Выбирая ноутбук, потенциальный покупатель неизбежно столкнется с буквенными обозначениями разрешений экрана: WXGA, SXGA+, WSXGA и т.д. Давайте разберемся, как перевести эти аббревиатуры в привычные нам цифры.
Вспомним историю персональных компьютеров. Традиция обозначать разрешение экрана буквенными аббревиатурами появилась еще в эпоху первых "персоналок". Незабвенные IBM PC, родоначальники компьютеров типа "ПК", оснащались двумя типами дисплеев - монохромным текстовым MDA и цветным графическим CGA. Эти мониторы, а также вышедший им на замену EGA, подключались при помощи цифрового интерфейса и поддерживали ограниченный набор стандартных разрешений. Следующая разработка компании IBM, компьютер PC AT, оснащался графическим адаптером VGA (Video Graphics Array) и принципиально новым цветным дисплеем с аналоговым интерфейсом. Использование такого интерфейса позволило избавиться от привязки монитора к конкретным видеорежимам и снять ограничение по количеству цветов.
Это дало толчок к развитию графической подсистемы ПК сторонними разработчиками. Дело в том, что монитор, совместимый со стандартом VGA, не должен ничего "знать" о текущем режиме работы видеокарты. При построении картинки он ориентируется по сигналам горизонтальной (окончания строк) и вертикальной (окончание кадров) развертки, а значит, может воспринимать всевозможные разрешения, а не только стандартный набор.
(Фактически в случае классических ЭЛТ-мониторов речь всегда идет не о поддержке конкретных разрешений, а о поддержке частот развертки. Лишь для удобства пользователей производители пересчитывают частоты в допустимые разрешения.)
Когда компания IBM выпустила на рынок новое поколение своих PC - PS/2 и PS/1, разросшийся рынок "клонов" не воспринял их серьезно. Сторонние разработчики продолжили развивать решения, заложенные в IBM PC AT. Особенно четко эта тенденция отразилась на графической подсистеме. Видеоадаптер XGA, обеспечивающий более высокое разрешение - 1024x768, так и не стал стандартом. Разработчики предпочли развивать VGA. Зачем лицензировать XGA, если и стандарт VGA позволял добавить новые разрешения и увеличить глубину цветов? Нужно было только увеличить объем видеопамяти, доработать RAMDAC, расширить набор функций BIOS.
Стандартный видеоадаптер VGA обеспечивает поддержку разрешений до 640х480. Поэтому название "VGA" закрепилось именно за этим разрешением. Видеоадаптеры, расширяющие возможности VGA в сторону увеличения разрешения, стали называться "Super VGA". Следующей ступенькой после 640х480 стало разрешение 800х600, именно за ним закрепилось название "SVGA". А разрешение 1024х768, поддерживаемое, кстати, всеми видеоадаптерами SVGA, в дань уважения к разработчикам IBM стали называть "XGA".
Технологии развивались, диагонали мониторов становились все больше, а размер пикселов - все меньше. Диапазон допустимых разрешений увеличивался, но необходимости в их именовании не было. Но к забытым аббревиатурам пришлось вернуться.
Жидкокристаллические панели, в отличие от электронно-лучевой трубки, имеют строгую матричную структуру. Цифровое управление для них наиболее естественное и подходящее, так как сигналы о цветности подаются на каждую ячейку панели отдельно. Вот и начали разработчики возвращаться к цифровому интерфейсу, а значит, и к концепции разрешений. Кроме того, ЖК-монитор способен корректно выводить только одно разрешение - "родное", где каждой ячейке (триаде) панели соответствует один логический пиксел; все остальные разрешения он интерполирует, со всеми вытекающими последствиями.
С мониторами для ПК все более-менее ясно. Стандартные 15-дюймовые модели имеют разрешение XGA, 17- и 19-дюймовые - SXGA (1280x1024). (Последнее разрешение, кстати, имеет нестандартные пропорции - 5:4, в то время как для ЭЛТ-мониторов вслед за телевизорами были выбраны пропорции 4:3. Поэтому для сохранения корректных пропорций рекомендуется вместо 1280х1024 на ЭЛТ-мониторе устанавливать "правильное" разрешение 1280х968.) Для мониторов с большей диагональю допустимы варианты, но они редко используются для оснащения ПК. Другое дело - ноутбуки. Тут существует довольно много вариантов - по диагоналям, пропорциям, разрешениям. Поэтому разработчики ЖК-панелей и видеокарт обычно ограниваются выбором одного из стандартных разрешений, каждое из которых имеет свое буквенное обозначение.
Сегодня в моде ноутбуки с широкоформатными экранами. Считается, что такой экран, с пропорциями 16:10 (реже 15:9), удобнее и естественнее стандартного, с пропорциями 4:3. Не все пользователи с этим согласны, но тенденция такова, что ноутбуки со стандартным экраном среди новых моделей практически не встречаются. "Широкоформатное" разрешение обозначается добавлением буквы "W" к названию стандартного разрешения с таким же (или очень близким) количеством строк.
Точного соответствия между разрешением и диагональю экрана ноутбука никто не придерживается. Например, разрешение WXGA может быть и у 17-дюймового, и у 10-дюймового экрана. Кроме того, один и тот же ноутбук может оснащаться экранами с различными разрешениями (иногда - и различными пропорциями); чем выше разрешение, тем дороже будет модификация.
Стандартные пропорции | Широкоформатные пропорции | |||
Название | Разрешение | Пропорции | Название | Разрешение |
XGA | 1024x768 | 15:9 | WXGA | 1280x768 |
16:10 | WXGA | 1280x800 | ||
XGA+ | 1152x865 | 16:10 | WXGA+ | 1440x900 |
SXGA* | 1280x1024 | - | ||
SXGA+ | 1400x1050 | 16:10 | WSXGA+ | 1680x1050 |
USXGA | 1600x1200 | 16:10 | WUXGA | 1920x1200 |
* - данное разрешение имеет нестандартные пропорции 5:4 |
Макс КУРМАЗ,
[email protected]
Горячие темы