2-3-4-мегапиксельные камеры еще недавно были пределом мечтаний большинства потребителей, желающих приобщиться к миру цифровой фотографии. Но прогресс движется семимильными шагами, и сейчас можно менее чем за 300 условных купить 5-мегапиксельную камеру и радоваться жизни, используя ее как фотоаппарат и как видеокамеру в одном флаконе. Но для многих, кто в фотографии уже давно перестал чувствовать себя чайником и хочет подобрать камеру, отвечающую индивидуальным запросам, ситуация складывается не самым приятным образом. С одной стороны, качественный уровень недорогих аппаратов уже не оправдывает возлагаемых надежд, а с другой - все более привлекательно, с точки зрения цена\качество\возможности, выглядят цифровые зеркальные камеры (DSLR) начального уровня. Очень популярной камерой был CANON EOS 300D, уже уступивший место более новому 350D, а также NIKON D70. Эти камеры имеют все достоинства, присущие только зеркалкам: матрицу довольно большого размера с относительно низким уровнем шумов, возможность установки сменной оптики различных ценовых категорий, традиционно быстрый автофокус, высокий потолок чувствительности в 1600-3200 единиц. Казалось бы, все замечательно с этими камерами, и остается только отжалеть определенную сумму на их приобретение, НО тут есть свои нюансы. Рядовой опытный фотограф, желающий за относительно небольшие деньги купить приличную камеру, очень быстро почувствует, что дешевая оптика, идущая в KIT-поставке с вышеназванными агрегатами, не полностью отвечает запросам - слабая светосила, не очень широкий диапазон фокусных расстояний, мыльная картинка (искренне рад за тех, кто с этим не согласен) - в итоге возникает потребность в приобретении более качественных объективов среднего или высокого класса по неслабой цене. Хорошо, если можно позволить, не напрягаясь, обзавестись объективом за 400-1200 у.е. А если нет? Плюс к этому частая смена оптики неизбежно приведет к запылению главного элемента цифроаппарата - матрицы, что может негативно сказаться на изображении.
В общем, это не критика зеркалок, а, скорее, субъективная оценка возможных негативных "последствий" от их приобретения. Поэтому нужно упомянуть еще об одном классе цифровиков, которые завоевали немалую популярность благодаря совмещению в них определенных функций, присущих профессиональным камерам с удобством и неприхотливостью камер любительских. Представителей этой категории, представляемых производителями как любительские камеры высшего уровня, можно порекомендовать желающим приобрести серьезную камеру для себя и не желающим выкладывать деньги на неизбежные последующие расходы при использовании DSLR. Сейчас мы попробуем разобраться, что же в них от "любительщины" и что - от "профи". Итак, встречайте SONY F828, Nikon 8700/8800, Minolta Dimage A2, Canon Powershot PRO1 и OLYMPUS C-8080. Несмотря на то, что "Олик" последний в списке, субъективно он наиболее привлекателен и цена ниже всех конкурентов. На нем мы и остановимся. Справедливости ради надо заметить, что все вышеназванные камеры имеют много схожих параметров и кое-что из сказанного ниже можно применить ко всем.
Два слова о других. SONY - очень технологически продуманная камера, имеет много достоинств, в числе которых самый быстрый в классе автофокус, ИК-съемка (в полной темноте) и много чего еще. Но цена кусается и дизайн, мягко говоря, на поклонников. Nikon 8700 - вообще сырая камера, Nikon 8800 - гораздо лучше, но и существенно дороже. У Minolta, несмотря на очень крутую начинку, самая худшая картинка (инф. c cайта dpreview.de). У Canon самый тормознутый автофокус, но качественная оптика L-класса и заявленный ресурс как у профессиональной камеры. Для полноты картины нужно сказать, что у всех камер корпусы из металлических сплавов, объективы имеют приличный зум 28-200 при светосиле 2.8-3.5 (Olympus - 28-140 2.4-3.5), что недостижимо для зеркалок среднего диапазона. Матрица у всех одного размера и довольно маленькая, что не есть хорошо, поэтому чувствительность ограничена 400-800 единиц. При такой чувствительности шум дает о себе знать, что является недостатком этих камер. У "Олика", кстати, меньше всех!
