Обучение через интернет

Часть 2

Материал, вышедший в прошлом номере, вызвал неподдельный читательский интерес. И, на самом деле, это очень важная современная тема, о которой нужно уже говорить сегодня. Например, в будущем (5-10 лет) рассчитывается, что две трети студентов будут учиться по дистанционному принципу, и при этом уже сейчас отмечается, что качество знаний "таких" выпускников практически не отличается от стандартной очной формы с ежедневным посещением аудиторий. В предыдущей статье мы говорили только о некоторых российских вузах, но пришедшие от вас письма показали, что многим читателям необходима более полная информация как по российским учебным заведениям, так и по возможности поступить в другие иностранные. Ну что ж, приступим. Хотя, как вы понимаете, тема не маленькая, и второй частью мы не ограничимся.

Умудренный читатель может задаться вопросом, а именно - чем отличается современное заочное обучение от современного же дистанционного. На самом деле эта постановка вопроса является не совсем верной. То есть, "дистанционного образования" как определения в законодательстве нет, а существует "очная" и "заочная" формы обучения. "Дистанционным" называется способ взаимодействия преподавателя и студента, причем оно может быть применимо как в очной, так и заочной формах. Например, если лекции вам будут читать не в аудитории, а по ТВ через спутник (такие программы реализованы в ряде стран) либо по интернету в варианте видео. На недавней встрече министров образования большой восьмерки впервые в истории в официальных документах было написано, что "дистанционные технологии являются гарантией качества образования".

Очевидно, что данные формы постоянно модернизируются и получили очень большое развитие с возможностью использования интернета и специального программного обеспечения.

Таким образом, можно сделать очевидный вывод, что дистанционные варианты обучения со временем станут неотъемлемой частью как очной, так и заочной форм.


Какие могут быть плюсы?

На данный момент в некоторых вузах стоит отметить достаточно лояльное отношение к срокам обучения и датам поступления. Например, некоторые из них могут зачислять новых студентов по первым числам каждого месяца, а не только в конкретно указанные сроки. Также некоторые учебные заведения предлагают ускоренные сроки сдачи дисциплин, формирование индивидуальных графиков обучения, а также экстернат. Причем географически вы можете находиться где угодно. Например, известен факт, когда человек делал кругосветное путешествие на яхте и одновременно дистанционно осваивал юриспруденцию. Если кто не знает, речь идет о Федоре Конюхове и Современной гуманитарной академии.

А что касается экстерната, то наиболее полезную информацию вы сможете найти на сайте Политехнического государственного университета международного сотрудничества (ПГУМС - internet-education.ru), где предлагается пройти аттестацию с получением государственного диплома о высшем образовании по форме экстерната за 10 дней. "Подобная форма обучения особенно актуальна для людей, которые в свое время не смогли получить высшее образование, а на данный момент не имеют времени для очной или заочной формы обучения (запись о форме обучения в диплом государственного образца не ставится)". А госдиплом дается. Специальности и квалификации там такие: "Экономика труда" - "Экономист", "Менеджмент организации" - "Менеджер", "Финансы и кредит" - "Экономист", "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" - "Инженер", "Прикладная информатика в экономике" - "Информатик", "Юриспруденция" - "Юрист", "Связи с общественностью" - "Специалист по связям с общественностью", "Социология" - "Социолог", "Психология" - "Психолог. Преподаватель психологии", "История" - "Историк", "Экономика и управление на предприятии" - "Экономист", "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" - "Экономист", "Прикладная математика и информатика" - "Математик, системный программист". Стоимость экстерната составляет от 70 до 105 тыс. российских рублей. Способ контроля предусмотрен следующий: дается множество тестов (на оценку или зачет) по всем предметам курса, а после их успешной сдачи необходимо выполнить пять курсовых и одну дипломную работу. Например, по специальности "Прикладная информатика в экономике" тесты идут по 51 предмету. В данном случае соблюдается минимум содержания образовательной программы по той или иной специальности, и, кстати, подобные варианты экстернатов можно встретить не только в России, но и во множестве других вузов зарубежных стран. Для успешной подготовки по некоторым дисциплинам и тестовых испытаний вполне могут подойти удобные интерактивные образовательные курсы онлайн, какие мы рассматривали в рамках intuit.ru в прошлом номере. Напомним, что они бесплатны. Но...


Что такое нострификация?

