Трехмерные кинотеатры

"Есть у революции начало, нет у революции конца..."

В индустрии развлечений, связанных с кинотеатрами, в ближайшие годы должны произойти две существенные революции - переход от кинопленки к "цифре" и развитие трехмерного кино. Первый был вполне предсказуем, поскольку все мы уже не раз были свидетелями того, как цифровые технологии сменяют аналоговые, и это можно считать эволюционным развитием событий. А вот со стереокино ситуация всегда обстояла интересным образом. Ведь его пытались внедрить в массы очень давно, еще до того, как синематограф стал полностью звуковым. В 1947 году знаменитый режиссер С. М. Эйзенштейн сказал следующее: "...Сомневаться в том, что за стереокино - завтрашний день, это так же наивно, как сомневаться в том, будет ли завтрашний день вообще!". Но, между тем, хотя новые технологии и придумывались, разнообразились, множились сами идеи, новинка никак не могла придти в массы.

Это объяснимо многими причинами, основная из них - стереокино было не так необходимо конечному зрителю в прошлом. То есть его больше увлекал широкий экран, хороший пространственный звук, ведь все это отличалось от домашнего телевизора с видеомагнитофоном. Да, и первые реализации изображений в 3D на экране оставляли желать лучшего. Со временем стереокино, как не получившийся технологический бум, перекочевало в узкий сегмент сферы развлечений. И там оно не давало покоя режиссерам-экспериментаторам. Наверняка мало кто знает, что был и небольшой ролик "Терминатор 3D", и множество других интересных вещей.

В той же сфере развлечений можно найти и еще одно будущее кинотеатров, которое наверняка будет реализовываться - это специальные кресла, которые меняют угол наклона, физически воспроизводят вибрацию и так далее. Да-да, кинотеатры со временем превратятся в пункты доступа к виртуальной реальности, и это так и будет на самом деле.


Конец 2007-го и десять лет до этого

Но все же вернемся к нашим временам. Джеймс Камерон, о котором мы упоминали, говоря о трехмерной версии "Терминатора", после съемки "Титаника" практически отказался от глобальных постановок (это можно увидеть и по его несогласию работать со Шварценеггером над "Терминатором-3"), а занялся Джеймс продвижением 3D-кино, работой над документальными фильмами в этом формате и так далее. Причем он был не единственным. Говорят, что вокруг стереокино собралась "великая четверка", а именно - Джордж Лукас, Джеймс Кэмерон, Роберт Земекис и Роберт Родригес. Но недолго она этой четверкой и пробыла, ведь к ней после подключились Джеффри Катценберг, Стивен Спилберг и Питер Джексон.

Сейчас технологии развиваются очень быстро и во всем нужно быть технологическим пионером. Например, вчера был снят "Парк Юрского периода", а сегодня такие же спецэффекты используются чуть ли не при создании сериалов. Но при этом тот же фильм "Парк Юрского периода" непосредственно связан с технологией DTS (многоканальный звук). Таким образом, сейчас гораздо выгоднее тем же великим режиссерам заниматься разработкой новых и революционных технологий. От этого и дивидендов много, и фильмы-новаторы собирают очень большие кассы.

К концу 2007 года в мире насчитывается около 1000 кинотеатров, способных показывать кинофильмы в рамках 3D-технологий IMAX, Real D или Dolby 3D. Роберт Замескис выпустил анимационный фильм "Беовульф", который уже с успехом прошел в кинопрокате. Причем в обычных кинотеатрах, коих примерно в три раза больше, цены на билеты, естественно, были дешевле, соответственно, когда все посчитали, оказалось, что 3D принесло создателям 40% прибыли. Причем, говоря о "Беовульфе", мы подразумеваем не первый опыт в стереокино, который принес миллионы доходов, но все же это уже переломный момент. Причем с компьютерной графикой все проще, чем в игровом кино, то есть для создания второй проекции нужно лишь несколько сместить виртуальную камеру просмотра и сделать дополнительный рендеринг.

