В предыдущей статье, которая, как мы помним, была посвящена затайливанию графических изображений в программном продукте Adobe Photoshop, я вскользь упомянул о богатых средствах выделения разнообразных областей на редактируемой картинке. Поскольку эти инструменты - маленький ключик от очень большой дверцы, за которой скрывается недюжинное мастерство, мы, ведя разговор об обработке графики в народном любимце "Фотошопе", просто не можем не уделить им чуточку внимания.
Об альфа-каналах и выделении, в
целом
Обычно графический редактор позволяет выбрать прямоугольную или овальную область на растровом изображении. А вот в "Фотошопе" отряд "выделялок" дополняется несколькими видами инструмента лассо (Simple, Polygonal и Magnetic Lasso), волшебной палочкой (Magic Wand) и альфа-каналами (alpha channels). Суть работы лассо заключается в выделении объектов, изображенных на рисунке, по контуру. Волшебная палочка выбирает область с примерно одинаковым цветом и небольшой детализацией. Это можно использовать для удаления фона изображения. А вот альфа-канал - очень хитрое средство, которое позволяет пользователю создавать самые невероятные выделения, используя инструменты и фильтры Photoshop. Посмотрите на предложенные иллюстрации. Эти и более сложные эффекты как раз и создаются с помощью альфа-каналов. Давайте разберемся, как это делается.
В "Фотошопе" существует три вида каналов: цветовые, альфа-каналы и каналы spot color. Первые содержат информацию о цветовом режиме (RGB, CMYK, grayscale и др.) и создаются автоматически при открытии изображения. Последние могут быть использованы при выводе картинки на печать. Альфа-канал, в свою очередь, предназначен для хранения выделений в виде 8-битной черно-белой картинки. Т.е., грубо говоря, он позволяет нарисовать и запомнить так называемую маску - область выделения любой сложности с любыми границами. Именно нарисовать, причем при помощи любых инструментов и фильтров. Чисто белый цвет (FFFFFF) понимается как абсолютно выбранная область, а чисто черный (000000) - как абсолютно невыбранная. Серый цвет - это частичное выделение. Наверное, это все звучит довольно странно и непонятно. Особенно последнее предложение. Давайте перейдем к конкретным задачам и во всем разберемся. Начнем с фильтров.
Создаем выделение, используя
фильтры
Итак, выберем подопытное изображение. Далее переместимся в окошко Channels ("Каналы"), которое всегда можно вызвать из меню Window. Тут создадим новый канал, нажав на маленькую кнопку в нижней области окна (третья слева). Если все изображение окрасилось в черный цвет, то вы на верном пути. Теперь попробуем создать нечто похожее на первую иллюстрацию. Да-да, ту, которая немного напоминает витраж.
На созданном канале инструментом Rectangular Marquee Tool ("Выделялка") выберем прямоугольную область. Далее инвертируем выделение (Select > Inverse). Теперь применяем фильтр Stained Glass (Filter > Texture). В моем примере размер ячейки равен 25, толщина границы - 10. Нажимаем OK. Таким образом, мы разбили изображение по краям на ячейки. Можно сказать, что новое выделение готово. Теперь желательно поработать инструментом Eraser, чтобы удалить полые ячейки. Далее убираем прямоугольное выделение (Select > Deselect) и включаем все цветовые каналы, а созданный (по умолчанию Alpha1) - выключаем. Затем выбираем курсором все включенные каналы в диспетчере каналов и отправляемся в меню Select. Потом загружаем созданное выше выделение (Load Selection), указав в диалоговом окошке его имя (по умолчанию Alpha1). Теперь остается только залить выделенную часть изображения, т.е. границы ячеек. Указав цвет (в моем случае белый, хотя можно желтый или любой другой), выбираем Fill в меню Edit. Вот и все. Наверняка вы заметили, что на последнем шаге выбранной оказалась та область рисунка, которая была окрашена в белый цвет на альфа-канале. Подобным образом можно использовать и другие фильтры, добиваясь превосходных эффектов. :)
Эффекты с плавными переходами
С фильтрами, я думаю, мы разобрались. Теперь обратим наш взор на богатую палитру инструментов в Photoshop и познакомимся с инструментом Gradient Tool (Заливка градиентом). С его помощью попытаемся скрестить лимон и помидор, т.е. создать плавный переход от одной картинки к другой (смотри второй рисунок).
Вопреки всем ожиданиям, результат выглядит весьма аппетитно. Итак, приступим к селекции. В "Фотошопе" откроем два рисунка и определим, какое из них лучше пустить на фон. Пусть это будут лимоны. Далее копируем второе изображение (помидоры) на новый слой в окно с фоном. Теперь будем работать только с этим окном. Второе для удобства можно закрыть. Выделяем слой с помидорами и переходим на закладку Channels. В этом окошке создаем новый альфа-канал и вместо фильтра используем градиент (плавный переход от черного цвета к белому). Теперь, как и в первой части данного раздела, включаем остальные каналы и загружаем созданное выделение. После этих действий на рисунке появилась рамка. Удаляем ее нажатием на Delete. Все, готово! Данный слой с помидорами стал полупрозрачным, проявив находящиеся под ним лимоны. Теперь вы поняли, что такое частичное выделение? Если бы мы не удалили рамку выделения, а залили бы эту область любым цветом, то в результате получилось бы затуманивание изображения, т.е. плавный переход от него к выбранному цвету. И чем же мы, спрашивается, не селекционеры? :)
Заключение
Как вы понимаете, градиентная заливка - это не единственный инструмент, а фильтр Stained Glass - не единственный фильтр, пригодный для создания выделений, сохраняемых в альфа-каналах. Более того, Photoshop может работать с несколькими альфа-каналами сразу. Главное, чтобы сумма всех каналов не превышала 24. Нужно также помнить, что не все версии Photoshop позволяют создать невероятные выделения описанными выше способами. За версии 7 и CS вы можете не беспокоиться - они умеют работать с альфа-каналами. Более ранние, вроде, нет.
Вы еще продолжаете читать эти строки??? :) Ну-ка быстро тренироваться, чтобы потом поражать друзей и подруг своими "фотошоповскими" шедеврами! 8D
Виталий
КРАСИЛЬНИКОВ,
narthex@inbox.ru
Комментарии
Super !
Ura Photoshop !