14.000 лет вычислений за 9 месяцев
Система распределенных вычислений World Community Grid на 75% закончила расчет фолдинга белков в рамках проекта по расшифровке человеческого протеома.
Расшифровка протеома, то есть составление карты с описанием свойств каждого белка, который входит в человеческий организм, - одна из самых важных задач, стоящая перед современной медициной. Изучив функционирование белков, можно разработать эффективные лекарства для самых тяжелых болезней, например, рака.
Как мы уже сообщали в феврале, за первые три месяца работы участники вычислительной сети выполнили объем работы, эквивалентный 4.500 лет вычислений. Сейчас, после 9 месяцев, объем работы превысил 14.000 лет вычислений одного мощного ПК. К настоящему моменту в вычислительную сеть входят уже 134.789 компьютеров, в том числе 529 из России, 75 из Украины и 26 из Беларуси.
Главный спонсор - корпорация IBM - планирует объединить усилия с крупнейшими университетами и другими организациями по всему миру, чтобы вовлечь в проект как можно больше персональных компьютеров, вычислительные ресурсы которых не используются в полной мере. По расчетам IBM, в мире насчитывается около 650 млн. таких "недоиспользуемых" ПК.
Подкасты стали мобильными
Фирма Melodeo разработала программу Mobilcast для поиска и автоматической загрузки подкастов в мобильный телефон. На телефоне все подкасты размещаются по тематическим группам для облегчения серфинга, при этом доступен полнотекстовый поиск по заголовкам. Скачанные файлы сохраняются в мобильном телефоне, так что слушать их можно в любое время. Бесплатная программа Mobilcast будет выпущена в начале сентября 2005 г.
Подкасты - аудиофайлы, которые распространяются через интернет с использованием протокола RSS. Их можно загрузить на ПК или MP3-плеер. Изначально данный формат был популярен только среди технофилов, но сейчас подкасты получают все большее распространение среди широкой аудитории. По статистике фирмы Melodeo, сегодня их количество в Сети превышает 400 тыс., а новые создаются каждый день. Подкастами начали пользоваться официальные средства массовой информации - от американского радио Clear Channel Communications до делового журнала BusinessWeek. Компания Apple уже заявила, что в следующей версии программы iTunes будут встроены возможности по созданию и распространению аудиофайлов через RSS.
Английский язык вытесняют из веба
C каждым годом язык Шекспира все реже встречается в интернете. Хотя английский по-прежнему остается самым популярным языком в Сети, но статистика за июль 2005 г. показывает очередное сокращение его доли - уже до 31,6%. Занимающий второе место китайский язык (13,2%) значительно сократил отставание от лидера.
Здесь интересно проследить тенденцию. Прошлое исследование лингвистических составляющих веба проводилось в октябре 2004 г. Тогда количество англоязычных пользователей составляло 287 млн. человек, то есть 35,3% от общей интернет-аудитории, которая тогда равнялась 812 млн. человек. С тех пор количество интернетчиков выросло до 938 млн., а количество англоязычных пользователей осталось практически неизменным. Результат для английского языка печален - минус 3,7 процентных пункта. География подключения новых интернетчиков такова, что доля "инглиша" будет продолжать очень быстро сокращаться и в будущем.
В целом, на планете английским языком владеют 1.107 млн. человек, в то время как китайским - 1.330 млн. То есть английский язык удерживает первое место в Сети исключительно за счет большего проникновения интернета среди англоязычного населения (26,8%), по сравнению с китайцами (9,3%). Когда проникновение станет одинаковым, китайский неизбежно выйдет на первое место.
Анатолий АЛИЗАР
Жидкие линзы для камерафонов
Группа ученых из Сингапурского Institute of Materials Research and Engineering разработала новый тип компактных линз на основе жидкости. Устройство под названием Fluidlens действует по принципу человеческого глаза, меняя форму и оптическую силу в зависимости от того, на какое расстояние надо сфокусироваться. Точный принцип действия производителем не объясняется, хотя из иллюстраций можно заключить, что жидкость нагнетается внутрь оболочки из какого-то эластичного прозрачного материала. Жидкая линза может найти широкое применение в камерафонах и миниатюрных цифровых камерах, тем более, что право на производство устройств уже куплено компанией PGS Precision. Последняя предполагает в течение следующих полутора лет вести тестирование и доводку образцов и затем начать поставки производителям фототелефонов. Похожие разработки линз с управляемой геометрией на основе жидкостей уже существуют, но ни одна пока не дошла до уровня коммерческого применения. Между тем PGS Precision утверждает, что новые объективы будут на 20% дешевле существующих, а качество фотографий, сделанных при помощи прототипа, значительно превосходит стандартные объективы современных камерафонов.
