той же дальности пробега (за счет снижения веса и аэродинамического сопротивления). Меньшая емкость аккумулятора означает приличную экономию в цене электромобиля. Мало того, применение достаточно тяжелой (по сравнению с баком бензина) аккумуляторной батареи позволяет радикально понизить центр масс микроавтомобиля, что серьезно сказывается на устойчивости такого средства передвижения.

Для скептиков, читающих статью, могу сказать, что микроэлектромобили уже бегают по улицам городов мира. Одним из самых ярких представителей мира микроэлектромобилей является электромобиль Tango. В линейке Tango есть как "обычный" внутригородской электромобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 7 секунд, так и спорт-версия (400 м за 12 секунд, разгон до 100 км/ч за 4 секунды, максимальная скорость 320 км/ч).

Как видно на фото электромобиля, ширина этого средства передвижения составляет чуть больше половины ширины микролитражки. Это больше напоминает шутку с сайта okaauto.ru, чем фотографию реального электромобиля. Однако Tango реальность, и на данный момент в мире существует несколько десятков счастливых владельцев этого спортивного электромобиля. Начинка Tango создает комфорт для водителя и пассажира, не уступающий обычным автомобилям. За свою цену ($18700 за младшую версию Tango и $108000 за старшую) производитель предлагает двухместный электромобиль с дальностью пробега 130 км в городском цикле.

К проблемам безопасности разработчики Tango подошли не просто с позиций обычного авто, а с позиций спортивного автомобиля. Корпус Tango сделан из углепластика, все это смонтировано на стальном каркасе, определяющем хорошую долю веса электромобиля. В дополнение рекуперативному торможению двигателем, колеса Tango оснащены дисковыми тормозами с системой ABS. Спортивные кресла с четырехточечной системой крепления ремней безопасности дополняют портрет безопасного электромобиля. Заявления производителя не голословны: Tango прошла сертификацию на безопасность в Америке не только для внутригородского использования, но и для спортивных соревнований.

Tango не единственный микроэлектромобиль. Намного более коммерчески успешным оказался закрытый электромотоцикл Myers Motors No more Gas (NmG). Несмотря на свою цену в $34900, поклонники NmG купили почти 2000 этих трехколесных машин.

Оригинальный дизайн привлекает внимание не меньше, чем внешний вид спорткара. Внутренний интерьер представляет собой одноместный салон, регулируемое сиденье с подголовником, трехточечный ремень безопасности, приборную панель с выводами питания для ноутбука и мобильника, приборы управления, аналогичные обычному электромобилю. Багажное отделение имеет объем большой корзины для покупок в супермаркете. В базовой поставке NmG комплектуется обогревателем салона и стекол, CD-радиолой.

Максимальная скорость NmG составляет 115 км/ч. До 100 км/ч электромобиль разгоняется за 13 секунд. В городском цикле дальность поездки на одном заряде свинцово-кислотной герметизированной батареи составит 45 км. Несмотря на одноместность, габариты NmG несколько большие, чем у Tango, из-за чего на двухполосной дороге может уместиться не более 3х NmG.

Микроэлектромобили строятся не только на американском континенте. В Германии CITYCOM AG еще с конца прошлого тысячелетия занимается производством и продажами трехколесного внутригородского микроэлектромобиля CityEL. По цене CityEL является одним из самых демократичных электромобилей - за удовольствие обладания CityEL нужно выложить около 7-9 тысяч евро (в зависимости от версии и комплектации). В отличие от NmG, CityEL оборудован местом для ребенка позади водительского кресла. Пробег на одном заряде свинцово-кислотных необслуживаемых батарей составляет около 60 км в городском цикле. Максимальная скорость CityEL, в зависимости от версии, составляет 45 или 60 км/ч.

К сожалению, формат статьи не позволил вместить в себя больше информации об микроэлектромобилях. Пытливому читателю для дальнейших поисков дам ссылку: evfinder.com. Автор этого англоязычного сайта в течение длительного времени коллекционирует информацию о различных реальных электромобилях.

На этом предлагаю тему серийных электромобилей в данном цикле статей считать закрытой. В завершение скажу только о том, что массовое электромобилестроение еще только впереди, и современные мелкосерийные образцы еще далеки от чаяний многих владельцев автомобилей. Для тех, кто хочет электромобиль здесь и сейчас, в следующих статьях будет освещена перспектива создания электромобиля собственными руками на примере энтузиастов из России и Украины.

(Продолжение следует)

Дмитрий СПИЦЫН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2008 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!