NVIDIA в очередной раз удается на полшага опередить своего конкурента. Пока компания ATI, а точнее, уже AMD только готовится представить видеокарты тринадцатого семейства Radeon, новые видеокарты GeForce серии 8600 уже поступают в продажу по всему миру. Да, мы можем только догадываться, насколько конкурентоспособными они будут после появления Radeon HD 2600 - вполне возможно, что видеокарты AMD по соотношению "цена/производительность" будут превосходить новое семейство GeForce. Однако на данный момент NVIDIA не только первой выпустила видеокарты с новой архитектурой и полной поддержкой DirectX, но и первой предложила модели средней стоимости.
GeForce 8600 уже доступны всем желающим, хотя и по несколько завышенной цене. Мы будем рассматривать модель хорошо известной фирмы Palit, одного из ведущих производителей второго звена. Продукция Palit интересна не только оригинальным дизайном и неплохим качеством, но и вполне доступными ценами. Тем интереснее будет изучить не эксклюзивный дорогостоящий продукт, а один из наиболее популярных в будущем вариантов.
Новая линейка GeForce
Следуя общепринятой тактике, NVIDIA применила новую архитектуру сначала в наиболее дорогостоящих и производительных видеокартах - GeForce 8800. Понятно, что большинство пользователей не может себе позволить видеокарту за 400 и более долларов, но на них NVIDIA и не рассчитывала. Сначала свое любопытство должны удовлетворить энтузиасты и заядлые геймеры, которых не останавливают высокие цены. Насытив этот небольшой, но требовательный рынок, как следует "обкатав" драйверы и проанализировав отзывы пользователей, NVIDIA приступила к выполнению второго пункта плана - выпуску видеокарт среднего ценового диапазона.
Первоначально на рынок поступят только видеокарты ценового диапазона $250-150, в дальнейшем ассортимент будет расширяться. Сейчас в продаже можно найти две базовые модели:
- GeForce 8600 GTS: чип G84 с частотой 657/1450 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 с частотой 1000 МГц, шина 128 бит;
- GeForce 8600 GT: чип G84 с частотой 540/1180 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 с частотой 700 МГц, шина 128 бит.
Обе видеокарты используют один и тот же дизайн и отличаются только тактовыми частотами. При этом полного соответствия моделям предыдущего поколения не будет: GeForce 8600GTS по цене и производительности занимает промежуточное положение между GeForce 7900GS и 7600GT, а GeForce 8600GT немного уступает 7600GT, но превосходит 7600GS. От прежней схемы распределения и маркировки видеокарт NVIDIA в очередной раз решила отказаться.
В основе обеих видеокарт - новый чип G84. Отметим, что он выпущен по сравнительно новой технологии - 80 нм. У основного производственного партнера NVIDIA, компании TSMC, этот технологический процесс является промежуточным (так называемым Half-node), по сути, это доработка техпроцесса 90 нм. Сейчас TSMC активно внедряет техпроцесс 65 нм, а переход на 80 нм является только временной мерой. Тем не менее, партнеры компании, в том числе NVIDIA, могут максимально оперативно улучшить все характеристики своих разработок - повысить частоты, снизить энергопотребление, уменьшить размеры, понизить процент брака и т.д. NVIDIA и AMD/ATI уже перевели производство чипов для ноутбуков на 80 нм, а теперь пришла очередь и чипов для видеокарт.
Чип G84 использует практически ту же архитектуру, что и первый чип с поддержкой DirectX10 - G80, используемый в GeForce 8800. В отличие от 3D-ускорителей предыдущего поколения, новая архитектура предусматривает иное распределение ролей между блоками. Чип состоит из универсальных вычислительных модулей (шейдерных процессоров), блоков анти-альясинга, блендинга и записи результатов (ROP), объединенных с контроллерами памяти, и управляющей логики, отвечающей за передачу потоков информации между ними. Шейдерные процессоры работают на повышенной в 2.1-2.3 раза частоте по отношению к остальным блокам чипа.