Гиперткань
Группа ученых из Плимутской HMC Media Lab разработала оригинальный интерфейс под названием Hyperfabric (что в переводе на русский означает "гиперткань"). Гиперткань представляет собой очень эластичный материал, натянутый на раму и буквально окруженный различной вспомогательной электроникой. Изображение на экран проецируется с компьютера при помощи проектора. Система инфракрасных излучателей и датчиков определяет, в каком месте и с какой силой пользователь давит на ткань. Компьютер обсчитывает получившуюся деформацию и нужным образом изменяет отображаемое на экране изображение. В результате получается весьма интерактивный экран, который позволяет осуществлять управление простыми жестами и одновременно создает иллюзию трехмерности. Действительно, допустим, на картинке изображен прозрачный лесной ручей с плавающей у дна рыбой. Стоит достаточно глубоко погрузить руку в ткань, и компьютер, просчитав глубину погружения, позволит схватить нарисованную рыбину. Опять же, отличная демонстрация возможностей Hyperfabric - любая компьютерная игра с использованием магии. Заклинания теперь в буквальном смысле можно изображать с помощью жестов, которые сразу же будут сопровождаться визуальными эффектами вроде искр или молний. Устройство было продемонстрировано на литературном фестивале Port Eliot и произвело настоящую сенсацию. Действительно, в какой еще дисплей можно погрузить голову и увидеть, что же там за ним находится.
Виртуальное телевидение
Японское Министерство внутренних дел и коммуникаций собирается организовать специальную исследовательскую группу, которая займется разработкой телевидения нового поколения - с использованием технологий виртуальной реальности. Предполагается, что в состав этой группы войдут представители правительства, научных организаций и медиа-индустрии. Что касается самого ВР-телевидения, то четкого описания требований еще нет. Но считается, что оно должно уметь показывать объемную картинку качества не хуже, чем современное HDTV, а также дать зрителю возможность интерактивно взаимодействовать с изображением и, возможно, воздействовать на другие органы чувств (например, на обоняние). Сроку разработчикам правительство дало до 2020 года. Интересно, удастся ли японцам за 15 лет создать такое чудо техники и как оно будет выглядеть. Хотя, в последние годы большая часть исследований технологий виртуальной реальности ведутся именно японцами - возможно, у них уже накопилась критическая масса разработок, которая позволит совершить такой технологический прорыв.
Константин АФАНАСЬЕВ
Toshiba первой внедряет
перпендикулярную запись
Компания Toshiba с гордостью сообщила о том, что стала первым производителем жестких дисков, внедрившим перпендикулярную запись в массовые продукты. Речь идет о 1.8-дюймовом жестком диске MK4007GAL, в котором при помощи новой технологии удалось разместить 80 Гб информации на одной пластине. Этот винчестер, имея вес 51 г и толщину всего 5 мм, будет использоваться в MP3-плеерах нового поколения, выпускаемых Toshiba, Apple и другими производителями.
Впрочем, первенство Toshiba в этой области можно оспорить. Да, компания анонсировала перпендикулярные винчестеры еще в декабре 2004 года, но тогда было еще рано говорить о производстве. А сегодня перпендикулярную запись внедряют практически все производители. Например, японская компания Showa Denko тоже начала выпуск 1.8-дюймовых винчестеров, а Seagate анонсировала ноутбучные винчестеры Momentus 4200.3, тоже использующие перпендикулярную запись. Toshiba же пока не использует эту технологию в мобильных винчестерах: новая модель MHV2160BT, имеющая рекордную емкость 160 Гб, построена с использованием старых методов записи.
Макс КУРМАЗ
Видеоигры вызывают агрессию
Исследованием исследований занималась Джессика Никол (Jessica Nicoll) с коллегами из университета Святого Лео во Флориде (Saint Leo University). Работа Джессики включала анализ разнообразных исследований, посвященных связи проявлений агрессивности с жестокими видеоиграми и проведенных за последние 20 лет.
Выводы, которые сделала Джессика и коллеги, были представлены на ежегодном собрании Американского психологического общества (American Psychological Association). Абсолютное большинство исследований, изученных Никол, обнаружили связь между актами насилия и игрой в жестокие видеоигры. В одном из исследований, в частности, говорилось о том, что достаточно 10 минут игры, чтобы психологические тесты, проведенные сразу после этого, зафиксировали повышения уровня агрессивности.
Американская психологическая общественность восприняла угрозу всерьез и приняла резолюцию, рекомендующую понижение "жестокости" игр и интерактивных медиа-продуктов, предназначенных для детей и подрастающего поколения.
Intel расширяет программу обучения в
Индии
Intel планирует существенно усилить свое присутствие в Индии за счет расширения своей образовательной программы. В сотрудничестве с местной тренинговой компанией Intel будет обучать индийских специалистов методам оптимизации ПО для решений Intel, предоставлять образцы кода и оказывать содействие в решении возникающих проблем. В начальной фазе основной задачей тренинга будет обучение программистов работе с многоядерными процессорными системами.