Теперь разберемся с ним более конкретно. Кратко спецификации:.
Типоразмер матрицы, дюймов | 2/3 |
Физическое разрешение матрицы, пикселов | 3264х2448 |
Диапазон фокусных расстояний в 35 мм эквиваленте | 28-140 |
Светосила | f2.4 — f3.5 |
Чувствительность, ISO | 50-400 |
Диапазон выдержек, сек | 1/4000 — 15, Bulb |
Форматы записи снимков | JPEG, TIFF, RAW |
Пульт ДУ в комплекте | есть |
ЖК-дисплей | Поворотный по вертикальной оси 1,8 дюйма, 134 тыс. пикселов |
Тип памяти | CF, xD |
Габариты, мм | 124х85х99 |
Вес с батареей, г | 750 |
Камера удобно лежит в руке и производит впечатление. В комплекте поставляется бленда цветочной формы, которая придает еще больше солидности. В функциональном плане аппарат предельно насыщен - есть все, о чем может подумать человек, серьезно занимающийся фотографией. В первую очередь, надо сказать о неоспоримых достоинствах этой камеры:
- очень качественный объектив, имеющий на порядок более высокое разрешение и лучшую цветопередачу, чем ВСЕ недорогие и среднего класса любительские объективы Canon и Nikon (это не только мое субъективное мнение), благодаря применению асферических линз и линз из стекла с пониженной дисперсией;
- очень быстрое включение камеры и удобный спящий режим, благодаря которому камеру можно выключать только для транспортировки;
- быстрый автофокус при ярком освещении;
- малое время задержки при нажатии на спуск;
- возможность создания 8 собственных профилей с полным набором настроек;
- очень грамотно составленное меню на русском языке,
- эффективный шумодав для ночной съемки;
- неплохие режимы серийной съемки;
- возможность полного управления встроенной вспышкой (в т.ч. и использование в качестве ведущей светосинхронизирующей);
- минимальная чувствительность 50 единиц ISO;
- выдержки до 1\4000 (внимание, информация для тех, кто понимает: синхронизация с ЛЮБОЙ вспышкой на 1\4000 с (даже с самой простой, благодаря центральному затвору) - однозначный плюс, по сравнению с зеркалками, где синхронизация без специальных вспышек возможна на 1\125-1\300 с). А теперь для тех, кто не понимает: представим ситуацию: яркое солнце, резкие тени на лицах, голубое небо, объемные облака. Снимаем в приоритете диафрагмы F=2.8, выдержка автоматически подбирается в районе 1\1200-1\2600 и с любой современной вспышкой без согласования, поставленной на автоматику под эту диафрагму, мы получаем результат - небо как в жизни, а лица без резких теней и с огоньками в глазах.
К достоинствам этой камеры относится и встроенный RAW-конвертер, по возможностям, удобству и качеству не уступающий таковому в Photoshop. Но он всегда под рукой и все возможные коррекции можно сделать прямо на камере, сохранив результат в формате JPEG с кадрированием и с любым качеством - это очень удобно при работе на чужом компьютере. Тем более, что Olympus C-8080 подключается к компьютеру стандартным разъемом mini-USB и определяется в системе как съемный диск. После того, как вы выбрали нужные параметры конвертации и нажали кнопку "ОК", на флэш-карте уже две копии снимка - одна в RAW, другая в JPEG (можно даже копировать с одной карты на другую!)
Отдельно хочется сказать о фокусировке, т.к. здесь не все однозначно. При ярком дневном освещении или внутри хорошо освещенного помещения она производится практически моментально, но при недостатке освещения тормознутость просто раздражает. Встроенный яркий светодиод подсветки не очень-то спасает положение. Все же АФ - это однозначно сильная сторона зеркальных камер.