В мае 2009 года планируется премьера сразу двух громких лент, а именно - "Аватар" Камерона и "Монстры против Чужих" Катценберга, причем рассчитывается, что к этому времени в мире будет от 3 до 6 тысяч кинотеатров, поддерживающих 3D. Кстати, в последнее время велась большая работа, чтобы минимизировать затраты на переоборудование. Например, если в суперкачественном варианте IMAX оно предусматривает ключевые и очень дорогие изменения буквально всего, то технологии Real D и Dolby 3D позволяют это сделать гораздо дешевле. Соответственно, у прокатчиков будет больший интерес к новинкам в плане окупаемости вложений.

Причем уже сейчас опыт первых глобальных показов продемонстрировал то, что люди готовы платить большие суммы за билеты. А со стороны производителей все чаще официально появляются заявления о том, что к тому же 2009 году значимая часть кинофильмов будет выпускаться и в 3D-варианте.

Между тем существует и ряд проблем, ведь с приходом этих технологий нужно очень многое поменять в технологиях съемки, монтажа и так далее - старые методы не подходят для нового формата. Например, нужно отдельно продумывать смену планов, ее реализацию и так далее. Пока в фильмах на базе компьютерной графики эти вещи не так сильно проявляются, но ведь скоро речь серьезно пойдет и об игровом кино. В общем и целом, будут меняться сами технологии.

Сами проблемы носят больше технический характер и это можно сравнить с приходом цвета, многоканального звука в кино ранее. Естественно, на первых порах это будет доступно только для избранных, они заберут себе все первые колоссальные прибыли, а потом, скорее всего, 3D войдет в каждый дом. То есть, время Ч наступило.


Технологии

То стерео, о котором мы говорим, эмулирует лишь часть нашего стереовосприятия видеоинформации, касающееся бинокулярного зрения. Как рассказывалось выше, за всем этим стоит большая история, состоящая из различных идей, разработок, технологий.

Все они базируются на одном и том же принципе: для каждого глаза зрителя воспроизводится отдельный кадр, а сама система эмулирует естественную ситуацию наблюдения за окружающими предметами. То есть, парные органы зрения расположены на определенном расстоянии друг от друга и каждый из них дает в мозг свою проекцию.

Самый очевидный способ реализации в кинотеатре - это анаглифы.

Суть этой технологии состоит в том, что зритель одевает очки, в одном окуляре которых находится красный светофильтр, а в другом - сине-зеленый (либо просто синий или зеленый). На экран подается сразу два изображения, но они обработаны таким образом, чтобы каждый глаз наблюдателя видел только тот кадр, который для него предназначен (то есть, свой цвет он как бы не видит). Хотя если снять такие очки, мы можем наблюдать на экране некое рассинхронизированное по цветам изображение. Этот способ наименее качественный по реализации объема, глубины, детализации и т.п., но при этом он дешев, поскольку такие очки стоят копейки, поэтому и посетители их могут забирать с собой в память о киносеансе. А рекламодатели могут успешно размещать свою информацию на этом виде продукции. Несмотря на все эти прелести, данная технология для современного 3D уже не применяется.

Второй известный способ - это использование очков с затворами (на ЖКИ).

То есть, на экран попеременно передаются кадры для правого и левого глаза, причем в момент воспроизведения для правого закрывается затвор в левом окуляре и наоборот. Поскольку такие переключения идут очень быстро, человек не замечает каких-либо изменений, точно так же, как и не замечает, что кино - это 24 статических кадра, меняющихся за одну секунду:). Таким образом, главное в данной технологии - это синхронизация проектора с очками. Сие может производиться как проводным, так и беспроводным способами. Например, если речь идет о большой аудитории, то, естественно, нужен беспроводной вариант. А само управление идет по ИК-связи, луч для управления же просто проецируется на середину экрана. Данные решения являются более дорогими, но вместе с тем очень качественными. Очки стоят дорого, при этом элементов питания хватает ненадолго, с точки зрения кинотеатра (около 700-800 часов). И плюс еще одна проблема - гигиена. В общем, если вы слышите что-либо из серии "активные очки", подразумевается именно эта технология.

И третий широко распространенный вариант - это использование поляризации.