Обучающие курсы Intel предназначены как для квалифицированных разработчиков, так и для студентов. Планируется, что в течение ближайших нескольких лет обучение пройдут, по меньшей мере, 50.000 специалистов. В дальнейшем программу планируется распространить на Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Игра в любовь поставлена на карту
Новое применение сервису Google Maps нашли разработчики Джефф Маршалл (Jeff Marshall) и Грег Лин (Greg Lin). Связав Google Maps и американский сайт онлайновых знакомств HotOrNot, они получили сервис HotMaps, позволяющий быстро найти себе новых друзей поблизости от своего дома.
Пользоваться новым сервисом очень просто. Достаточно выбрать нужное себе место на сайте HotMaps, чтобы на карте появились маркеры, обозначающие места проживания зарегистрированных пользователей HotOrNot. Кликнув по маркеру, можно прочитать ту информацию, которую пользователь пожелал оставить о себе в базе данных HotOrNot. Правда, информация о точном адресе пользователя, конечно, не выводится - определение местонахождения производится по почтовому индексу. Кроме того, выводится информация только о тех пользователях, которые явно заявили о своем желании встретиться.
Это только один из примеров того, как можно использовать бесплатный сервис, если к нему имеется общедоступное API. Наверняка в ближайшее время появится еще много оригинальных сервисов на основе API от Google Maps.
Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by
В борьбе за петафлопы
Очередной рекорд скорости вычислений в классе суперкомпьютеров готовятся побить инженеры трех стран - США, Японии и Китая. С Японией и США все понятно - они давние соперники в этой гонке. Японский Earth Simulator, предназначенный для моделирования климата, в 2002 году стал рекордсменом скорости. На это IBM, Cray и Silicon Graphics при поддержке DARPA ответили своими машинами и вернули себе пальму первенства, заняв в июне этого года первые три позиции Top500 и отодвинув Earth Simulator на четвертое место.
Теперь в гонку включился и Китай, намерения которого также самые серьезные. На сегодняшний день эта страна обладает 19 суперкомпьютерами, входящими в мировой рейтинг Top500, и это составляет предмет национальной гордости китайцев.
Действующий чемпион, показавший результат 136 триллионов операций в секунду, успешно работает в Ливерморской национальной лаборатории США.
На горизонте же маячит заветный петафлопный рубеж, после преодоления которого быстродействие будет исчисляться в квадриллионах операций в секунду. По оценкам американских и японских экспертов, стоимость петафлопных машин будет составлять порядка 1 миллиарда долларов, а появиться они должны к концу текущего десятилетия. Китай и Япония уже объявили о готовности инвестировать их разработку. В Китае разработкой суперкомпьютеров нового поколения будут заниматься три компании - Lenovo Group, Dawning и Galactic Computer. В США работы по преодолению петафлопного рубежа начали Cray, IBM и Sun Microsystems при поддержке Пентагона.
ПК, который всегда с тобой
Облегчить жизнь пользователю ПК, выполняющему работу то дома, то в офисе, то в командировке, решили исследователи из IBM Research и предложили систему под названием SoulPad (что-то вроде "душа на ладони"). Внешне она выглядит как маленькая коробочка, подключаемая к стационарному ПК через порт USB 2.0. С ее помощью можно сделать своеобразный клон рабочего ПК со всем установленным ПО, со всеми персональными настройками, открытыми окнами и даже потоками данных в работающих приложениях. По существу, SoulPad - это переносной жесткий диск с USB-портом, самоконфигурирующейся операционной системой и специальным софтом, создающим на чужом компьютере временную виртуальную машину. Переносить можно образы машин, работающих под управлением как Windows, так и Linux.
Теперь, уезжая в командировку, не будет необходимости обременять себя ноутбуком. Достаточно на новом месте получить доступ к любому компьютеру и с помощью SoulPad превратить его в "свой" с возможностью продолжать работу с того места, на котором она была прервана до отъезда. При этом никакое дополнительное ПО на чужой компьютер устанавливаться не будет. SoulPad отменяет также и необходимость синхронизации данных при попеременной работе то дома, то в офисе.
Тесты показывают, что на создание образа текущей сессии SoulPad требуется примерно 26 секунд, а на восстановление его на другой машине - 134 секунды.
Не забыли в IBM и о безопасности: вся информация внутри SoulPad надежно шифруется.
Пока на 3-й Международной конференции по мобильным системам (Сиэтл, 6-8 июня 2005 г.) были продемонстрированы действующие прототипы системы, о сроках запуска ее в серийное производство и ориентировочных ценах еще ничего не известно. Но в IBM полагают, что в перспективе систему SoulPad можно будет внедрить также в сотовые телефоны, плееры, цифровые камеры и USB-ключи.
Подробности на: research.ibm.com/WearableComputing/SoulPad/soulpad.html.
Сергей САНЬКО
Горячие темы