Правда, вычислительные возможности G84 были урезаны, причем очень существенно: если G80 содержит 128 вычислительных блоков - шейдерных процессоров, то в G84 их осталось всего-навсего 32, или два блока по 16 ALU. Правда, разработчики доработали блоки вычисления текстурных координат, которые входят в состав шейдерных процессоров - их эффективность выросла вдвое, что позволяет говорить о наличии 16 TMU (блоков текстурирования). Пропорционально были обрезаны и блоки ROP: их тоже осталось всего два, каждый содержит 64-разрядный контроллер памяти и обрабатывает группу из 4 пикселов. Таким образом, производительность шейдерной части чипа G84, по сравнению с G80, была сокращена в 4 раза, текстурной - в 2 раза, доступа к памяти - в 3 раза.
В связи с сокращением количества контроллеров памяти была урезана и шина, по которой память подключается к 3D-ускорителю. На видеокартах GeForce 8600 используется только 128-битная шина.
Palit GeForce 8600GTS. Дизайн, характеристики
Компания Palit традиционно отказалась от эталонного дизайна, предложенного NVIDIA. У видеокарты GeForce 8600GTS - свой собственный дизайн, не похожий на дизайн моделей других производителей. Например, места для микросхем памяти предусмотрены также и на обратной стороне печатной платы, в связи с чем можно ожидать появления видеокарт с 512 Мб памяти. У нашей модели объем памяти стандартный - 256 Мб; установлены микросхемы GDDR3 производства Samsung с циклом 1 нс (штатная тактовая частота - 1 ГГц).
Графический чип на видеокарте Palit работает на штатной частоте - 675 МГц (частота шейдерных процессоров - 1450 МГц). Упоминаний о специальной разогнанной версии на официальном сайте мы не нашли, хотя у многих производителей такие видеокарты имеются.
Кулер видеокарты совсем не похож на эталонную систему охлаждения. Это большой алюминиевый радиатор в форме звезды с изогнутыми лучами, в центре которого, в углублении, установлен небольшой вентилятор. Подобную конструкцию мы встречали у видеокарты Palit GeForce 7600GT, только новый кулер существенно больше по размерам. Разработчики не вложились в ширину одного слота - видеокарта полностью блокирует и соседний слот, а потому решили и крепежную пластину сделать двойной, как у GeForce 8800.
(На сайте Palit мы обнаружили фотографию видеокарты с другим кулером, похожим на Zalman. Вполне возможно, что в продаже будут оба варианта.)
У видеокарты два разъема DVI, каждый из которых поддерживает режим Dual-Link с повышенным разрешением, и один разъем TV-Out. Как и старшая модель, GeForce 8600 не имеет поддержки видеозахвата (TV-In), дизайном не предусмотрено место для соответствующего чипа-кодека.
Комплектация видеокарты совершенно стандартна: в коробке лежат небольшое руководство по установке, компакт-диск с драйверами, адаптер питания, адаптер DVI-VGA и переходник-разветвитель для ТВ-выхода.
В отличие от похожих друг на друга GeForce 8800, видеокарты серии 8600 могут существенно различаться не только типом кулера, но и дизайном печатной платы. И модель Palit - наглядное тому подтверждение.
Тестирование
Первоначальные цены на видеокарты серии 8600GTS, в том числе и на рассматриваемую модель Palit, оказались слишком высокими. На самом деле следует ожидать постепенного снижения цен до отметки $180-200. В таком случае эта видеокарта будет прямым конкурентом GeForce 7900GS.
В таблице мы приводим характеристики видеокарты Palit и двух видеокарт GeForce 7900GS - Point of View (стандартный дизайн, стандартные частоты) и Foxconn (разогнанный вариант).
