Тестируем SLI

В прошлых номерах мы рассматривали две "топовые" материнские платы от ASUS для платформы Intel - P5WD2 на чипсете Intel 955X и P5ND2-SLI на чипсете NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition. Обе эти платы оснащены двумя слотами PEG (PCI Express Graphics), благодаря чему должны поддерживать "дуальные" графические конфигурации. Но проведенное тестирование показало, что плата P5WD2, как минимум, не поддерживает "дуальную" конфигурацию на базе видеокарт NVIDIA - так называемую технологию "SLI" (Scalable Link Interface). Что интересно, виновата в этом не ASUS и даже не Intel, а сама NVIDIA.


Как создать "дуальную" конфигурацию

Создадим "дуальную" конфигурацию SLI на материнской плате ASUS P5ND2-SLI, которая гарантированно поддерживает эту технологию. Напомним, какие основные требования необходимо соблюсти, чтобы две видеокарты могли работать в режиме совместного обсчета 3D-сцены:

  1. материнская плата с двумя слотами PEG (PCI Express x16) и официальной поддержкой SLI (к таковым относятся только платы на базе чипсетов nForce4 SLI AMD и Intel);
  2. две идентичные видеокарты с поддержкой технологии SLI; ранее эта поддержка заявлялась только для видеокарт GeForce 6800GT и старше, но последние драйверы позволяют создавать конфигурацию SLI даже из двух одинаковых видеокарт 6600LE, причем необязательно одного производителя;
  3. мост SLI, с помощью которого должны быть соединены видеокарты; для GeForce 6600 мост не обязателен - они могут обмениваться информацией по шине PCI Express;
  4. свежие драйверы ForceWare (бывшие Detonator).

На плате P5ND2-SLI для перекоммутации шины PCI Express на два графических слота требуется перевернуть специальную карточку. Сама карточка никаких элементов, кроме дорожек, не содержит - грубо говоря, это большая перемычка. После этого можно устанавливать две видеокарты, соединять их с помощью моста (если он предусмотрен), запускать систему под управлением Windows XP или Server 2003 (их 64-битные версии пока не поддерживаются), и "дуальная" конфигурация почти готова.

Последним штрихом будет включение совместной работы двух видеокарт с помощью закладки в настройках видеокарты, которая появляется при обнаружении двух видеокарт на материнской плате, совместимой со SLI.


Пытаемся включить SLI на чипсете 955X

На плате P5ND2-SLI создание SLI-конфигурации прошло без проблем. Собственно, никаких технических препятствий для поддержки совместной работы двух видеокарт и в случае чипсета Intel 955X не имеется. Да, этот чипсет не имеет двух портов PCI Express, выделенных исключительно под нужды видеокарт - такие порты имеются лишь у nForce4 SLI и нового чипсета Intel, 975X. Однако разработчики ASUS нашли вполне приемлемое решение - использование одного порта PCI Express из числа встроенных в южный мост чипсета.

Каналы PEG получились ассиметричными - один имеет разрядность x16, а второй - х4, однако в описании технологии SLI нигде явно не указывается, что обе видеокарты должны иметь одинаковые каналы подключения. Кроме того, ASUS комплектует плату P5WD2 мостом SLI, следовательно, разработчики тестировали эту технологию и убедились в ее реализуемости на данной плате.

И все-таки эксперименты по включению SLI на плате P5WD2 потерпели фиаско. Две видеокарты обнаруживаются системой, устанавливаются и работают, но независимо. Соединение их с помощью моста SLI не дает никаких результатов - в настройках видеокарты закладка SLI не появляется.

Попробуем обмануть драйверы. Воспользуемся утилитой RivaTuner, которая предоставляет доступ к регистрам видеокарты и ключам реестра ее драйверов. В разделе "System" настроек драйверов есть несколько пунктов, отвечающих за поддержку мультичиповых конфигураций, к которым относится и SLI. В частности, пункт "MB_Capable" означает, очевидно, совместимость видеокарты с технологией SLI, а пункт "MB_Enable" - включение этой поддержки.