Если вы поступаете в иностранный вуз с дистанционным вариантом обучения для получения второго высшего, переподготовки, продолжения образования, получения ученых степеней, то вам необходима нострификация уже имеющихся документов об образовании, полученных в вашей стране. Под словом "нострификация" подразумевается признание вашего диплома или иного документа об образовании или ученой степени в рамках той страны, в которой вы хотите учиться (или работать, но мы сейчас говорим об образовании). Данная процедура обычно делится на две логические части: (1) признание иностранных документов об образовании, то есть согласие официальных органов на наличие законной силы этих документов на территории данного государства, и (2) установление эквивалентности иностранных документов об образовании, влекущее за собой предоставление их владельцам тех же академических и профессиональных прав, что и дипломированным гражданам данной страны. При этом важную роль имеет такая вещь, как уже заключенные международные договоры о взаимном признании документов. Если со страной, в которой вы хотите учиться (или работать, но мы сейчас говорим об образовании), нет таких договоров с вашей, то вопрос решается специальной экспертной комиссией или же вузом, имеющим по содержанию аналогичную аккредитованную учебную программу. Для этого нужно самостоятельно сделать индивидуальный запрос. Что учитывается в экспертной оценке? Содержание образовательного курса и уровень подготовки, что подразумевает информацию по содержанию и эволюции учебных планов и программ, наличие вступительных испытаний, систему экзаменов и зачетов, оценки (достижения) обучающегося за время учебы, объемы изученных дисциплин, наличие и продолжительность практик, наличие и уровень итоговой квалификационной аттестации, наличие и тему выпускной квалификационной работы, форму обучения, наличие дополнительного образования. Полученные знания и опыт оцениваются с позиций итоговой подготовки с признанием возможных различий в учебных планах и методах обучения. Иногда важным фактором является даже срок обучения. В отдельных случаях допускается проведение собеседований, пробных испытаний.

Кстати, то же самое действенно и в обратную сторону. То есть, если вы получили образование в другой стране, его нужно признать здесь. Поэтому, поступая в какой-нибудь иностранный вуз, не забудьте поинтересоваться насчет того, будут ли действительны документы об образовании на территории той страны, где вы хотите работать и жить. С другой стороны, вы можете посмотреть учебные планы по каждой специальности вам предлагаемой и сравнить их с учебными планами специальностей, присутствующих в государственных вузах вашей страны. В общем, ситуация не такая уж и сложная, как может показаться на первый взгляд, просто об этом нужно знать.


Дистанционное обучение и информатизация образования

В принципе, если заглядывать в недалекое будущее, то образование с интернетом, как основным средством общения, получения необходимой информации, вступит или уже вступило во взаимовыгодное сотрудничество. Например, ряд ведущих вузов, таких, как MIT (Массачусетский технологический институт) имеет обширные электронные библиотеки, некоторые из них доступны только для студентов и преподавателей, а другие предоставлены для общего доступа. Весь электронный ресурс того же MIT включает 1.180.000 документов (ссылки на 5 млн., суммарная посещаемость, как указано на сайте, - 3 млн. посетителей в сутки). И тут стоит отметить мои личные наблюдения, когда я искал информацию для своих целей еще в 1998-м, уже тогда сайт MIT был одним из самых наполненных информацией, и в некоторых направлениях Массачусетский институт является пионером. Но время не стоит на месте, и многие читатели уже знают, например, о том, что Wikipedia сейчас может конкурировать по заполненности информацией с Британской энциклопедией, хотя первой не так много лет, но она создавалась не конкретными авторами, а интернет-сообществом. BBC отдала свое интернет-пространство под блоги, то есть, в мире так быстро все меняется, что за всем уследить невозможно, поэтому необходимо активно привлекать пользователей для оперативного заполнения информацией. В принципе, в этом году институт MIT также решился на подобный эксперимент, он называется MIT's OpenCourseWare (ocw.mit.edu), то есть бесплатный ресурс с открытым доступом, где студенты, преподаватели, ученые могут публиковать свои работы. Правда, не сразу, поскольку предусмотрен консультационный совет, состоящий из ученых различных сфер и областей науки, представляющих данный проект.

В общем, получается как у Менделеева, который утверждал, что наука не имеет гражданства. А современный пользователь интернета - это и есть гражданин мира.

(Продолжение следует)

Кристофер,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2006 год

Рубрика: 

Компьютер и образование
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!