Как лучше продавать свою музыку

Есть такой сайт - сервер белорусской электронной музыки "Электросфера" (emusic.boot.by), к которому я имею непосредственное отношение. Вот такая ненавязчивая самореклама. На этом сайте существует рубрика "Вопрос месяца". И в сентябре музыкантам был задан вопрос: "Как лучше продавать свою музыку?" Было получено несколько профессиональных ответов, которые должны найти свое место на страницах "КВ". Полностью же статью можно прочитать по адресу emusic.boot.by/news.php?extend.318.

Пожалуй, требуются некоторые пояснения. Я просил музыкантов, чтобы они отвечали на этот вопрос только исходя из собственного опыта. Причем под словом "продавать" также следовало понимать и "продвигать". Видимо, вопрос в наших реалиях животрепещущий, потому что я получил развернутые и конкретные ответы от людей, которые действительно что-то делают для собственного продвижения и добились в этом определенных успехов. Настоятельно рекомендую прочитать ответы, особенно если вы начинающий музыкант.

Для начала я просто обязан вставить свои "пять копеек". Ниже будет сказано очень много правильных вещей. Но чтобы применить эти советы на практике, вы должны обладать еще одним важным качеством - наглостью. Будьте наглыми, настойчивыми и уверенными в собственной гениальности. Скромность - первый шаг к забвению. Не стесняйтесь доставать нужных людей звонками и письмами. Закачивать свои записи куда только можно, отдавать их как можно большему количеству людей. Устраивайте квартирники, доставайте организаторов вечеринок, бомбардируйте лейблы своими записями. А если вам будут говорить, что ваша музыка банальщина, не вешайте нос. Это они все вокруг ничего не понимают, а вы создаете самые лучшие звуки во всей вселенной. И будет вам тогда счастье.


Владислав Бубен (участник множества проектов, радио и телеведущий)

Влад Бубен самый большой человек на белорусской электронной сцене, поэтому вашего покорного слугу с аккордеоном почти не видно

Несмотря на темное время суток, проворный Синт позвонил мне и настоятельно напомнил о том, что необходимо ответить на вопрос.

Те люди, которые будут читать написанное мной, ни в коем случае не должны воспринимать то, чем я поделюсь, как совет или руководство к действию. Я просто выражаю свое субъективное мнение.

Продвижение может идти по двум направлениям:

  1. Создание своего лейбла и выпуск своих записей способом DIY:
    1. создание НЕТ лейбла-freedownload (плюсы - большая доступность музыки для людей со всего мира, расширение контактов, минусы - как правило, собственное финансирование ресурса);
    2. создание собственного небольшого лейбла, выпускающего музыку на носителях (плюсы - более солидная презентация своего творчества, возможность представлять свою музыку в том виде, в котором вы пожелаете (оформление релиза, дизайн и т.д.), возможность поддержать товарищей, которые тоже делают музыку, минусы - сложность легального получения денег за проданные релизы из зарубежных стран, также отсутствие инфраструктуры для продажи релизов маленьких лейблов в Беларуси (все делается полуподпольно, как в бывшем СССР), расход средств на высылку дисков для дистро, в журналы, рекламу и т.д.
  2. Отсылка записей на западные лейблы. Возможно, на русские (но мне лично это не интересно). Для этого необходимо:
    1. точно узнать, каким направлением занимается лейбл (возможно, скачать рекламные ролики, находящиеся на их сайте);
    2. написать им письмо по e-mail, узнать, принимает ли лейбл новые записи (у многих лейблов планы расписаны на годы вперед);
    3. не высылать никаких демо mp3 на ящик лейбла (если они этого не попросят) - это очень раздражает;
    4. перед отправкой сделать резюме на английском языке, которое касается вас и вашей музыки.