Если поставить каждый из них в "1", в настройках драйверов появится и закладка "SLI Multi-GPU", и пункт о выборе режима работы двух видеокарт (SLI Multi-GPU/Single-GPU/Antialiasing). Однако закладка SLI говорит нам о том, что материнская плата ее все равно не устраивает.

Такие же результаты получились и у других тестеров. Имеется также информация, что со старыми драйверами запустить SLI на платах с чипсетом не-NVIDIA удавалось. Правда, старые драйверы не поддерживают новые видеокарты (проверено) и имеют ряд проблем с поддержкой игр. Также существует способ взлома драйверов для обхода проверки соответствия платы официальным требованиям, но он обычному пользователю недоступен. Следовательно, на данном этапе технология SLI на чипсетах Intel работать не может.

Тестирование показало, что, несмотря на соединение двух видеокарт и манипуляции с реестром, прибавления FPS в играх не произошло, что указывает на отсутствие поддержки SLI со стороны драйверов видеокарты.


Работа SLI на плате P5ND2-SLI

Ну что ж, NVIDIA защищает свои чипсеты доступными ей способами. Посмотрим, имеет ли смысл вообще гнаться за этой технологией - проверим эффективность работы SLI на плате, которая изначально ее поддерживает.

Один из вариантов применения SLI - отложенный апгрейд видеокарты. Вы покупаете одну относительно недорогую видеокарту, а через некоторое время добавляете в систему еще одну и получаете хороший прирост скорости. Именно такой случай мы и смоделируем с помощью двух относительно доступных видеокарт Gigabyte NX66T128D (GeForce 6600GT), которые поддерживают технологию SLI и имеют разъемы для соединения с помощью моста. Чтобы процессор гарантированно не стал узким местом, разгоним тестовый Pentium 4 531 до частоты 3.8 ГГц (253х15) - это официальный максимум для процессоров Pentium 4.

Тестовая система на базе платы P5ND2-SLI Deluxe и упомянутых процессора и видеокарт тестировалась сначала с одной видеокартой, а потом с двумя. Использованный пакет BenchemAll позволяет быстро прогнать демки популярных игр (Doom3, Half-Life 2, Painkiller, FarCry, Halo, Tomb Raider: Angel of Darkness, Unreal 2, Unreal Tournament 2004) c максимальными настройками и замерить FPS. Пакетный способ тестирования не дает высокой точности, но существенно экономит время. Были выбраны два режима запуска игр - с акцентом на скорость (1024х768, отключены сглаживание (АА) и анизотропная фильтрация (AF)) и на качество (1280х1024, 4х сглаживание и 8-tap анизотропная фильтрация).

Pentium 4 531 @ 3.8 ГГц
2 x 256 Мб DDR2-533
2 x Gigabyte NX66T128D
ASUS P5ND2 (nForce4 SLI Intel Edition)
Single Dual (SLI)
1024x768 AA=off, AF=off 1280x1024 AA=4x4, AF=8-tap 1024x768 AA=off, AF=off Прирост 1280x1024 AA=4x4, AF=8-tap Прирост
Half-Life 2 69.9 43.9 67.6 -3% 51.6 18%
Painkiller 39.8 34.2 35.1 -12% 31.7 -7%
Doom 3 76.7 21.9 82.9 8% 33.5 53%
FarCry 65.7 33.5 65 -1% 49.3 47%
Halo 57 34.4 87.6 54% 77 124%
Tomb Raider 73.9 51.3 101.2 37% 64 25%
Unreal Tournament 2004 150.4 103 145.2 -3% 147.2 43%
Unreal II 122.6 70.4 123.7 1% 78.3 11%


Pentium 4 531 @ 3.8 ГГц
2 x 256 Мб DDR2-533
ASUS P5ND2-SLI
Single Dual Прирост
3DStudio Max 22.7 21.8 -4.0%
Catia 15.6 14.4 -7.7%
Ensight 14.4 13.1 -9.0%
LightScape 13.3 12.5 -6.0%
Maya 30.1 28.2 -6.3%
Pro/Engineer 21 18.6 -11.4%
SW 18.1 16.8 -7.2%
UGS 7.16 7.14 -0.3%