Как пример, линейная поляризация, то есть при ней колебания проходят в какой-либо одной плоскости. При этом известно, что две волны, линейно поляризованные под прямым углом друг к другу, не интерферируют. Вот мы и получаем универсальную модель, когда передача изображений каждого из кадров осуществляется определенно поляризованными волнами, а для их получения используются специальные очки, светофильтры-анализаторы которых ориентированы аналогично поляризаторам. Причем, помимо линейной поляризации, может использоваться и круговая. Такие очки называются пассивными. Стоят они не очень дорого, то есть могут полноценно применяться в кинотеатрах.

С точки зрения качества трех описанных вариантов, наиболее выгодным является с активными очками. Дело в том, что во всех случаях мы имеем дело с проекторами, следовательно, очень многое зависит от того, приходит ли свет к зрителю естественным образом либо проходит через что-то на просвет.

Но качество складывается не только из всего этого, ведь огромное значение имеет яркость проектора, структура экрана и так далее.

С точки зрения самих проекторов, а также вариантов съемки, тут могут использоваться только два варианта - два проектора (камеры) либо один стереопроектор (стереокамера), причем запись располагается либо на одной пленке, либо на двух. В последнем случае требуется очень точная синхронизация. При этом стоит отметить, что очень скоро в кино придет "цифра", и проблема с носителями информации станет менее дифференцированной.

Пока же самым качественным из имеющихся вариантов является технология IMAX. Согласно ей используется специальная пленка 15/70 с очень большими кадрами. Для чего? Дело в том, что экраны в кинотеатрах по данным технологиям очень большие (высота 24 метра (7-этажный дом), ширина - 30). Это все сделано и для того, чтобы человек не чувствовал вообще границ экрана и находился в центре событий. Помимо этого, стоит отметить, что используются активные очки. Кинотеатров IMAX на самом деле не много по миру, но в соседней России есть два (Москва, Санкт-Петербург).

Real D и Dolby 3D несколько проще по структуре и принципам, но они дешевле и при этом также дают качественный объем, поэтому, скорее всего, именно эти технологии мы и увидим в ближайшем будущем.


Подытожим

Ну что ж, технологии трехмерного кино к нам приходят, соответственно, не за горами трехмерное видео и полноценные 3D-игры (хотя последние уже имеют место быть в ряде случаев). В быту все это смогут воспроизводить как проекторы со специальными очками, анаглифы на мониторах, спецмониторы с активными очками, так и VR-шлемы, которые уже давно рекламируются, но все-таки не вошли в каждый дом.

Плюс к этому мы не описывали ряд других уникальных технологий, которые также со временем могут развиться, а пока они находятся в состоянии недоработанного "ноу-хау".

Отдельно стоит отметить тот момент, что когда мы достаточно давно писали материал по VR-шлемам и системам стереовидения, то затронули и медицинский аспект, который до конца так и не был исследован. Поэтому в данном случае к этим технологиям, в том числе и стереокино, нужно относиться весьма осторожно. Единственное, что мне встретилось в материалах специалистов по данным новшествам, это рекомендации по ограничению объема. Вот так вот.

Кристофер,
christopher@tut.by


Что интересно, переход кино в цвет поставил крест на карьере многих актеров, особенно актрис, которые очень контрастно выглядели на черно-белом экране, но терялись в цвете. Интересно, а произойдет ли таковое с приходом 3D? Ведь двумерное изображение очень многое скрывает. По крайней мере, сейчас вновь возобновились разговоры о создании виртуальных актеров в виде правдоподобных моделей.


В некоторых источниках приводятся цифры, что для игрового кино выпуск трехмерной версии обойдется в дополнительные $15-20 млн. Причем сами камеры для стереосъемок на данный момент являются очень тяжелыми и не всегда приспособлены к динамическим сценам. Если говорить об анимационных картинах, то изначально заявленная стоимость "Беовульфа" составляла 70 млн., а в итоге оказалась равна 150 млн.


Оригинальная 2D-версия "Беовульфа" послужила в качестве проекции для "левого глаза". Вторую же достраивали специальным образом. Для откатки создаваемого 3D был использован кинозал с проекционной системой Real D.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2007 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!