Человек, придумавший лучший способ убивать время, или История создания Тетриса
Покажите мне человека, который ни разу не играл в тетрис. Думаю, если такой и найдётся, то уж наверняка он хотя бы видел, как играют другие. Но мало кто знает, что изобрёл эту игру простой советский человек Алексей Пажитнов.
Это было сложное время - начиналась перестройка. Алексей работал в Академии наук СССР, если точнее - в её вычислительном центре. По одной версии, Алексею часто было нечего делать. По другой, он писал разные головоломки из-за того, что ему нужно было тестировать различные алгоритмы искусственного интеллекта по роду своих служебных обязанностей. Как бы то ни было, однажды Алексею захотелось (или понадобилось) запрограммировать довольно популярную в то время головоломку Pentomino Puzzle, суть которой заключалась в составлении разных фигур из кубиков заранее заданной формы. Правда, идею Алексей несколько дополнил: головоломку нужно было решать в реальном времени, а фигурки падали сверху и поворачивались во время падения под действием тяжести.
Однако хорошая идея, как это часто бывает, столкнулась с трудностями реализации. А конкретно - со слабостью тогдашних компьютеров, которым было не под силу рассчитывать вращение фигурок, состоявших из пяти кубиков (именно из-за того, что кубиков было пять, игра и называлась Pentomino Puzzle). Тогда количество кубиков было сокращено до четырёх. Впоследствии длинное название "Тетранимо" трансформировалось в более короткое и звучное "Тетрис". Первая версия "Тетранимо" была написана на Паскале для компьютера "Электроника-60".
Первое время играли в "Тетрис" только сотрудники лаборатории, в которой работал Пажитнов. Но потом вместе с Вадимом Герасимовым Алексей начал работу над полноценной графической версией тетриса для PC. Пожалуй, именно то, что версия работала на этой быстро набирающей популярность в СССР платформе, и обусловило её дальнейшее распространение.
Вскоре игра, благодаря сотрудникам венгерского института кибернетики, приехавшим в СССР, проникла и за границу. А в Венгрии её увидел Роберт Штайн, владелец собственной игровой студии. Он сразу заинтересовался игрой и решил купить права на неё. Пажитнов ответил согласием. Пока ответ от Алексея шёл в Лондон, куда успел уехать Роберт, предприимчивый делец успел предложить "Тетрис" английской фирме Mirrorsoft и американской Spectrum Holobyte. В итоге, не имея ещё контракта от Пажитнова, Штайн продал права на "Тетрис" Mirrorsoft'у за 3000 фунтов стерлингов и процент от продаж. Пажитнову предлагалось три четверти доходов Штайна от игры.
Тем временем американцы берут игру в свои руки, и, не особо заботясь о договорённостях, начинают перекраивать её в соответствии с её русским происхождением. Портреты Гагарина, музыка "Калинка-малинка" и красные флаги - вот что должно было украсить американскую версию "Тетриса". И американцы давили на Штайна, чтобы поскорее выпустить игру. Тому пришлось лично приехать в Москву и согласиться в итоге на значительно менее выгодные для себя условия.
И вот "Тетрис" вышел. Он собирал награды, бил рекорды продаж, и в итоге права на игру покупает у Mirrorsoft через Atari сама Sega. Игра расходится по Японии миллионными тиражами. В итоге права на неё желает купить Минору Аракава, президент американского подразделения Nintendo. Но что-то вызывает его подозрение, и он решает отследить цепочку правообладателей до самых истоков. Так его представитель Хэнк Роджерс попадает в Москву, где лично встречается с Алексеем Пажитновым. Удивлению последнего нет предела - оказывается, его игра уже давно гуляет по миру миллионами копий, а он сам не получает практически ни копейки с её продаж. В итоге были судебные разбирательства, которые Mirrorsoft умудрилась довести едва ли не до правительственного уровня, но кончилось всё победой Nintendo.
А Пажитнов понимает, что компьютерные игры могут принести изрядный доход, и при поддержке Nintendo организует собственную фирму по их разработке - AnimaTek. Но, поскольку в СССР в те годы заниматься этим было неприбыльно, то Алексею с его студией приходится перебраться в Сан-Франциско. Через некоторое время Пажитнов передает руководство компанией другу, а сам основывает новую, имеющую название "Тетрис". Её он оставляет через пять лет и переходит уже не абы куда, а в Microsoft. Там он занимается своим любимым делом - компьютерными головоломками. Под его руководством выходят The Puzzle Collection и Pandora Box - два очень качественных набора головоломок. После переключения Microsoft на Web Пажитнов также работал над MSN Gaming Zone. А в 2005 году WildSnake Software выпустила анонс о том что Алексей Пажитнов присоединяется к этой компании и приступает к разработке новой серии игр.
Вот такая история простого советского инженера, сумевшего заработать деньги собственным умом. Сейчас Алексей Леонидович Пажитнов - обеспеченный и уважаемый человек. А "Тетрисом" продолжают баловаться миллионы людей во всём мире от мала до велика.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by
Горячие темы