Olympus C-8080 имеет шумоподавитель. Он начинает действовать на выдержках длиннее 0,2 с (в том случае, если активирован через меню). Он очень эффективен и, помимо прочего, отлично справляется с удалением битых пикселов. Рекомендуется сразу же поставить эту установку на "вкл". Матрицы с такой высокой плотностью расположения пикселов (и, следовательно, с малым размером отдельной светочувствительной ячейки) не могут обойтись без шумоподавления на длинных выдержках.
Данная камера предлагает очень широкий диапазон установок. Как и в любой камере, здесь имеется полностью автоматический режим, режимы приоритета выдержки и диафрагмы и, конечно, ручной режим. Снимать видео можно в разрешении 640*480 15 к/с. Сюжетные программы тоже присутствуют, но есть и еще кое-что - возможность задать 8 пользовательских профилей. Доступные для изменения настройки приведены в таблице.
Режимы экспозиции | Авто, приоритеты выдержки/ диафрагмы, ручной, программы |
Диафрагма | 2,4-8.0 |
Выдержка | Ручная, 15-1/4000 с |
Вспышка | Авто, с защитой от красных глаз, принудительно вкл/откл, синхронизация по 1-2 шторке |
Коррекция на вспышку | +/- 2 |
Режим работы вспышки | Встроенная, встроенная + внешняя, ведомая (1-10) |
Автофокус | АФ, макро, ручной, супермакро, ручной супермакро |
Режимы АФ | Фирменный матричный i-ESP, спотовый, следящий |
Замер экспозиции | ESP, точечный, многоточечный, центровзвешенный |
Баланс белого (очень гибкие настройки) | Авто, стандарт 1,2, настройка, ручной |
Серийная съемка | 1 кадр, серия до 17 кадров, серия до 5 кадров, серия с фокусировкой на каждый кадр, брэкетинг |
Чувствительность | 50,64,80,100,125,160,200, 250,320,400 |
Функция | Панорама, кадрирование на документы, ЧБ, сепия |
Гистограмма | Откл., вкл., вкл. по нажатию на кнопку коррекции экспозиции, распределение яркости (показывает динамический диапазон) |
Режим съемки | Норма, портрет, пейзаж, ночная |
В итоге, переключая свои режимы, можно подстроиться под типичные нужды, например, съемка в студии на ЧБ с чувствительностью 50 ед. или съемка на концерте с минимальным контрастом, чувствительностью 400 ед., точечным замером и максимальным зумом. Весь плюс в том, что переключиться между режимами можно за 1 секунду!
Меню имеет качественный русский перевод (!) и очень удобно в использовании. Есть возможность назначить на специальную кнопку любую функцию камеры (по умолчанию это смена чувствительности матрицы, что удобнее всего), и выбрать 3 из 4 пунктов, которые будут отражаться при вызове меню в быстром запуске. Плюс к этому на всех кнопках обеспечен быстрый доступ к изменению режимов съемки. В общем, субъективно за управление 10 баллов.
На текущий момент по совокупности характеристик (не только качества снимков, но и удобства пользования) Olympus C-8080 Wide Zoom является лучшей "электронной зеркалкой". Если учесть, что "электронные зеркалки" традиционно считаются "флагманами линейки" каждого из производителей цифровой фототехники, не будет преувеличением вывод о том, что на текущий момент C-8080 Wide Zoom является наиболее удачной любительской цифровой фотокамерой.
Выводы: можно рекомендовать "Олик" людям, которые увлекаются пейзажной, портретной, репортажной фотографией. После некоторого привыкания можно отлично снимать даже спорт. Единственный недостаток, который портит временами настроение, - это медленный автофокус в условиях слабого освещения. Учитывая, что существуют специальные программы для эффективного удаления шума, можно сказать, что больше недостатков не имеется. Рад буду поспорить с людьми, которые с этим не согласны!
Юрий ШУЛЬГАТ,
[email protected]
Горячие темы