Название | GeForce 8600GTS | GeForce 7900GS o/c | GeForce 7900GS |
Производитель | Palit | Foxconn | Point of View |
Модель | GF8600GTS PCI-E 256M | FV-N79SM2D2-OC | GF7900GS 256M |
3D-ускоритель | G84 rev. A2 | G71 rev. A2 | G71 rev. A2 |
- транзисторов | 289 млн. | 279 млн. | 279 млн. |
- техпроцесс | 80 нм | 90 нм | 90 нм |
- частота | 675/1458 МГц | 580/600 МГц | 450/468 МГц |
- vertex shaders | 32 (2 х 16) | 7 | 7 |
- pixel shaders | 20 (5 х 4) | 20 (5 х 4) | |
- TMU | 16 (2 х 8) | 20 (5 х 4) | 20 (5 х 4) |
- ROP | 8 (2 х 4) | 16 | 16 |
Память | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
- объем | 256 Мб | 256 Мб | 256 Мб |
- частота | 1008 (2016) МГц | 780 (1560) МГц | 660 (1320) МГц |
- шина | 128 бит (64 х 2) | 256 бит (64 х 4) | 256 бит (64 х 4) |
Охлаждение | активное | активное | активное |
Интерфейс | PCI Express x16 | PCI Express x16 | PCI Express x16 |
Выходы | DVI x 2, mini-DIN | DVI x 2, mini-DIN | DVI x 2, mini-DIN |
- Dual Link DVI | 2 | 2 | 2 |
- D-Sub | - | - | - |
- TV-out | + | + | + |
- TV-in | - | - | - |
- Progressive | + | + | + |
- HDTV | + | + | + |
- HDCP | - | - | - |
- HDMI | - | - | - |
Цена* | ~260-280 | 200-230 | 200-205 |
* - на момент подготовки статьи |
Преимущество по тактовой частоте - на стороне GeForce 8600GTS, выигрывает эта видеокарта и по количеству шейдерных процессоров. Однако видеокарты серии 7900 используют 256-битную шину, у них большее количество текстурных модулей и блоков ROP. У видеокарты нового поколения очень мало шансов показать более высокие результаты.
Производительность. Видеокарты тестировались на тестовом стенде в следующей конфигурации:
- Core 2 Duo E6400, разгон до 3.2 ГГц (шина FSB 400 МГц);
- материнская плата ASUS P5B (Intel P965);
- 2 Гб памяти DDR2-800 Corsair XMS2, тайминги 5-5-5-15-CMD2;
- жесткий диск WD Caviar SE 250 Гб;
- блок питания GlacialPower 550 Вт;
- операционная система Windows XP SP2 32bit.
Для видеокарт серии 8800 требуются специальные версии драйверов, NVIDIA отказалась от прежней унифицированной архитектуры ForceWare. На момент подготовки материала драйверы для GeForce 8600 находились в состоянии "бета", версия 158.19 для Windows XP не получила сертификата Microsoft WHQL. Для GeForce 7900GS была использована последняя официальная версия - 93.71.
Поскольку игры с поддержкой DirectX 10 еще только готовятся к выпуску, проверить эффективность поддержки нового API пока нельзя. Видеокарты тестировались в популярных играх под DirectX 9.0 и OpenGL. Мы использовали два разрешения - 1280х1024 (в некоторых играх - 1280х960) и 1600х1200, и два режима настроек качества - максимальное быстродействие (включены все оптимизации, отключены анизотропная фильтрация и анти-альясинг) и максимальное качество (анизотропия 8х, анти-альясинг 4х).
Foxconn 7900GS | POV 7900GS | Palit 8600GTS | ||
1280x1024, AA/AF off | ||||
Call of Duty 2 | 61.7 | 51.6 | 46.8 | -24% |
FarCry | 71.3 | 56.3 | 64.3 | -10% |
FEAR | 96 | 75 | 82 | -15% |
Quake4 | 141.2 | 116.7 | 99 | -30% |
Serious Sam 2 | 61.4 | 48.2 | 58.4 | -5% |
TES4: Oblivion | 44 | 34 | 40 | -9% |
Prey | 93.6 | 74 | 65 | -31% |
Company of Heroes | 55.2 | 39.3 | 37.6 | -32% |
1280x1024, AA 4x, AF 8x | ||||
Call of Duty 2 | 41.5 | 33.4 | 27.6 | -33% |
FarCry | 52.7 | 41.3 | 46.7 | -11% |
FEAR | 55 | 44 | 39 | -29% |
Quake4 | 51.4 | 52.4 | 49.5 | -4% |
Serious Sam 2 | 40.8 | 31.7 | 34.8 | -15% |
TES4: Oblivion | 30 | 24 | 30 | 0% |
Prey | 53.7 | 42.2 | 42.8 | -20% |
Company of Heroes | 41.7 | 33.8 | 32.2 | -23% |
1600x1200, AA/AF off | ||||
Call of Duty 2 | 46.1 | 37.2 | 27.1 | -41% |
