IT-бизнес: весенние мотивы

Пока сложно сказать, будет ли нынешний год столь же богат на крупные сделки в IT-индустрии, как предыдущий, но свидетелями, как минимум, одной мегасделки мы можем стать уже в самое ближайшее время. Американская телекоммуникационная компания AT&T планирует приобрести пакет акций итальянской Telecom Italia за 4,8 млрд. евро. Эта сделка позволит AT&T расширить свой международный бизнес и компенсировать снижение количества контрактов на предоставление обычной телефонной связи внутри США. Окончательное решение будет принято до 30 апреля. Для справки: Telecom Italia - пятая по величине телекоммуникационная компания в Европе; в 2006 году ее чистая прибыль сократилась на 6,3% - до 3 млрд. евро. При этом выручка предприятия выросла на 4,5% и составила 31,3 млрд. евро, по сравнению с 29,9 млрд. евро в 2005 году.

Компания Cisco Systems начала проявлять довольно необычную венчурную инвестиционную активность в России и странах СНГ. Совсем недавно объектом инвестиций стала компания Ozon.ru - Cisco привлекла прозрачная финансовая структура интернет-магазина, а также хорошие перспективы его развития на рынке. Американская компания совместно с двумя европейскими венчурными фондами (Index Ventures и Holtzbrinck Ventures) теперь владеет примерно 25% акций Ozon.ru, за которые было заплачено 18 млн. USD. Теперь американский IT-гигант намерен инвестировать в IT-компании на ранних стадиях их развития, а также в местные венчурные инвестиционные фонды, которые вкладываются в новые технологии.

К слову, в октябре 2006-го холдинг PPE Group продал 50% плюс одну акцию Ozon.ru своему акционеру BVPEF. Специалисты тогда оценили общую стоимость Ozon.ru в 70-80 млн. USD. Нынешние инвестиции были привлечены владельцем контролирующей доли Ozon.ru - российским фондом прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners. Полученные средства выделены сроком на 5 лет и будут направлены на развитие логистической системы, расширение ассортимента товаров, оптимизацию служб доставки заказов и создание новых центров дистрибьюции в Москве и других регионах России. По мнению экспертов, такие компании, как Ozon.ru, через 3-5 лет должны выйти на годовой оборот, превышающий 100 млн. евро. При этом для Ozon.ru существуют два пути развития. Первый - это слияние с более крупной компанией, второй - выход на биржу. Окончательное решение будет принято советом инвесторов.

Совокупный оборот Ozon.ru в 2006 году составил 53 млн. USD, при этом доля каталожного проекта составила 18,7 млн. USD. Чистая прибыль интернет-магазина составила 600 тыс. USD. Оборот Ozon.ru за прошлый год увеличился на 77%, за 2007 год компания планирует вырасти на 65%. 40% продаж интернет-магазина приходится на книги, 19% - кино (на любых видах носителей), 18% - электроника. Ежедневно на сайт Оzon.ru заходит более 100 тыс. уникальных посетителей.

Во многом именно по причине быстрого развития электронной коммерции компания VeriSign, оператор реестров международных доменов .com и .net, поднимает цены за регистрацию доменных имен. С 15 октября нынешнего года VeriSign будет брать по 6.42 USD за регистрацию доменов .com и по 3.85 USD за домены в зоне .net, то есть цена на домены с суффиксами .com и .net вырастет на семь и десять процентов, соответственно. При этом размер платы за домены, зарегистрированные в этих зонах до 15 октября, останется прежним. Повышение цен произойдет впервые с тех пор, как систему отчислений за регистрацию доменов ввела в действие в 1999 году ICAAN. Между тем инициативу VeriSign, которая монопольно управляет базами данных доменов .com и .net, не одобряют большинство крупных IT-компаний. Сама VeriSign объясняет свое решение возросшим за последнее время объемом интернет-трафика и увеличением числа запросов, поступающих на ее DNS-компьютеры. Дескать, повышение цен связано с необходимостью увеличения затрат для защиты зон .com и .net от хакеров.

Одной из наиболее перспективных с коммерческой точки зрения технологий сейчас считается интернет-телевидение. Его мировой рынок в 2007 году удвоится, а выручка операторов IPTV превысит 1 млрд. евро. IPTV перейдет из области экзотических развлечений для энтузиастов технического прогресса в массовый сектор, и к 2010 году пользователями услуг сетевого телевидения будет больше 63 млн. подписчиков. Европейский рынок интернет-телевидения в 2007 году также удвоится благодаря высоким темпам роста в Британии, Франции и Испании. Пять ведущих операторов IPTV в Европе - Orange (подразделение France Telecom), испанская Telefonica, итальянская Fastweb, французские Free Telecom и Neuf Telecom - на конец 2006 года контролировали 60% рынка во Франции, Испании, Италии, Германии и Британии.

Эксперты уверены, что в будущем IPTV будет способно частично или полностью заменить кабельное и спутниковое ТВ. В качестве идеального варианта предоставления телевизионных услуг технологию IPTV рассматривают в основном крупные игроки ТВ-рынка, медиакомпании и крупнейшие киностудии. Они стремятся сократить потери от нелегальных подключений к Сети и пиратства, которые у действующих кабельных операторов исчисляются миллионами долларов. Сегодня большинство систем защиты контента вскрывается буквально через два-три месяца после выхода на рынок.

Эксперты агентства iSuppli делают более смелый прогноз. Они ожидают, что число подписчиков IPTV в мире в 2007 году почти утроится. Эта технология окончательно распрощается с определением "развлечение для энтузиастов" и решительно выдвинется в массовый сектор. Переход IPTV в массовый сектор будет происходить одновременно по всему миру, и многие страны отметят резкий рост числа подписчиков. Согласно прогнозу iSuppli, количество пользователей IPTV увеличится в 2007 году до 14,5 млн. человек. А к 2010 году пользователями услуг сетевого телевидения будут уже 63 млн. подписчиков.

Но и перспективность интернет-рекламы никто не отменял. Уже в 2008 году расходы рекламодателей на онлайн-рекламу обгонят затраты на радиорекламу. Таковы результаты глобального исследования расходов рекламодателей и прогноз, сделанный компанией ZenithOptimedia. По мнению ее исследователей, в ближайшие три года интернет будет расти в шесть раз быстрее традиционных медиа. Его доля в структуре рекламных бюджетов увеличится к 2009 году до 8,7%, в то время как рост рекламного рынка, в целом, составит 3,7%. Сейчас уже три страны в мире - Норвегия, Швейцария и Великобритания - тратят на онлайн-рекламу более 10% рекламных бюджетов. К 2009 году к ним присоединятся еще девять рынков: Австралия, Канада, Дания, Израиль, Япония, Южная Корея, Швеция, Тайвань и США. При этом в Великобритании интернет занимает наиболее активные позиции: в 2007 году британские рекламодатели потратят на онлайн-рекламу 16,6% своих медийных бюджетов, а в 2009 году - уже 22,6%.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!