Каждый второй опытный пользователь, услышав от новичка фразу "А что такое консольная программа?", начинает скрежетать зубами. Поэтому если вы - новичок, то лучше прочитать эту статью, чтобы не напороться на этого второго из двух опытных, а если вы уже опытный пользователь, то имеет смысл подсунуть заметку новичку, чтобы тот нашёл ответ на свой вопрос.
Итак, что же скрывается за этим страшным словосочетанием - консольное приложение? Приложение, как вы знаете, это в мире Windows не то, что к чему-то прикладывается, а компьютерная программа. Word, Excel, пасьянс "Косынка" и Internet Explorer - это всё приложения. Приложения бывают разными. Не только в том смысле, что Word отличается от "Блокнота", но и по принципу организации своего пользовательского интерфейса. Интерфейс - это внешний вид программы, и в Windows он бывает двух типов. Первый - это графический, второй - текстовый. Графический интерфейс система подсовывает вам под нос ежедневно. Все программы, имеющие красивые разноцветные окна, имеют и графический интерфейс. Даже Word и "Блокнот", хоть и работают с текстом, но интерфейс имеют графический. Где же тогда в наши дни можно увидеть программу, работающую в режиме текстового интерфейса?
Для того, чтобы увидеть текстовый пользовательский интерфейс (его ещё называют интерфейсом командной строки - прочитав этот абзац до конца, вы узнаете, почему), не нужно делать каких-то особенно сложных действий. Нажмите кнопку "Пуск", выберите пункт "Выполнить", наберите в строке появившегося окна текст "command" и нажмите кнопку "Выполнить". Вы увидите перед собой окно с серым текстом на чёрном фоне - примерно такое же, как изображено на иллюстрации к статье. Это - командная строка, одна из самых старых вещей в современном персональном компьютере.
Дело в том, что ещё не так давно, около двадцати лет назад, мощности компьютеров, стоящих у пользователей дома и на работе, не хватало на отображение даже такой несложной графики, как окна (что и говорить о трёхмерных видеоиграх!). Поэтому компьютеру и пользователям приходилось общаться с помощью текста. Пользователь вводил специальные команды - например, команда dir в первой из систем производства Microsoft, DOS, позволяла просмотреть список файлов и папок в определённой директории, а команда ver показывала версию операционной системы, с которой работал пользователь. Программы, которые запускал пользователь, тоже, естественно, работали в текстовом режиме.
Командная строка, как вы видите, сохранилась в Windows до сих пор. Команды, которые можно выполнить из неё, подробно описаны в справке Windows. А приложения, которые выполняются в текстовом режиме, теперь называются консольными.
Почему же командная строка продолжает жить, несмотря на свой почтенный возраст? Во-первых, есть множество программ, которым не нужен графический интерфейс - например, программы по взлому паролей, которые просто подбирают комбинации символов, пока то, что закрыто паролем, не откроется. Кроме того, командная строка приходит на помощь тем пользователям, которые выучили назубок её команды и быстро набирают с клавиатуры, - для них она гораздо более быстрый способ работать с компьютером, чем графический интерфейс.
Консольных программ масса, и они используются часто для того, чтобы упростить рутинные действия пользователя. Дело в том, что с ними можно обращаться точно так же, как и с обычными командами. А те, в свою очередь, можно записать в специальный текстовый файл с расширением BAT или CMD (такой файл называется командным), и их можно потом выполнить все залпом как обычную программу - достаточно в "Проводнике" дважды кликнуть по этому файлу мышью.
Так что когда вам в следующий раз посоветуют воспользоваться консольной программой, просто наберите её название в строке "Пуск" -> "Выполнить", не забыв, конечно, и полный путь к ней (например, c:\Downloads\Rar.exe). Если вам предложат указать для неё аргументы, то тоже не надо пугаться. Например, если для программы a нужно передать аргумент b, то в командной строке надо записать "a b", то есть аргументы пишутся через пробел.
Думаю, для начала знакомства с консольными приложениями этой информации вам вполне хватит. А если нет, пишите мне по адресу [email protected], будет продолжение.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Да, автор не совсем дружен с понятием "консольные приложения" (имхо вряд ли писал таковые), но материться-то зачем?