Чтобы аплодировали стоя (КВ-Лайт)

На форуме газеты некоторые несознательные товарищи утверждают, что в блогах нельзя прочитать ничего полезного. Гай Кавасаки (Guy Kawasaki - стоял у истоков Apple, теперь возглавляет собственную венчурную компанию) в своем блоге (blog.guykawasaki.com) опубликовал замечательную статью "Как сделать так, чтобы вам аплодировали стоя". Гай признается, что ему самому понадобилось около двадцати лет, чтобы, наконец-то, комфортно чувствовать себя во время публичных выступлений. Исходя из собственного опыта, он дает нам несколько советов. Ну а я перевожу их на русский, специально для лучших в мире читателей лучшей в мире газеты.

  1. Тема речи должна быть интересной, в первую очередь, для вас. Это 80% успеха. Если вы сами заинтересованы в том, о чем говорите, то ваше выступление пройдет на ура. Если же вам нечего сказать, то лучше даже не открывать рта. Лучше исключить любую возможность того, что кто-нибудь догадается о вашей некомпетентности, чем своей речью доказать это.
  2. Сдерживайте желание прорекламировать себя. Цели большинства выступлений - развлекать и информировать слушателей. Довольно редко предоставляется возможность продвигать свой продукт, сервис или компанию. Например, если вас пригласили рассказать о будущем цифрового звука, то не стоит вставлять в доклад упоминание о MP3-плеере, последнем выпущенном продукте вашей компании.
  3. Главное - развлекать. Многие с этим утверждением не согласны, но все-таки главная цель доклада - развлекать аудиторию. Если у слушателей приподнятое настроение, то вам простят небольшие промахи во время выступления. Но если доклад получился смертельно скучным, будьте уверены - никто не запомнит того, что вы говорили. Если выбирать между "развлечением" и "информацией", то я выберу "развлечения" - зная, что таким образом "информация" обязательно дойдет до слушателя.
  4. Понимайте аудиторию. Если вы сможете в первые пять минут речи доказать вашим слушателям, что понимаете их, то получите внимание аудитории до конца выступления. Все, что вам нужно, это понять, какие проблемы конкуренции, тенденций развития и ключевые моменты доклада волнуют конкретную аудиторию. Лучше всего заранее проконсультироваться с теми, кто организовывает выступление, чтобы отредактировать некоторые моменты речи. Это не так уж и сложно.
  5. Одевайтесь правильно. Мой отец (отец Гая Кавасаки) был политиком на Гавайях. Он был великолепным докладчиком. Когда мне пришлось начать выступать с речами, он дал мне замечательный совет: "Никогда не одевайся хуже своих слушателей". Если на них надеты костюмы, то и вам надо одеть костюм. Одеться хуже все равно, что сказать аудитории: "Я умнее/богаче/лучше, чем вы. В моей власти оскорбить вас и поэтому я не принимаю вас всерьез. И вы ничего не можете поделать с этим обстоятельством!" Да уж, понравиться аудитории - неблагодарное занятие.
  6. Не очерняйте конкурентов. Если вы все-таки научились не рекламировать себя, то этот пункт вряд ли вас касается. Для всех остальных повторю - никогда не очерняйте своих конкурентов в своей речи, ведь вы пользуетесь преимуществом докладчика. Помните, не аудитория добивается вашего внимания, а наоборот. Многие слушатели воспримут недоброжелательные высказывания с вашей стороны о конкурентах как проявление зависти и лжи. Вы хотите такой реакции?
  7. Рассказывайте истории. Чтобы расслабиться самому и дать отдохнуть аудитории, рассказывайте истории. Абсолютно любые. О вашей учебе в институте, о ваших детях, забавные случаи с клиентами, что-то интересное, о чем вы недавно прочитали. Когда вы рассказываете историю, вы становитесь "рассказчиком" и перестаете быть "докладчиком". Вы ведете легкую непринужденную беседу. Хорошие докладчики - хорошие рассказчики, они используют истории, чтобы аудитория лучше воспринимала основную тему.
  8. Пообщайтесь со слушателями до начала доклада. Верно ли, что аудитория хочет услышать хорошую речь? Несомненно! Прекрасный способ повысить интерес публики к теме доклада - пообщаться с ней до начала мероприятия. Знакомьтесь с людьми, говорите с ними. Особенно с теми, кто будет сидеть в первых рядах, тогда во время выступления вы увидите дружественные, приветливые лица. Ваша уверенность поднимется, вы расслабитесь и произнесете великолепную речь!
  9. Не начинайте речь сразу с доклада. Если возможно, для начала сообщите слушателям содержание вашей речи. Аудитория будет более внимательно следить за вашим докладом, зная заранее, что в нем будет. На третий день трехдневной конференции публика устанет от бесконечных докладов и будет мечтать только об одном - поскорее уйти домой. В этом случае довольно тяжело сделать хороший доклад, тогда почему бы перед вашим вступлением не устроить пятиминутный барабанный джем, чтобы разбудить публику?
  10. Выступайте в небольших помещениях. Если у вас есть выбор, то просите для вашего доклада небольшую комнату. Если вам могут предоставить только большое помещение, то просите, чтобы оно было в форме школьного класса, со столами и стульями. "Театральные" помещения не желательны. Ведь компактные комнатки уютны. Лучше выступать перед 200 слушателями в комнате, рассчитанной на 200 человек, чем перед 500 в помещении на 1000.
  11. Постоянно тренируйтесь говорить. Я считаю, что необходимо раз двадцать повторить свою речь, прежде чем выступать с нею. Неплохо бы девятнадцать раз прочитать ее своей собаке - это хорошая практика. Как говорил Яша Хейфиц (Jascha Heifitz - известный скрипач): "Если я не тренируюсь один день, я это знаю. Если я не тренируюсь два дня, мои критики знают это. Если я не тренируюсь три дня, все знают об этом". Советую прочитать вот эту статью (technology.guardian.co.uk/weekly/ story/0,16376,1677772,00.html), чтобы знать, как репетирует свои доклады Стив Джобс (Steve Jobs - главный управляющий Apple Computer).

Чтобы дойти до всего этого самому, мне понадобилось двадцать лет, надеюсь, у вас все получится быстрее. Возможно, я так долго учился потому, что никто мне не давал подобных советов, а сам я не додумался провести исследования. А сегодня я обожаю делать доклады. Моя цель, чтобы каждый раз, когда я заканчиваю доклад, мне аплодировали стоя. Конечно, такое происходит не часто, но иногда случается. Но что еще более важно, чтобы когда-нибудь я встал и зааплодировал вашей речи.

Гай КАВАСАКИ,
blog.guykawasaki.com

Перевел Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2006 год

Рубрика: 

На заметку
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!