FarCry | 50.3 | 39.6 | 45 | -11% |
FEAR | 68 | 54 | 58 | -15% |
Quake4 | 106.3 | 86.5 | 69.2 | -35% |
Serious Sam 2 | 44.1 | 29.2 | 41 | -7% |
TES4: Oblivion | 36 | 28 | 33 | -8% |
Prey | 69.9 | 55.1 | 46.7 | -33% |
Company of Heroes | 35.1 | 28.1 | 28.1 | -20% |
1600x1200, AA 4x, AF 8x | ||||
Call of Duty 2 | 29.6 | 24 | 16.8 | -43% |
FarCry | 38.7 | 30.3 | 32.2 | -17% |
FEAR | 39 | 31 | 25 | -36% |
Quake4 | 43.6 | 36.7 | 34.7 | -20% |
Serious Sam 2 | 28.5 | 22.1 | 23.8 | -16% |
TES4: Oblivion | 23 | 17 | 16 | -30% |
Prey | 41 | 32.1 | 31.6 | -23% |
Company of Heroes | 30.6 | 25 | 26.3 | -14% |
В играх, использующих API DirectX 9.0, видеокарте GeForce 8600GTS удалось обойти стандартную версию 7900GS. В режиме максимального быстродействия преимущество модели нового поколения составило, в среднем, от 10% до 20%, наилучший результат был достигнут в игре Serious Sam 2. Впрочем, до уровня разогнанной модели Foxconn она все же не дотянула. Несколько хуже обстоят дела с режимом максимального качества, в особенности в разрешении 1600х1200: видеокарта 8600GTS начала проигрывать в играх FEAR, Oblivion.
В играх, поддерживающих OpenGL, ситуация явно не в пользу новой разработки NVIDIA: тотальное отставание в Quake4, Call of Duty, частично - в Prey даже от стандартной версии 7900GS. Скорее всего, причина такого поведения кроется в драйверах.
Разгон. Модель 8600GTS и так является самой скоростной в своем семействе, рассчитывать на солидный запас для разгона не приходится. Результаты видеокарты Palit оказались невысокими: память заработала на частоте 1160 МГц, что на 15% выше номинала, а вот с графическим чипом возникла проблема: он запускался на частоте выше 750 МГц, но через непродолжительное время компьютер зависал или выдавал "синий экран смерти". Более-менее стабильная работа была возможна только на частоте 720 МГц, а это всего на 6% выше номинала. Заменить термопасту не удалось - один из винтиков крепления кулера заклеен гарантийной пломбой.
Охлаждение. Если встроенный термодатчик и утилита RivaTuner не врут, чип G84 даже на приличной тактовой частоте нагревается совсем незначительно. В режиме 2D его температура не превышала 35 градусов, а при нагрузке не доходила и до 55. В то же время чип G71 на видеокарте 7900GS работает при температуре выше 75 градусов, хотя по числу транзисторов и тактовой частоте он уступает G84.
Кулер видеокарты Palit работает тихо и вполне эффективно, даже во время разгона шум вентилятора не был отмечен.
Выводы
Несмотря на существенное сокращение вычислительных возможностей и применение узкой 128-битной шины памяти, GeForce 8600GTS во многих случаях способна конкурировать с моделями предыдущего поколения, относящимися к более высокому классу. В 4 из 8 протестированных игр видеокарта нового поколения показала лучшие результаты, нежели выполненный по эталонному дизайну GeForce 7900GS. Увы, серьезному разгону модель Palit не поддается, в отличие от GeForce 7900GS, у которых графический чип работает на заведомо пониженной частоте. Пока цены на новинки остаются высокими, а драйверы находятся в стадии доработки, видеокарты предыдущего поколения по соотношению "цена/производительность" остаются вне конкуренции.
Плюсы:
- эффективная система охлаждения;
- доступность на рынке;
- поддержка игр нового поколения.
Минусы:
- проблемы с разгоном;
- скромная комплектация.
Макс КУРМАЗ,
[email protected]
Проект GIGAMARK
Благодарим интернет-магазин www.Event-pc.com за предоставленную видеокарту Palit
Благодарим компанию CDL Systems за предоставленный тестовый стенд (материнскую плату, процессор)
Горячие темы