В первом режиме заметное улучшение производительности (более трети) было получено лишь в Halo и Tomb Raider - играх, активно использующих спецэффекты на основе шейдеров. В ряде случаев (Painkiller) технология SLI дала отрицательный результат, что можно списать на задержки, вносимые на этапе деления кадра на две части и синхронизации результатов работы двух видеокарт. В режиме качества нагрузка на обе видеокарты существенно выше, поэтому технология SLI дала более выраженный эффект - скорость увеличилась в полтора, а то и два раза (в том же Halo), лишь Painkiller опять не поддался. Следовательно, эффект от SLI сильно зависит от игры и режима, его нельзя описать одной простой формулой.

А даст ли SLI что-нибудь дизайнерам и проектировщикам? Пакет SPECViewperf однозначно говорит - нет. Из 8 программ CAD/CAM, которые он тестирует, ни одна не получила хоть какого-нибудь прироста. Напротив, скорость даже уменьшилась. Скорее, это связано с тем, что пакеты CAD/CAM задействуют больше геометрии, нежели текстур, а технология SLI позволяет, в первую очередь ускорить текстурирование и шейдеры. Следовательно, для профессиональной работы SLI противопоказана - по крайней мере, пока.


Производительность в других задачах

Мы уже установили, что поддержка SLI является прерогативой исключительно плат на чипсетах NVIDIA. А есть ли у них другие плюсы? Сравним две платы от одного производителя при работе с программами обработки документов и баз данных (Winstone 2004 Business, SYSmark 2004 SE Office) и мультимедиа-данных (Winstone 2004 Multimedia Content Creation и SYSmark 2004 SE Internet Content Creation).

Pentium 4 531 @ 3.0 ГГц
2 x 256 Мб DDR2-533
2 x Gigabyte NX66T128D
ASUS P5ND2-SLI (nForce4 SLI) ASUS P5WD2 (i955X) Gigabyte 8I915PL (i915PL)
Синтетические тесты памяти
Rightmark Memory Read 5414 5531 5540
Rightmark Memory Write 2260 1898 1955
Rightmark Memory Latency 51.3 52.2 53.5
Rightmark Memory Performance 2792 2765 2815
Sciencemark2 memory 4525 4459 4181
Sciencemark2 latency 89 82.3 84.5
Winstone 2004
Business 22.8 23 22.8
Multimedia Content Creation 28.9 28.8 28.9
SYSMark 2004 SE
Office Productivity 147 146 148
Communication 111 114 114
Doc. creation 173 167 173
Data analysis 165 163 164
Internet Content Creation 191 190 196
3D creation 188 187 192
2D creation 218 216 224
Web publish 171 169 174

Разница результатов плат P5WD2 и P5ND2-SLI крайне незначительна, она укладывается в однопроцентную погрешность измерений. Это объясняется идентичностью тестовых конфигураций и одинаковой эффективностью контроллеров памяти двух чипсетов - 955Х и nForce4 SLI. Синтетические тесты памяти это доказывают.

Впрочем, плата на чипсете NVIDIA оказалась чуть-чуть быстрее. Особенно хорошо заметно это в 3D-играх, CAD/CAM-программах и некоторых других тестах. Один-два процента она выигрывает у более дорогостоящей платы на "топовом" чипсете Intel. Правда, не будем забывать, что P5WD2 имеет больше настроек и лучше выдерживает разгон.

Думаю, вам любопытно будет также посмотреть на результаты тестирования материнской платы Gigabyte 8I915PL-G на чипсете 915PL. Это практически бюджетная модель, оцененная производителем почти вдвое ниже, чем платы ASUS. Она не слишком хорошо поддается разгону, поддерживает только память DDR, имеет один слот PEG, по функциям уступает "топовым" моделям. Но по производительности - ничуть не хуже, а иногда даже и лучше вдвое более "крутых" плат! Если бы и процессор Pentium 4 531 удалось завести на ней на 4 ГГц, то целесообразность выпуска дорогих плат можно было бы поставить под сомнение. Но чудес не бывает.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
HW.by - Белорусский "железный" сайт

Благодарим компанию CD-Life за предоставленное оборудование

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2006 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!