Доктор Морозов (участник группы Forgotten Colobox и ведущий радиопрограммы "Локомотив")

Доктор Морозов не только радиоведущий и музыкальный критик, но и участник future-pop проекта “Forgotten Colobox”

Я, к сожалению или счастью, не бизнесмен и даже не менеджер, поэтому не знаю, как лучше продавать свою музыку. Я имею на этот счёт туманные представления. На мой взгляд, сначала надо задать себе вопрос, зачем это вам - я имею в виду, зачем вам пытаться её продавать? И хорошо подумать над ответом. Вы так уверены в её гениальности и неотразимости, что её будут покупать? Думаю, мы по умолчанию опустили целую цепочку ежедневной околотворческой рутины. Музыку лучше вначале дать послушать другим, и не только своим друзьям и знакомым, но и совершенно неизвестным вам людям. Только если положительная реакция будет ощутимо перевешивать, имеет смысл задуматься над дальнейшим продвижением музыки. Продать её вряд ли удастся, во всяком случае, на первом этапе. В самом деле, вы же пока не Aphex Twin или другой электронщик, на которого имя уже будет работать до конца его жизни. В соответствии с моими скромными представлениями, начинающему музыканту нужно написать о себе кратенький и ни в коем случае не самодовольный (как это особенно любят практиковать отечественные электропопперы) пресс-релиз, записать демо и выложить его для свободного скачивания в интернете (на "Электросфере", например). Потом можно сидеть и ждать у моря погоды, а можно и с большей (впрочем, ненамного большей) вероятностью успеха рассылать свои демо-диски на лейблы, заниматься селф-промоушном, пробивать своё участие в вечеринках и т.п. Проще тем, у кого есть хорошие финансовые средства. Даже и не проще, тут совсем другой разговор. Чем больше они вложат, тем больше получат обратно. В основном, извините, бабла. Остальное - сопутствующие явления. Но, опять же, тем больше вероятность, что всё это будет на уровне... ну, допустим, "Атлантики", то есть когда схлынет пиар-волна, вы останетесь, по большому счёту, у разбитого корыта. Когда улетучится эфемерная дымка имиджа и модности, станет хорошо видно, что и музыки-то оригинальной не было, и не совсем понятно, из-за чего был сыр-бор.

Короче, данная тема меня не сильно интересует. На мой взгляд, музыкантам не стоит становиться финансистами, но и вообще не интересоваться коммерческой стороной тоже нельзя. Впрочем, также есть возможность не разыгрывать из себя Гамлета и сразу идти в... нет, не туда, а в r'n'b. Футуристически покрякивающая эстетика довольных мужских рож, толстых женских задниц и крепких шей, отягощенных увесистой голдой, продолжает заслуженно завоёвывать любовь народных масс, и в этом, кажется, уже нет ничего зазорного.

Лучше продавать свою музыку, будучи рэппером, реггитонщиком или арэндбишником, таков мой ответ на поставленный вопрос.


Тима Крамской (участник проекта Sex Drive)

Участники Sex Drive называют свое творчество винтажным диско и уже успели нажить себе “заклятых друзей” из лагеря любителей синти-попа

Как сообщил в приватной беседе некий американский бизнесмен, чья деятельность напрямую связана с шоу-бизнесом, "you need money and very good connections". С точки зрения бизнесмена, все просто: деньги нужно вложить, чтобы получить еще больше денег. Связи нужны для того, чтобы освоить бюджет наиболее рациональным образом. При наличии уверенности в себе деньги не являются проблемой: можно, например, взять кредит под квартиру, свою или родительскую. Такова теория, на которую можно опереться в более или менее коммерческой музыке.

В музыке некоммерческой, а ее в мире подавляющее большинство, следует начать с поиска собственной аудитории. Она может найтись совсем рядом, если в родном городе развита соответствующая сцена, иначе имеет смысл поискать собратьев по интересам в интернете. В обоих случаях нужно сочинять по-настоящему выдающуюся музыку и быть выдающейся личностью. Никто не возьмет, даже бесплатно, непонятную серую массу из рук непонятного серого человека. Зачем? В мире так много музыки всех стилей и направлений, что нет никакого смысла возиться с этим конкретным парнем и выяснять, хороший он человек или не очень. Копаться в мусорной куче современной цивилизации готов далеко не каждый потенциальный потребитель, а музыка, говорящая сама за себя, встречается чрезвычайно редко. Как правило, она сразу же привлекает к себе внимание, и ее промоция приобретает положительную динамику.

Итого: нужны талант, харизма и аудитория. Недостачу любой из трех составляющих можно компенсировать деньгами.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

43 за 2006 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!